Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Виноградова О.Н., рассмотрев жалобу инспектора по особым поручениям отделения государственного контроля Управления Росгвардии по Камчатскому краю ФИО3 на вступившее в законную силу решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 30 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 5 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края от 19 января 2023 года ПАО "Камчатскэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.30 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда от 30 марта 2023 года постановление мирового судьи отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, направившее настоящее дело на рассмотрение судье, ФИО3 просит отменить указанный судебный акт, приводя доводы об его незаконности и необоснованности.
ПАО "Камчатскэнерго", уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом жалобы, возражения на нее не представило.
Изучение представленных материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам
Статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) предусмотрена административная ответственность за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.
Согласно части 1 указанной статьи нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, отнесенных к объектам низкой категории опасности, либо воспрепятствование соблюдению указанных требований юридическими лицами, должностными лицами, в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, или гражданами, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии частью 2 этой же статьи совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, в отношении объектов топливно-энергетического комплекса, отнесенных к объектам высокой или средней категории опасности, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как следует из протокола об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ ПАО "Камчатскэнерго", имея в собственности объект топливно-энергетического комплекса - станцию ТЭЦ-1, реестровый номер АТ-Э- N отнесенный к объектам средней категории опасности, не оборудовало на указанном объекте постоянными или съемными решетками открытый трубопровод (тепловую магистраль), проходящий на территорию станции ТЭЦ-1 с территории АО "Камкон" на участке территории указанного объекта (юго-восток, от проходной до поста N береговой кромки).
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения мировым судьей ПАО "Камчатскэнерго" к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.30 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу, судья городского суда пришел к выводу об отсутствии в действиях ПАО "Камчатскэнерго" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в обоснование указав, что вмененное деяние подлежало выявлению в рамках проведения внеплановой выездной проверки, в то время, как на момент окончания таковой допущенное нарушение устранено, также указав, что событие административного правонарушения в протоколе должностным лицом административного органа указано некорректно, поскольку юридическому лицу вменено совершение деяния, выразившегося в том, что 12 декабря 2022 года в 14 часов 00 минут по окончании проведения внеплановой проверки в период с 22 ноября по 12 декабря 2022 года установлено, что ПАО "Камчатскэнерго" допустило нарушение п. 66 Правил N458-дсп, установленное 20 октября 2022 года межведомственной комиссией, из чего следует, что ПАО "Камчатскэнерго" вменено совершение деяния, допущенного в дату, когда внеплановая проверка еще не была назначена и проведена, а полученная 20 октября 2022 года информация не являлась достаточной для возбуждения дела.
В рассматриваемой жалобе должностное лицо, направившее настоящее дело на рассмотрение судье, ФИО3 указывает, что имеющимися в деле доказательствами подтвержден факт совершения ПАО "Камчатскэнерго" вмененного административного правонарушения, считает состоявшийся судебный акт по делу незаконным, и просит его отменить.
Однако обжалуемый судебный акт по доводам жалобы отменен быть не может.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления и (или) решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения этого лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении актов.
Данная норма корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 г.), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Кроме того, согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности должностных лиц за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год.
Как усматривается из материалов дела, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, на момент рассмотрения настоящей жалобы истек.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в пункте 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 названного Кодекса сроков давности привлечения к административной ответственности.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5, пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленного срока давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого прекращено производство по делу, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение этого лица.
Учитывая, что на момент рассмотрения в Девятом кассационном суде общей юрисдикции настоящей жалобы срок давности привлечения ПАО "Камчатскэнерго" к административной ответственности, предусмотренной статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек, а производство по делу в отношении него прекращено, то возможность возобновления производства по данному делу и правовой оценки действий названного лица на предмет доказанности состава административного правонарушения утрачена. Обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Кроме того, в рассматриваемом случае не имеется оснований для вывода о существенном нарушении судом норм материального и (или) процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, постановил:
решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 30 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго", - оставить без изменения, жалобу инспектора по особым поручениям отделения государственного контроля Управления Росгвардии по Камчатскому краю ФИО3 - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции О.Н. Виноградова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.