Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Виноградова О.Н., ознакомившись с жалобой защитника Администрации городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края ФИО1 на вступившие в законную силу постановление врио начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском районах (врио главного государственного санитарного врача по Ванинскому и Советско-Гаванскому районам) от 15 июня 2023 года, решение судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 4 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края,
УСТАНОВИЛ:
постановлением врио начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском районах (врио главного государственного санитарного врача по Ванинскому и Советско-Гаванскому районам) от 15 июня 2023 года N 95, оставленным без изменения решением судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 4 августа 2023 года, Администрация городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Администрации городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края ФИО1 ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу актов, ссылаясь на их незаконность, просит производство по делу прекратить.
Изучение доводов жалобы и материалов дела, в соответствии с положениями части 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
Часть 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
На основании статьи 10 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения среди прочего относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесены создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
На основании пункта 1 статьи 13 названного выше Федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Санитарные требования к содержанию территорий городских и сельских поселений установлены СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3.
Указанными санитарными правилами и нормами предусмотрено обустройство на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов (пункт 3); своевременный вывоз отходов (пункты 11, 13); запрет на вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами (пункт 17).
Из представленных документов следует, что 3 апреля 2023 года помощником Советско-Гаванского городского прокурора был произведен осмотр земельного участка, расположенного вблизи "адрес" в "адрес". В ходе осмотра установлено, что на указанном земельном участке, в нарушение приведенных выше санитарных норм, администрацией городского поселения допущено образование несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении Администрации городского поселения "Город Советская Гавань" дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения ее к административной ответственности по указанной норме.
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения установлены на основании собранных по делу доказательств, их подробный перечень приведен в вынесенных по делу актах, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По рассматриваемому делу все указанные обстоятельства, подтверждающие виновность Администрации городского поселения "Город Советская Гавань" в совершении вмененного ей административного правонарушения, установлены.
Довод жалобы о том, что соответствующие действия (бездействие) администрации городского поселения подлежали квалификации по части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основан на неверном толковании соответствующих норм законодательства, учитывая, что ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к обращению с отходами производства и потребления предусмотрена специальной нормой, правильно примененной должностным лицом административного органа и судьей районного суда по рассматриваемому делу.
Довод защитника о том, что земельный участок, на котором было обнаружена несанкционированная свалка, является установленным местом сбора твердых коммунальных отходов, включенным в территориальную схему обращения с отходами, в связи с чем обязанность по надлежащему содержанию данного места накопления ТКО лежит на других лицах, был предметом проверки судьи районного суда и обоснованно отклонен с приведением конкретных обстоятельств дела и норм законодательства, подлежащих применению.
Судьей обоснованно отмечено, что в соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Доказательств, подтверждающих закрепление за другими лицами обязанности по созданию и содержанию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на земельном участке, расположенном вблизи "адрес"-а по "адрес" в "адрес", по делу не имеется и заявителем не представлено.
Несостоятельным является и утверждение защитника о незаконности доказательств, собранных по делу об административном правонарушении.
Вопреки доводам жалобы оснований полагать, что Советско-Гаванской городской прокуратурой проводилась проверка именно в отношении Администрации городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, что требовало соблюдение положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", по рассматриваемому делу не имеется.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Процессуальные нормы по делу применены верно.
Административное наказание назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с применением положений части 3.2 статьи 4.1 того же Кодекса; оснований не согласиться с видом и размером назначенного административного наказания не имеется.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление врио начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском районах (врио главного государственного санитарного врача по Ванинскому и Советско-Гаванскому районам) от 15 июня 2023 года, решение судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 4 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, - оставить без изменения, жалобу защитника указанного юридического лица ФИО1 - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции О.Н. Виноградова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.