Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Бутырина А.В, Рукавишникова Е.А, при секретаре судебного заседания Ворсиной А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-16/2023 по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа "ТеплоЭлектроСетевая Компания" о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 16 ноября 2022 года N 251 "Об утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям МУП "ТЭСК" на 2023-2027 годы" в редакции постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 30 ноября 2022 года N 489, по апелляционной жалобе Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края на решение Камчатского краевого суда от 21 августа 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, объяснения представителей Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края Яковлевой В.А. и Хоич А.А, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя муниципального унитарного предприятия "ТеплоЭлектроСетевая Компания" Серединцевой О.В, мнение представителя публичного акционерного общества "Камчатскэнерго" Кряжевских М.А, выразившего согласие с решением суда, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края (далее - РСТ Камчатского края) от 16 ноября 2022 года N 251 (далее - Постановление N 251) утверждены тарифы на передачу электрической энергии по сетям муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа "ТеплоЭлектроСетевая Компания" (далее - МУП "ТЭСК", Общество) на 2023-2027 годы: долгосрочные параметры регулирования на 2023-2027 годы (приложение N 1), необходимая валовая выручка на 2023-2027 годы (приложение N 2), индивидуальные тарифы услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ПАО "Камчатскэнерго" и МУП "ТЭСК" на 2023-2027 годы (приложение N 3).
30 ноября 2022 года РСТ Камчатского края принято постановление N 489 "О внесении изменений в постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 16 ноября 2022 года N 251 "Об утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям МУП "ТЭСК" на 2023-2027 годы" (далее - Постановление N 489), которым внесены изменения в приложение N 3 к Постановлению N 251 путем изложения его в новой редакции.
Постановления опубликованы на интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) соответственно 19 ноября 2022 года (номер публикации 4101202211190037), 2 декабря 2022 года (номер публикации 4101202212020019), а также в средстве массовой информации "Официальные Ведомости".
МУП "ТЭСК" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с даты принятия Постановление N 251 в редакции Постановления N 489. Требования мотивированы тем, что оспариваемый нормативный правовой акт принят без соблюдения требований тарифного законодательства в области электроэнергетики. Органом регулирования неправильно определен размер необходимой валовой выручки на базовый год второго долгосрочного периода регулирования тарифов ввиду необоснованного исключения подконтрольных расходов в размере 13752 тыс. рублей; неверно установлена нормативная численность работников электрических сетей; не соответствует требованиям законодательства экспертное заключение тарифного органа. Административный истец полагает, что определение базового уровня подконтрольных расходов в экономически необоснованном размере повлекло занижение необходимой валовой выручки на весь период долгосрочного регулирования, что нарушает права и интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решением Камчатского краевого суда от 21 августа 2023 года административное исковое заявление МУП "ТЭСК" удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель РСТ Камчатского края Лопатникова М.В. просит отменить решение суда. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что органом регулирования во избежание необоснованной дополнительной нагрузки на тариф на услуги по передаче электрической энергии по сетям МУП "ТЭСК", экономически обоснованный фонд оплаты труда на 2023 год сформирован исходя из фактической среднемесячной оплаты труда на 1 работника по итогам 2021 года с применением параметров Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Полагает, что доводы административного истца в части необоснованного принятия численности РСТ Камчатского края на 2023 год, а также в части разногласий по корректировке необходимой валовой выручки за 2021 год являются несостоятельными. Также указывает, что РСТ Камчатского края соблюдены требования к содержанию экспертного заключения.
Представителем административного истца МУП "ТЭСК" Плечистой З.В. на апелляционную жалобу представлен отзыв, участвующим в деле прокурором на апелляционную жалобу представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, заслушав представителей сторон, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения.
Правоотношения в сфере тарифов на услуги по передаче электрической энергии урегулированы законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, включающим в себя Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и иные регулирующие отношения в указанной сфере федеральные законы, а также указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике), к числу которых относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии пунктами 1, 20.4 Положения о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года N 424-П РСТ Камчатского края является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), издает постановления об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом, в установленном порядке опубликовано и по этим основаниям не обжалуется.
Как следует из материалов дела, 29 апреля 2022 года МУП "ТЭСК" обратилось в орган регулирования с заявлением N 820 об установлении тарифов на передачу электрической энергии на 2023- 2027 годы.
06 мая 2022 года на основании приказа временно исполняющего обязанности руководителя РСТ Камчатского края N90.01-03/44 открыто дело по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям МУП "ТЭСК".
Экономическое обоснование заявленных расходов приведено в экспертном заключении по результатам проверки обоснованности расчетом для утверждения тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям МУП "ТЭСК" на 2023-2027 года (далее - Экспертное заключение).
16 ноября 2022 года состоялось заседание Правления РСТ Камчатского края, на котором принято решение об утверждении оспариваемых тарифов.
20 ноября 2022 года на заседании Правления РСТ Камчатского края принято решение о внесении изменений в Постановление N 251.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Постановления N 251 и N 489 не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушают права административного истца.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций.
Согласно пункту 2 Основ ценообразования необходимой валовой выручкой является экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа.
В силу пункта 38 Основ ценообразования независимо от применяемого методом регулирования, базовый уровень операционных (подконтрольных) расходов на первый год долгосрочного периода рассчитывается методом экономически обоснованных затрат.
2023 год для МУП "ТЭСК" является первым (базовым) годом долгосрочного периода регулирования 2023-2027 годов, тарифы на услуги по передаче электрической энергии установлены Обществу с применением метода долгосрочной индексации.
В данном случае расчет необходимой валовой выручки осуществляется по формуле 1 пункта 11 Методических указаний, а уровень подконтрольных расходов определяется на базовый период долгосрочного регулирования методом экономически обоснованных затрат.
Однако орган регулирования, отказавшись от фактического расчета тарифной ставки рабочего 1 разряда и применив к фактической установленной величине среднемесячной заработной платы рабочего 1 разряда по итогам 2021 года индекс потребительских цен, использовал метод долгосрочной индексации, а не метод экономически обоснованных затрат.
Согласно пункту 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Обществом в предложении об установлении тарифов была заявлена штатная численность - 29, 22 единицы (промышленно-производственный персонал - 19 единиц; административно-управленческий персонал - 10, 22 единицы), органом регулирования установлена штатная численность на 2023 год - 24, 28 единиц (промышленно-производственный персонал - 13, 62 единицы; административно-управленческий персонал - 10, 76 единиц).
Судом верно отмечено, что Экспертное заключение не содержит установленной регулятором расчета штатной численности. На основании пояснений в суде первой инстанции, судом установлено, что регулятор для расчета единиц промышленно-производственного персонала принял во внимание фактическую численность предприятия по итогам 9 месяцев 2022 года, для определения численности административно-управленческого персонала регулятор использовал фактические данные штатной численности по итогам 2021 года.
Таким образом, органом регулирования применены несопоставимые периоды для расчета вышеуказанного показателя, соответственно не соблюдены требования, предусмотренные пунктом 26 Основ ценообразования.
Судебная коллегия находит правильным вывод суда о неприменении при установлении тарифа Отраслевого соглашения в области электроэнергетики, которое распространяется только на лиц, входящих в реестр участников соглашения. Общество не входит в реестр организаций, на которые распространяется действие Отраслевого соглашения в области электроэнергетики.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о неверном применении параметра индекса потребительских цен, необходимо было руководствоваться показателем индекса потребительских цен в размере 13, 9 процентов.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что оспоренный нормативный правовой акт принят тарифным органом в нарушение пунктов 22, 23 Правил регулирования цен, в отсутствии в Экспертном заключении полного анализа экономического обоснования расходов регулируемой организации по оспоренным статьям затрат и расчетов.
Из материалов дела следует, что регулятор произвел корректировку подконтрольных расходов, при корректировки величины предыдущего периода при документально подтвержденном факте увеличения условных единиц, РСТ Камчатского края необоснованно применил формулу 3 пункта 11 Методических указаний, тем самым искусственно снизив необходимую валовую выручку.
Правовые основания для применения для расчета необходимой валовой выручки на первый (базовый) период в новом долгосрочном периоде, кроме формулы 1 пункта 11 Методических указаний в рассматриваемой ситуации административным ответчиком не доказаны.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что у краевого суда имелись правовые основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, что соответствует положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Камчатского краевого суда от 21 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Камчатский краевой суд.
Председательствующий
О Е. Красикова
Судьи
А.В. Бутырин
Е.А. Рукавишников
Мотивированное апелляционное определение составлено 28 ноября 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.