Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Виноградовой О.Н, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы административного ответчика Министерства транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области, заинтересованного лица Правительства Сахалинской области на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 14 декабря 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 11 мая 2023 года, принятые по административному делу по исковому заявлению прокурора Томаринского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному казенному учреждению "Управление автомобильных дорог Сахалинской области", Министерству транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Цареву М.Г, полагавшую принятые по делу судебные акты оставить без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Томаринского района Сахалинской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ГКУ "Управление автомобильных дорог Сахалинской области", Министерству транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области, в котором с учетом последующего уточнения заявленных требований просил возложить на ГКУ "Управление автомобильных дорог Сахалинской области" обязанность выполнить мероприятия по приведению технического состояния моста через реку Черная речка на км 132+273, расположенного на автомобильной дороге Невельск - Томари - аэропорт Шахтерск, в нормативное состояние, а именно: устранить дефекты мостового полотна, пролетного строения, опор, регуляционных сооружений, подходов в соответствии с паспортом моста в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области обязанность обеспечить финансирование работ по приведению технического состояния указанного моста в нормативное состояние в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в результате проведенной проверки по вопросу безопасности дорожного движения установлено, что искусственное сооружение - мост, расположенный через реку Черная речка на км 132+273 автомобильной дороги Невельск - Томари - аэропорт Шахтерск, переданной в оперативное управление ГКУ "Управление автомобильных дорог Сахалинской области", находится в ненормативном (неудовлетворительном) состоянии, не отвечает требованиям пунктов 5.59, 5.61 СП 35.13330.2011, поэтому необходимо проведение его ремонта. Обязанность по обеспечению соответствия мостовых сооружений установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения возлагается на ГКУ "Управление автомобильных дорог Сахалинской области. Финансирование дорожной деятельности в отношении таких автомобильных дорог является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Протокольным определением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 14 ноября 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика привлечено Правительство Сахалинской области.
Решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 14 декабря 2022 года административные исковые требования прокурора Томаринского района удовлетворены, на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области возложена обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу провести финансирование работ по приведению технического состояния мостового сооружения через реку Черная речка на км 132+273, расположенного на автомобильной дороге Невельск - Томари - аэропорт Шахтерск, в нормативное состояние в соответствии с техническим паспортом; на Государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог Сахалинской области" возложена обязанность в течение 12 месяцев с момента обеспечения финансирования выполнить мероприятия по приведению технического состояния мостового сооружения через реку Черная речка на км 132+273, расположенного на автомобильной дороге Невельск - Томари - аэропорт Шахтерск, в нормативное состояние в соответствии с техническим паспортом, а именно: устранить дефекты мостового полотна, пролетного строения, опор, регуляционных сооружений, подходов.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 23 марта 2023 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 11 мая 2023 года решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 14 декабря 2022 года оставлено без изменения.
28 августа и 5 сентября 2023 года административным ответчиком Министерством транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области и заинтересованным лицом Правительством Сахалинской области поданы кассационные жалобы, поступившие в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 11 и 7 сентября 2023 года соответственно, в которых ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов в части возложенной на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области обязанности и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором к министерству административных исковых требований.
В обоснование кассационных жалоб заявители указывают, что при принятии судебных актов судами не учтены нормы бюджетного законодательства, Законом Сахалинской области от 26 декабря 2022 года N 115-ЗО "Об областном бюджете Сахалинской области на 2023 и плановый период 2024 и 2025 годов" проведение работ по ремонту мостового сооружения через реку Черная речка не предусмотрено. Исполнение обжалуемого решения повлечет нецелевое расходование бюджетных средств. Финансирование работ по ремонту мостового сооружения возможно только в случае внесения изменений в закон об областном бюджете, что относится к компетенции представительного органа. Установленный судом срок для исполнения решения суда является неразумным, определен без какого-либо обоснования.
Административные ответчики, заинтересованное лицо о месте и времени рассмотрения кассационных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме, их представители в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений не допущено.
Разрешая административный спор, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Сахалинской области, утвержденных постановлением Правительства Сахалинской области от 23 июня 2011 года N 238, Положением о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области, утвержденным постановлением Правительства Сахалинской области от 21 сентября 2011 года N 384, и установив, что автомобильная дорога Невельск - Томари - аэропорт Шахтерск протяженностью 290, 171 км является собственностью Сахалинской области, в 2007 году передана на праве оперативного управления ГКУ "Управление автомобильных дорог Сахалинской области", постановлением Правительства Сахалинской области от 18 июля 2013 года N 355 "Об утверждении перечня и идентификационных номеров автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Сахалинской области" указанная автомобильная дорога включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, согласно техническому паспорту мостового сооружения через реку Черная речка на км 132+273 автомобильной дороги Невельск - Томари - аэропорт Шахтерск, составленному ООО "Экспертцентр" по состоянию на 2 июля 2021 года, данный мост имеет дефекты, влияющие на его эксплуатационные характеристики, общее техническое состояние моста в соответствии с ОДМ 218.3.014-2011 оценивается в 2 балла, категория состояния неудовлетворительное, пришли к выводу
о том, что административными ответчиками в пределах своих полномочий не принимаются меры по приведению мостового сооружения в нормативное состояние в целях обеспечения безопасного проезда по нему, поэтому удовлетворили заявленные прокурором требования.
Данные выводы судов основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют установленным делу обстоятельствам.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
На основании части 1 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (часть 4 названной статьи).
В соответствии с основными понятиями, содержащимися в статье 3 названного Федерального закона, к автомобильной дороге, как объекту транспортной инфраструктуры отнесены искусственные дорожные сооружения, в том числе мосты.
При рассмотрении дела судами установлено, что мост через реку Черная речка на участке автомобильной дороги Невельск - Томари - аэропорт Шахтерск имеет дефекты, при которых эксплуатация данного моста, несоответствующего по своим техническим характеристикам нормативным требованиям, создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, причинения вреда жизни и здоровью, имуществу граждан.
Возлагая на ГКУ "Управление автомобильных дорог Сахалинской области" обязанность организовать работы по приведению автомобильного моста в состояние, соответствующее нормативам, суд обоснованно исходил из того, что данная обязанность вытекает из уставных целей данного казенного учреждения, которыми является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Сахалинской области.
При возложении обязанности на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области обеспечить финансирование ремонта моста суд учитывал, что Правительство Сахалинской области осуществляет полномочия собственника в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения на территории области, реализация полномочий органов государственной власти Сахалинской области в сфере дорожной деятельности осуществляется через указанное министерство, являющееся главным распорядителем средств бюджета области на соответствующие цели.
С учетом публичных полномочий административных ответчиков в области осуществления дорожной деятельности суд, удовлетворяя административные исковые требования прокурора, правильно распределил между ответчиками обязанности по обеспечению приведения автомобильного моста на автомобильной дороге регионального значения в техническое состояние, соответствующее требованиям безопасности дорожного движения.
Доводы кассационных жалоб Правительства Сахалинской области и Министерства транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области выводы судов не опровергают, поскольку в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется, прежде всего, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Формирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в соответствие с требованиями технических регламентов.
В соответствии с пунктом 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком (органом или лицом, наделенными публичными полномочиями) конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия.
Ссылка административного ответчика и заинтересованного лица в кассационных жалобах на то, что установленный судом срок исполнения возложенной обязанности является неразумным, не может быть принята во внимание, поскольку выводы суда в части установленного срока являются мотивированными, судом приняты во внимание обстоятельства, влияющие на надлежащее исполнение требований судебного акта.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационных жалоб не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 14 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 11 мая 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области и Правительства Сахалинской области - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.