Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Жудова Н.В, Денисова Ю.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 27 февраля 2023 года, вынесенное по административному иску ФИО1 к Департаменту городского имущества города Москвы об оспаривании решения, обязании разработать и утвердить проект межевания территории, сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом, заслушав доклад судьи Жудова Н.В, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент) о признании незаконным решения об отказе в приеме документов о формировании земельного участка под многоквартирным домом, обязании разработать и утвердить проект межевания территории, сформировать земельный участок под многоквартирным домом, обратиться с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет, мотивируя свои требования тем, что он ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о формирования земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: "адрес", которое было оставлено без удовлетворения. Свое решение административный ответчик мотивировал отсутствием проекта межевания территории квартала, в границах которого расположен земельный участок. Административный истец считает вышеуказанное решение незаконным, в связи с чем, был вынужден обратиться в суд с настоящим иском.
Решением Троицкого районного суда г. Москвы от 30 марта 2022 года исковые требования ФИО1 удовлетворены. Постановлено признать незаконным решение Департамента от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в приеме документов о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", "адрес".; обязать Департамент разработать и утвердить проект межевания территории, сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом, обратиться с заявлением в Управление Росреестра по Москве о постановке данного земельного участка на кадастровый учет в течение трех месяцев со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 27 февраля 2023 года решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт, которым оспариваемое решение Департамента признано незаконным, на Департамент возложена обязанность рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении государственной услуги от ДД.ММ.ГГГГ по существу.
В кассационной жалобе представитель Департамента ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применения норм материального права и направлении дела новое рассмотрение в Мосгорсуд.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ было отказано ФИО1 в приеме документов по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу формирования земельного участка для эксплуатации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" "адрес", в котором административному истцу принадлежит на праве собственности квартира.
Отказывая в принятии заявления, Департамент основывался на пункте 2.8.1.2 Административного регламента "Предварительное согласование предоставления земельного участка", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП (приложение 21), согласно которому снованиями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются в числе прочего несоответствие представленных запроса и документов требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, настоящим Регламентом.
Раскрывая существо данного отказа, Департамент в названном решении указал на то, что согласно части 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, вместе с тем проект межевания испрашиваемой территории отсутствует.
Отменяя решение суда и принимая новое решение, суд апелляционной инстанции исходил из того, что решение об отказе в предоставлении государственной услуги по формированию земельного участка Департаментом фактически не принималось, выводы районного суда об обратном противоречат материалам дела.
В свою очередь, суд апелляционной инстанции, придя к выводу о том, что отсутствие проекта межевания в силу закона не могло служить препятствием для рассмотрения заявления ФИО1, принял решение возложить на Департамент обязанность по рассмотрению поданного заявления по существу.
Мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в обжалуемом судебном акте.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит указанные выводы правильными, основанными на обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.
Вопреки доводам кассационной жалобы, по смыслу специальных норм жилищного законодательства в их взаимосвязи (пункт 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 3, 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") обращение собственников помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка, поскольку именно на органы государственной власти или органы местного самоуправления федеральным законом возложена публичная обязанность сформировать земельный участок согласно требованиям земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, как по собственной инициативе, так и по заявлению любого собственника помещения дома.
Таким образом, отказ Департамента в приеме заявления не основан на законе.
Учитывая изложенное, признавая решение Департамента незаконным, суд апелляционной инстанции правомерно обязал административного ответчика рассмотреть заявление ФИО1 о формировании земельного участка под многоквартирным домом.
Отсутствие документации по планировке территории не является основанием для отказа гражданам в реализации их права на формирование земельного участка.
В силу упомянутой части 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ, образование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законом, проекта межевания территории.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 КАС РФ судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 27 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Кассационное определение изготовлено 13 ноября 2023 года.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.