Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Дороднов Г.И., рассмотрев жалобу защитника ООО "Пробизнесторг" по доверенности Б. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела по вопросам миграции УВД по ВАО ГУ МВД России по г. Москве - начальника отделения миграционного контроля N от 28 октября 2020 года, решение судьи Перовского районного суда города Москвы от 23 сентября 2021 года, решение судьи Московского городского суда от 5 мая 2022 года, вынесенные в отношении ООО "Пробизнесторг" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника отдела по вопросам миграции УВД по ВАО ГУ МВД России по г. Москве - начальника отделения миграционного контроля N от 28 октября 2020 года, ООО "Пробизнесторг" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Решением судьи Перовского районного суда города Москвы от 23 сентября 2021 года, постановление заместителя начальника отдела по вопросам миграции УВД по ВАО ГУ МВД России по г. Москве - начальника отделения миграционного контроля N от 28 октября 2020 года оставлено без изменения.
Решением судьи Московского городского суда от 5 мая 2022 года, постановление заместителя начальника отдела по вопросам миграции УВД по ВАО ГУ МВД России по г. Москве - начальника отделения миграционного контроля N от 28 октября 2020 года и решение судьи Перовского районного суда города Москвы от 23 сентября 2021 года изменены, снижен размер назначенного административного штрафа до 250000 рублей.
Защитник ООО "Пробизнесторг" по доверенности Б. обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит отменить постановление заместителя начальника отдела по вопросам миграции УВД по ВАО ГУ МВД России по г. Москве - начальника отделения миграционного контроля N от 28 октября 2020 года, решение судьи Перовского районного суда города Москвы от 23 сентября 2021 года и решение судьи Московского городского суда от 5 мая 2022 года за необоснованностью, а производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья приходит к следующему.
Частью 2 статьи 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за предоставление лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицом, его филиалом или представительством, управляющими торговым объектом (в том числе торговым комплексом), либо должностным лицом указанных юридического лица, филиала или представительства торгового места на территории торгового объекта (в том числе торгового комплекса), производственного, складского, торгового, служебного, подсобного или иного помещения другому юридическому лицу или другому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые не имеют разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но фактически используют труд иностранных работников либо которые привлекают к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих разрешения на работу или патента, если такое разрешение или такой патент требуются в соответствии с федеральным законом (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности).
В соответствии с частью 3 статьи 18.16 данного Кодекса нарушения, предусмотренные частями 1 и 2 указанной статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, (в редакции действовавшей на момент совершения административного правонарушения) влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Основанием для привлечения ООО "Пробизнесторг" постановлением заместителя начальника отдела по вопросам миграции УВД по ВАО ГУ МВД России по г. Москве - начальника отделения миграционного контроля N от 28 октября 2020 года к административной ответственности на основании части 3 статьи 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что 16 января 2020года ООО "Пробизнесторг", являющееся собственником нежилого помещения общей площадью N кв.м. в помещении "адрес" "адрес", предоставило на основании договора аренды N от 1 мая 2019года помещение для использования под парикмахерскую Ч. которая привлекла для осуществления трудовой деятельности в качестве парикмахера гражданина "данные изъяты" А, не имеющего патента или разрешения на работу в г. Москве.
Судебные инстанции принятое должностным лицом административного органа постановление оставили без изменения.
Вместе с тем имеются основания для отмены принятых по делу актов ввиду следующего.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, законы, устанавливающие, изменяющие или отменяющие административную или уголовную ответственность, должны соответствовать конституционным правилам действия закона во времени: согласно статье 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (часть 1); никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением; если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2). Данные правила, основанные на общеправовых принципах справедливости, гуманизма и соразмерности ответственности за совершенное деяние его реальной общественной опасности, имеют универсальное для всех видов юридической ответственности значение и являются обязательными и для законодателя, и для правоприменительных органов, в том числе судов; принятие законов, устраняющих или смягчающих ответственность, по-новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных правонарушений и правовой статус лиц, их совершивших, вследствие чего законодатель не может не предусмотреть - исходя из конституционно обусловленной обязанности распространения действия такого рода законов на ранее совершенные деяния - механизм придания им обратной силы, а уполномоченные органы не вправе уклоняться от принятия юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания, оформляющих изменение статуса этих лиц (постановления от 20 апреля 2006 года N 4-П, от 14 июля 2015 года N 20-П, определения от 16 января 2001 года N 1-О, от 10 октября 2013 года N 1485-О, от 21 ноября 2013 года N 1903-О).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Федеральным законом от 10 июля 2023г. N322-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон от 10 июля 2023 года), вступившим в силу с 21 июля 2023года, внесены изменения в статью 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, согласно которым ответственность наступает за нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на розничных рынках, а не на любых торговых объектах.
Розничный рынок - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли - продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные (Федеральный закон от 30.12.2006 N271-ФЗ (ред. от 04.11.2002) "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации).
Торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (Федеральный закон от 28.12.2009 N381-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Таким образом, положения закона, устанавливающие административную ответственность за вмененное ООО "Пробизнесторг" правонарушение, утратили силу, ответственность за него устранена.
В деле отсутствуют и к настоящей жалобе не приложены какие-либо сведения об исполнении постановления заместителя начальника отдела по вопросам миграции УВД по ВАО ГУ МВД России по г. Москве - начальника отделения миграционного контроля N от 28 октября 2020 года.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц.
Исходя из положений указанных норм при отмене закона, установившего административную ответственность, производство по делу об административном правонарушении в отношении заявителя подлежит прекращению.
Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах обжалуемые акты, состоявшиеся в отношении ООО "Пробизнесторг" о привлечении его к административной ответственности на основании части 3 статьи 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление заместителя начальника отдела по вопросам миграции УВД по ВАО ГУ МВД России по г. Москве - начальника отделения миграционного контроля N от 28 октября 2020 года, решение судьи Перовского районного суда города Москвы от 23 сентября 2021 года, решение судьи Московского городского суда от 5 мая 2022 года, вынесенные в отношении ООО "Пробизнесторг" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Второго кассационного
суда общей юрисдикции Г.И. Дороднов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.