Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Виноградовой О.Н, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края Полукеевой Е.А. на решение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 11 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 12 июля 2023 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к министерству лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Цареву М.Г, полагавшую оставить принятые по делу судебные акты без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Николаевский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к министерству лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к ликвидации места несанкционированного размещения отходов, расположенного в квартале N 173 выдела 31 Магинского участкового лесничества Николаевского лесничества Николаевского муниципального района Хабаровского края; возложении обязанности произвести очистку загрязненных земель лесного фонда в квартале N 173 выдела 31 Магинского участкового лесничества Николаевского лесничества в течение 1 года с момента вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки выявлено, что на земельном участке лесного фонда с кадастровым номером N, в квартале N 173 выдела 31 Магинского участкового лесничества Николаевского лесничества, на расстоянии 1, 2 км от жилого массива "Овсяное Поле" п. Маго Николаевского района Хабаровского края расположена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов. Обязанность по ликвидации места несанкционированного размещения отходов производства и потребления на землях лесного фонда возложена на министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края, однако административный ответчик надлежащим образом не выполняет возложенные на него законом обязанности, что негативно влияет на состояние природной среды и санитарно-эпидемиологическую обстановку.
Решением Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 11 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 12 июля 2023 года, административное исковое заявление Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора удовлетворено, признано незаконным бездействие министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края, выразившееся в непринятии мер к ликвидации места несанкционированного размещения отходов, расположенного в квартале N 173 выдела 31 Магинского участкового лесничества Николаевского лесничества Николаевского муниципального района Хабаровского края; на министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края возложена обязанность произвести очистку загрязненных земель лесного фонда в квартале N 173 выдела 31 Магинского участкового лесничества Николаевского лесничества Николаевского муниципального района Хабаровского края в течение 1 года с момента вступления решения в законную силу.
7 сентября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя административного ответчика министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края Полукеевой Е.А, поданная 20 августа 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.
В кассационной жалобе административный ответчик указывает, что ликвидация несанкционированных свалок на землях лесного фонда не является переданным полномочием Российской Федерации в области лесных отношений. В силу положений законодательства об отходах производства и потребления осуществление мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок необходимо предусматривать в составе региональных программ в области обращения с отходами за счет средств региональных бюджетов. Также не учтено, что ликвидация несанкционированных свалок, размещенных в лесах, является обязанностью собственника земельного участка - Российской Федерации в лице Росимущества. Законодательством не предусмотрено выделение органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, средств субвенций из федерального бюджета на мероприятия по очистке земель лесного фонда от отходов производства и потребления (несанкционированных свалок).
Административный ответчик о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен своевременно и в надлежащей форме, его представитель в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений, влекущих отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 50.7, 60.12, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 года N 2047, правовыми позициями, изложенными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года N 26-П, принимая во внимание полномочия министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края, предусмотренные Положением о министерстве, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2021 года N 707-пр, и установив, что несанкционированная свалка бытовых отходов расположена на земельном участке лесного фонда, находящемся в федеральной собственности и не переданным по договору аренды, суды пришли к выводу о том, что организация мероприятий по ликвидации данной свалки отнесена к полномочиям министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края, поэтому признали обоснованными заявленные прокурором административные исковые требования.
Оснований не согласиться с выводами судебных инстанций не имеется.
В соответствии со статьей 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству (часть 1).
Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 3).
Частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), управление ими отнесено к ведению Российской Федерации, в то же время Российская Федерация в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
В силу пункта 3.12 Положения о министерстве лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2021 года N 707-пр, на министерство возложены функции по осуществлению на землях лесного фонда на территории Хабаровского края полномочий, перечисленных в пункте 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что ликвидация несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на земельном участке лесного фонда, отнесено к полномочиям министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края.
Доводы кассационной жалобы о том, что ликвидация несанкционированных свалок на землях лесного фонда не относится к полномочиям, переданным органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации; Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом осуществляет правомочия собственника в отношении земель лестного фонда, включая ликвидацию размещенных на них несанкционированных свалок, выводов судов, изложенных в обжалуемых судебных актах, не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку из вышеприведенных законоположений следует, что полномочия по охране и защите лесов на землях лесного фонда включают в себя, в том числе полномочия по охране и защите лесов от загрязнения отходами производства и потребления, по ликвидации выявленных на землях лесного фонда несанкционированных свалок.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 8); осуществления выявления объектов накопленного вреда окружающей среде и организации ликвидации такого вреда в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (пункт 173).
Согласно части 2 статьи 13.2 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами должна содержать перечень мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, направленных на выявление мест несанкционированного размещения отходов; предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидацию его последствий.
Таким образом, ликвидация несанкционированных свалок на землях лесного фонда отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые подлежат реализации за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий по охране лесов, либо за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации путем организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, обращения с твердыми коммунальными отходами.
Учитывая, что кассационная жалоба не содержит ссылок на существенные нарушения судами норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита прав и законных интересов органа исполнительной власти Хабаровского края, оснований для ее удовлетворения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 11 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 12 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.