Судья судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции Ровенко П.А., рассмотрев единолично без проведения судебного заседания кассационную жалобу ФИО1 на определения судьи Пожарского районного суда Приморского края от 1 июня 2023 года о возвращении административного искового заявления и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 2 августа 2023 года,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Пожарский районный суд Приморского края с административным исковым заявлением к Думе Пожарского муниципального округа Приморского края, главе Пожарского муниципального округа Приморского края, Правительству Приморского края, краевому государственному автономному учреждению "Краевая спортивная школа олимпийского резерва", в котором просил:
- запретить реализацию проектов строительства гребной базы, набережной, физкультурно-оздоровительного центра в п. Лучегорск в предложенных вариантах;
- обязать административных ответчиков образовать комплексную рабочую группу из экспертов, специалистов, желающих граждан (в частности ФИО1), других представителей заинтересованных лиц для разработки единого комплексного проекта обустройства всей береговой зоны с учётом имеющихся и предлагаемых возможностей, интересов всех заинтересованных лиц и населения;
- обязать административных ответчиков создать на сайте Пожарского муниципального округа Приморского края форум в текущем режиме с информацией о предложениях, ходе обсуждения и движения разработки данного единого комплексного проекта; а также вынести итоговый комплексный проект на предварительные слушания населением, а затем - на конференцию делегатов граждан п. Лучегорск для принятия решения о разрешении его реализации.
Определением судьи Пожарского районного суда Приморского края от 15 мая 2023 года данное административное исковое заявление оставлено без движения на основании части 1 статьи 130, части 2 статьи 220, части 3 статьи 222 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), ФИО1 предложено в срок до 31 мая 2023 года устранить имевшиеся недостатки, указав в административном исковом заявлении:
- наименование, номер, дату принятия оспариваемых решений, дату и место совершения оспариваемых действий (бездействия);
- сведения о том, в чём заключается оспариваемые бездействия (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями);
- нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решения, действия (бездействие);
- сведения о том, подавались ли в вышестоящий в порядке подчинённости орган или вышестоящему в порядке подчинённости лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении, если да, то указать дату её подачи и результат рассмотрения;
- требование о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями;
а также представив:
- документы, указанные в приложении к поданному административному исковому заявлению;
- уведомление либо иной документ, подтверждающий вручение административным ответчикам копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, либо представить копии административного искового заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц.
Копия определения об оставлении административного искового заявления без движения была получена ФИО1 22 мая 2023 года.
31 мая 2023 года в Пожарский районный суд поступило письменное сообщение административного истца, в котором указывалось, что им оспариваются:
- дизайн-проект набережной Лучегорского водохранилища от 2023 года, проект гребной базы от 2023 года, постановление от 24 августа 2022 года N 622-па "О подготовке проектной документации на строительство Физкультурно-оздоровительного комплекса в пгт. Лучегорск";
- действия (бездействие) административных ответчиков по порядку разработки, принятия и реализации проектов, постановления, выразившиеся в непредоставлении общественно-экономического обоснования независимых экспертов на предмет их необходимости в совокупности и совместимости с другими объектами и проектами со схожими и аналогичными назначениями (безопасность, эффективность, надёжность, окупаемость); в непредоставлении разрешения Роспотребнадзора и других органов надзора; в непредоставлении единого комплексного генерального проекта гармоничного перспективного развития п. Лечегорск, консолидирующего и объединяющего средства и финансирование всех проектов, частью которого являлись бы навязываемые проекты; в непрохождении проектов в широкое гласное обсуждение с учётом основных проблем; в непредоставлении разрешения реализации навязываемых проектов населения в форме решения конференции делегатов граждан п. Лучегорск; в бесконтрольности административных ответчиков над субъектами, действующими на территории Пожарского муниципального округа Приморского края и реализующих проекты, на которые не получено разрешение решением населения; в уклонении в вынесении ответчиками проектов на обсуждение и принятие решения населением; в бездействии в контроле за реализацией проектов Бассейна, Ледового Дворца, Школы с бассейном на 1200 мест, в возмещении ущерба с виновных за невведение объектов в эксплуатацию; в игнорировании предложений ФИО1 по урегулированию нарушений закона, прав фирмы, народа п. Лучегорск в досудебном порядке и о содействии фирме в восстановлении услуг досуга и проката катамаранов, строительстве Центра Туризма и Досуга на базе повреждённой после поджога базы проката; в уклонении от обустройства изоляции фекальных канализационных стоков в зону реализации проектов, что влечёт бессмысленность и преступность реализации проектов набережной и гребной базы ввиду опасности для жизни и здоровья детей, отдыхающих при эксплуатации.
Кроме того, административный истец в сообщении дополнительно указал даты направления заявлений и жалоб в краевое государственное автономное учреждение "Краевая спортивная школа олимпийского резерва", Правительство Приморского края, прокурорам Приморского края и Пожарского района Приморского края, а также приложил сведения о направлении административного искового заявления электронной почтой в адрес административных ответчиков.
Определением судьи Пожарского районного суда Приморского края от 1 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 2 августа 2023 года, административное исковое заявление возвращено заявителю.
28 сентября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФИО1, поданная 14 сентября 2023 года через Пожарский районный суд Приморского края, в которой ставится вопрос об отмене определения о возвращении административного искового заявления и апелляционного определения в связи с допущенными при их вынесении нарушениями норм процессуального права и о возвращении административного искового материала в суд первой инстанции.
Из разъяснений, приведённых в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июня 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", следует, что если обжалуемая часть судебного акта обусловлена другой его частью или иным судебным актом, вынесенным по этому же административному делу, которые не обжалуются, то эта необжалованная часть судебного акта или необжалованный судебный акт также подлежат проверке судом кассационной инстанции. Например, при обжаловании в суд кассационной инстанции определения о возвращении административного искового заявления в связи с неустранением недостатков его содержания проверке подлежит также определение об оставлении данного заявления без движения.
В данном случае проверке на предмет законности и обоснованности подлежат не только определение судьи Пожарского районного суда Приморского края от 1 июня 2023 года о возвращении административного искового заявления и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 2 августа 2023 года, но и определение судьи Пожарского районного суда Приморского края от 15 мая 2023 года об оставлении административного искового заявления без движения.
В соответствии со статьёй 327.1 КАС РФ данная кассационная жалоба рассматривается судьёй суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно частям 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Частью 1 статьи 130 КАС РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено КАС РФ, судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 КАС РФ, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения. Копия определения об оставлении административного искового заявления без движения направляется лицу, подавшему административное исковое заявление, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения.
В силу пунктов 8, 9 части 2 статьи 125, пунктов 3, 4, 7 и 9 части 2 статьи 220 КАС РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны: наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия); сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями); нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие); сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении (если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения); перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.
К административному исковому заявлению о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, прилагаются документы, указанные в части 1 статьи 126 КАС РФ, а также копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица, если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении (часть 3 статьи 220).
Из содержания пункта 1 части 1 статьи 126 КАС РФ следует, что если иное не установлено КАС РФ, к административному исковому заявлению прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 КАС РФ копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, в том числе в случае подачи в суд искового заявления и приложенных к нему документов в электронном виде. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, подаваемых на бумажном носителе, не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора.
В соответствии с частью 3 статьи 222 КАС РФ судья оставляет без движения административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на основании части 1 статьи 130 КАС РФ в случае несоответствия указанного заявления требованиям, установленным статьёй 220 КАС РФ.
Пунктом 7 части 1 статьи 129, частью 2 статьи 220 КАС РФ предусмотрено, что судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если не исправлены недостатки данного административного искового заявления и документов, приложенных к нему, в срок, установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения.
Как уже указывалось выше, оставляя административное исковое заявление ФИО1 без движения, судья Пожарского районного суда Приморского края указал в определении от 15 мая 2023 года, что административный истец не указал:
- наименование, номер, дату принятия оспариваемых решений, дату и место совершения оспариваемых действий (бездействия);
- сведения о том, в чём заключается оспариваемые бездействия (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями);
- нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решения, действия (бездействие);
- сведения о том, подавались ли в вышестоящий в порядке подчинённости орган или вышестоящему в порядке подчинённости лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении, если да, то указать дату её подачи и результат рассмотрения;
- требование о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями;
а также не представил:
- документы, указанные в приложении к поданному административному исковому заявлению (согласно акту от 5 мая 2023 года, составленному сотрудниками Пожарского районного суда Приморского края, документы, указанные в приложении к административному иску, в суд не поступили);
- уведомление либо иной документ, подтверждающий вручение административным ответчикам копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, либо представить копии административного искового заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц.
В свою очередь, основанием для возвращения административного искового заявления ФИО1, как следует из содержания определения судьи Пожарского районного суда Приморского края от 1 июня 2023 года и апелляционного определения судьи судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 2 августа 2023 года, стало то, что административный истец не выполнил в полном объёме указания судьи Пожарского районного суда Приморского края, изложенные в определении об оставлении административного искового заявления без движения, а именно:
- в суд не поступили документы, указанные в качестве приложения к административному исковому заявлению;
- копия административного искового заявления с приложением на электронный адрес Правительства Приморского края, сведения о котором имеются на официальном сайте данного органа государственной власти субъекта Российской Федерации ("данные изъяты"), административным истцом не направлялась, тогда как иной использованный ФИО1 адрес ("данные изъяты") не является электронным адресом Правительства Приморского края.
Оснований не согласиться с выводами, изложенными в определениях судьи Пожарского районного суда Приморского края об оставлении административного искового заявления без движения, о возвращении административного искового заявления и апелляционном определении судьи судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда, у судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подтверждаются содержанием административного искового материала и в полной мере согласуются с положениями статей 125, 126, 129, 130, 220, 220 КАС РФ.
Доводы кассационной жалобы ФИО1 не содержат данных, которые свидетельствовали бы о незаконности и необоснованности обжалуемых судебных актов, по существу эти доводы основаны на субъективной переоценке установленных судами нижестоящих инстанций обстоятельств, а также на неверном толковании норм процессуального права.
Таким образом, оснований для отмены определения судьи Пожарского районного суда Приморского края о возвращении административного искового заявления и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов, также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
определение судьи Пожарского районного суда Приморского края от 1 июня 2023 года о возвращении административного искового заявления и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 2 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления определения суда первой инстанции в законную силу.
Судья Девятого кассационного
суда общей юрисдикции П.А. Ровенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.