Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А. и Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Правительства Сахалинской области и кассационную жалобу министерства транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 14 декабря 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 27 апреля 2023 года по административному делу по исковому заявлению прокурора Томаринского района Сахалинской области в интересах неопределённого круга лиц к государственному казенному учреждению "Управление автомобильных дорог Сахалинской области", министерству транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области, заинтересованное лицо Правительство Сахалинской области, о возложении обязанности профинансировать и выполнить мероприятия по приведению технического состояния путепровода в нормативное состояние в соответствии с техническим паспортом.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, объяснения представителя Правительства Сахалинской области и министерства транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области ФИО5, поддержавшей доводы кассационных жалоб, возражения относительно доводов кассационных жалоб прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО6, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Томаринского района Сахалинской области обратился в Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в защиту интересов неопределённого круга лиц с вышеназванным исковым заявлением и, с учётом уточнения исковых требований, просил возложить на государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог Сахалинской области" (далее - ГКУ "Управление Сахалинавтодор") обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия по приведению технического состояния путепровода через железную дорогу на км 125+295, расположенного на автомобильной дороге "Невельск - Томари - аэропорт Шахтерск", в нормативное состояние, а именно устранить дефекты мостового полотна, пролётных строений, опорных частей, опор, регуляционных сооружений, подходов, в соответствии с паспортом моста; возложить на министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести финансирование работ по приведению технического состояния путепровода через железную дорогу на км 125+295, расположенного на автомобильной дороге "Невельск - Томари - аэропорт Шахтерск", в нормативное состояние, указав в обоснование заявленных требований, что искусственное сооружение - путепровод через железную дорогу на км 125+295, являющегося технологической частью указанной автомобильной дороги, находится в неудовлетворительном, неисправном, ограниченно работоспособном состоянии, выявленные нарушения и дефекты указывают на необходимость проведения капитального ремонта, свидетельствуют о неисполнении ответчиком требований законодательства о безопасности дорожного движения в МО "Томаринский городской округ" и обеспечения соответствия состояния мостовых сооружений при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.
Определениями суда от 23 августа 2022 года, от 14 ноября 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области, Правительство Сахалинской области.
В суде первой инстанции дело рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства.
Решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 14 декабря 2022 года, с учётом определения от 01 марта 2023 года об исправлении описки в решении суда, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 27 апреля 2023 года, исковые требования прокурора удовлетворены.
07 сентября 2023 года и 11 сентября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступили кассационные жалобы Правительства Сахалинской области и министерства транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области, поданные через Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области 29 августа 2023 года и 05 сентября 2023 года соответственно, в которых ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов в части возложения на министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области обязанности по финансированию работ по приведению в нормативное состояние путепровода через железную дорогу на км 125+295, расположенного на автомобильной дороге "Невельск - Томари - аэропорт Шахтерск", в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, и об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В обоснование своей позиции кассаторы сослались на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Так, по мнению кассаторов, судами не учтены нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующие полномочия и ответственность главного распорядителя бюджетных средств, а именно, министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области как главный распорядитель бюджетных средств, действуя исключительно в рамках бюджетных полномочий, регулируемых бюджетным законодательством, вправе лишь выйти с инициативой о включении соответствующего объекта в адресную инвестиционную программу, и только при условии такого включения и выделения на указанные цели бюджетных средств, у Министерства возникнет обязанность по финансированию соответствующих мероприятий. Поскольку, согласно выводам, изложенным в паспорте путепровода, для приведения сооружения в нормативное техническое состояние требуется реконструкция, а проекты по реконструкции осуществляются на основании адресной инвестиционной программы. Срок исполнения обязанности по финансированию работ в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу является необоснованным (не приведены критерии обоснованности установления такого срока). Мостовое сооружение с балльной оценкой 2 подлежит эксплуатации, в том числе с обеспечением безопасности дорожного движения. Остаточный срок службы моста определён - 12 лет.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 18 сентября 2023 года кассационные жалобы Правительства Сахалинской области и министерства транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области переданы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб с использованием системы видеоконференц-связи извещены своевременно и в надлежащей форме, представитель ГКУ "Управление Сахалинавтодор" в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационные жалобы в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, объяснения представителя Правительства Сахалинской области и министерства транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области ФИО5, возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО6, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационных жалоб и административного дела не усматривается.
Принимая оспариваемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, сославшись на положения части 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 3, 6, 12 статьи 3, пунктов 5, 6, 11 статьи 12, пункта 2 статьи 15, частей 1, 4 статьи 17, пункта 1 статьи 33 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пунктов 3.4, 3.4.1, 3.4.2, 3.22, 3.35, 3.39 Положения о министерстве транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области, утверждённого постановлением Правительства Сахалинской области от 21 сентября 2011 года N 384, пунктов 2.1, 3.1.3, 7.1 Устава ГКУ "Управление Сахалинавтодор", установили, что автомобильная дорога "Невельск - Томари - аэропорт Шахтерск", на основании постановления администрации Сахалинской области от 09 августа 2004 года N 119-па, является собственностью Сахалинской области, включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, протяженность дороги составляет 290, 171 км; распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Сахалинской области от 15 марта 2007 года N 181-р ГКУ "Управление Сахалинавтодор" на праве оперативного управления передан комплекс указанной автомобильной дороги, в том числе организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог; что согласно техническому паспорту путепровода через железную дорогу на км 125+295 автомобильной дороги "Невельск - Томари - аэропорт Шахтерск", составленному ООО "Мосты и дороги проект" по состоянию на 02 декабря 2019 года, путепровод имеет дефекты мостового полотна, пролётных строений, опорных частей, опор, фундаментов, регуляционных сооружений, подходов, конусов;
общее техническое состояние моста, в соответствии с ОДМ 218.3.014-2011, оценивается в 2 балла, категория состояния "неудовлетворительное, неисправное, ограниченно-работоспособное", по ОДН 218.017-2003 присвоена категория "В", не обеспечена плавность движения и не обеспечены скорости, установленные экономическими соображениями; для приведения сооружения в нормативное техническое состояние необходимо проведение реконструкции путепровода, и исходя из того, что спорный путепровод не соответствует требованиям нормативной документации, а также что его ремонт, реконструкция является обязанностью ГКУ "Управление Сахалинавтодор", а финансирование указанной деятельности является обязанностью органа исполнительной власти Сахалинской области - министерства транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области, пришли к правильному выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции представителем Правительства Сахалинской области и министерства транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области, в том числе в своих кассационных жалобах, не представлено.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Выводы судов мотивированы и в кассационных жалобах по существу кассаторами не опровергнуты. Нарушения требований статей 60, 61, 62, 64, 84 КАС РФ при сборе и оценке доказательств, равно как и нарушения норм материального права, при рассмотрении данного дела судами не допущено.
Судами двух инстанций дана оценка всем доводам кассаторов, вновь изложенным в кассационных жалобах, с учётом обстоятельств дела и применительно к нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, результаты оценки отражены в обжалуемых судебных постановлениях.
Вопреки доводам кассационных жалоб, судами первой и апелляционной инстанции применено соответствующее действующее законодательство, исследованы все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы лиц, участвующих в деле, при рассмотрении и разрешении административного дела судами правильно были определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего спора.
Между тем, в кассационных жалобах кассаторы по существу просят дать иную оценку обстоятельствам дела, а также имеющимся в материалах дела доказательствам.
Мотивы, по которым суд возложил на министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области обязанность по финансированию работ по приведению технического состояния путепровода через железную дорогу на км 125+295, расположенного на автомобильной дороге "Невельск - Томари - аэропорт Шахтерск", в нормативное состояние, приведены в мотивировочной части решения суда первой инстанции и апелляционном определении, и считать их неправильными у судебной коллегии суда кассационной инстанции оснований не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области вправе только лишь выйти с инициативой о включении соответствующего объекта в адресную инвестиционную программу, и только при условии такого включения и выделения на указанные цели бюджетных средств, у Министерства возникнет обязанность по финансированию соответствующих мероприятий, суд кассационной инстанции признает несостоятельными, основанными на неверном субъективном толковании норм материального права, поскольку министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области, как главный распорядитель бюджетных средств, обязано в целях реализации полномочий, установленных Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Положением о министерстве транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области, утверждённого постановлением Правительства Сахалинской области от 21 сентября 2011 года N 384, финансировать мероприятия в подведомственной сфере деятельности включая финансирование деятельности подведомственных учреждений; выступать в качестве получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него полномочий; осуществлять дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Сахалинской области; разрабатывать нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Сахалинской области.
Довод кассационной жалобы о том, что срок исполнения обязанности по финансированию работ в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу является необоснованным (не приведены критерии обоснованности установления такого срока), не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку в случае наличия обстоятельств, объективно затрудняющих исполнение судебного акта в установленный срок, административные ответчики вправе обратиться в суд первой инстанции с заявлением в порядке статьи 358 КАС РФ по вопросу отсрочки его исполнения.
Доводы кассационных жалоб не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, так как не содержат правовых оснований к их отмене, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также к выражению несогласия с оценкой судами доказательств по делу и обстоятельств, послуживших основанием для выводов судов по существу спора.
Между тем, решение вопроса исследования и оценки доказательств в силу статей 178, 308, 310 КАС РФ отнесено к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции, поэтому связанные с ним доводы кассаторов, согласно части 3 статьи 329 КАС РФ, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
В частности, положения части 3 статьи 329 КАС РФ, находясь в системной взаимосвязи с другими положениями главы 35 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанции, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационных жалоб.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Ревизия доказательственной стороны данного спора, заложенная в доводах жалоб, находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационных жалоб, судами допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 14 декабря 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 27 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Сахалинской области и кассационную жалобу министерства транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.