Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Карцевской О.А, судей: Кислиденко Е.А, Харитонова А.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения Исправительная колония N1 УФСИН России по Костромской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области об обязании совершить определенные действия (N 2-952/2023), по кассационной жалобе МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях на решение Октябрьского районного суда города Владимира от 10 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 1 августа 2023 года
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Харитонова А.С, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области обратилось в суд с иском к МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области о возложении обязанности осуществить прием следующего имущества: цепь б/у, проба не видна, длиной 57, 9 см, цепь ж/м, проба не видна, длиной 59 см... кольцо ж/м, диаметром 20 мм, цепь б/м, проба не видна, длиной 67 см, кулон-иконка, б/м, проба не видна, цепочка б/м, проба не видна, длиной 62 см, кольцо ж/м, цепочка б/м, проба не видна длиной 62 см, цепочка б/м, проба не видна, длиной 64, 5 см, кольцо ж/м, проба не видна, цепь б/м, длина 71 см, кольцо б/м, диаметр 1, 9 см, цепь т/м, проба не видна, длина 61, 5 см. для последующего распоряжения с целью исполнения вступившего в законную силу решения Свердловского районного суда г. Костромы от 28 июля 2022 года (дело N 2-2987/2021) без предоставления истцом заключения экспертизы об отнесении (не отнесении) вышеуказанного имущества к изделиям драгоценных металлов.
Требования мотивированы тем, что решением Свердловского районного суда г..Костромы от 28 июля 2022 года (дело N 2-2987/2021), вступившим в законную силу, рассмотрено дело по заявлению РФ в лице регионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областям о признании движимого имущества, а именно ценностей умерших осужденных ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области бесхозяйным имуществом и обращении его в собственность государства. Исковые требования удовлетворены в полном объеме. Согласно вышеуказанному решению суда бесхозяйным имуществом признаны: цепь б/у, проба не видна, длиной 57.9 см, цепь ж/м, проба не видна, длиной 59 см, кольцо ж/м, диаметром 20мм, цепь б/м, проба не видна, длиной 67 см, кулон-иконка, б/м, проба не видна, цепочка б/м, проба не видна, длиной 62 см, кольцо ж/м, цепочка б/м, проба не видна длиной 62 см, цепочка б/м, проба не видна, длиной 64.5 см, кольцо ж/м, проба не видна, цепь б/м, длина 71 см, кольцо б/м, диаметр 1.9 см, цепь т/м, проба не видна, длина 61, 5 см, 8 купюр номиналом 1000 СУМ и обращены в собственность Российской Федерации. Данным решением суд обязал ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области передать МТУ Росимущество во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях следующее имущество: цепь б/у, проба не видна, длиной 57, 9 см, цепь ж/м, проба не видна, длиной 59 см, кольцо ж/м, диаметром 20мм, цепь б/м, проба не видна, длиной 67 см, кулон-иконка, б/м, проба не видна, цепочка б/м, проба не видна, длиной 62 см, кольцо ж/м, цепочка б/м, проба не видна длиной 62 см, цепочка б/м, проба не видна, длиной 64, 5 см, кольцо ж/м, проба не видна, цепь б/м, длина 71 см, кольцо б/м, диаметр 1, 9 см, цепь т/м, проба не видна, длина 61.5 см. для последующего распоряжения.
Решение суда вступило в законную силу, в решении суда отсутствует обязанность ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области на осуществление дополнительных действий, в частности по проведению экспертизы указанных ценностей. С целью исполнения решения суда ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области неоднократно в адрес Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях направлялся пакет документов, содержащий акт приема-передачи, копию решения вступившего в законную силу Свердловского районного суда и ценности, однако, Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях в нарушение требований действующего законодательства и вопреки вступившего в законную силу решения суда отказано в принятии ценностей, указанием на необходимость предоставления заключения экспертизы об отнесении (не отнесении) вышеуказанного имущества к изделиям из драгоценных металлов. Стороной истца указано, что данная обязанность у них отсутствует, при этом, выделение лимитов бюджетных обязательств ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области по основному финансированию на проведение независимой экспертизы бюджетным законодательством не предусмотрено, а нецелевое расходование денежных средств федерального казенного учреждения строго запрещено.
Решением Октябрьского районного суда города Владимира от 10 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 1 августа 2023 года, требования удовлетворены частично, на МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях возложена обязанность принять следующее имущество: цепь б/у, проба не видна, длиной 57, 9 см, цепь ж/м, проба не видна, длиной 59 см, кольцо ж/м, диаметром 20 мм, цепь б/м, проба не видна, длиной 67 см, кулон-иконка, б/м, проба не видна, цепочка б/м, проба не видна, длиной 62 см, кольцо ж/м, цепочка б/м, проба не видна длиной 62 см, цепочка б/м, проба не видна, длиной 64, 5 см, кольцо ж/м, проба не видна, цепь б/м, длина 71 см, кольцо б/м, диаметр 1, 9 см, цепь т/м, проба не видна, длина 61, 5 см. без предоставления заключения экспертизы об отнесении (не отнесении) вышеуказанного имущества к изделиям драгоценных металлов. В исковых требованиях к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области отказано.
В кассационной жалобе МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях просит отменить обжалуемые судебные акты, ссылаясь на существенные нарушения судом первой и апелляционной инстанций норм материального права и процессуального закона, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебное заседание суда кассационной инстанции участники процесса надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы не явились.
От МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Управления, доводы кассационной жалобы поддерживают в полном объеме.
От представителя ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области, ФСИН России, УФСИН России Костромской области - Мусиной Н.В. поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указанием об оставлении судебных актов без изменения, а доводы кассационной жалобы без удовлетворения.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно положениям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 17 "О применении судами процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права определяется кассационным судом общей юрисдикции исходя из оснований для отмены или изменения судебных постановлений, установленных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушение или неправильное применение норм материального права (часть 1 и 2 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) означает, что судебные инстанции в ходе предшествующего разбирательства дела сделали неправильный вывод о правоотношениях сторон, дали неправильную юридическую квалификацию спорных отношений и обстоятельств дела, неправильно определили закон, подлежащий применению, или неправильно его истолковали.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которое привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) является основанием для их отмены или изменения судом кассационной инстанции только в том случае, если без устранения этих нарушений невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя. К таким нарушениям могут относиться: нарушение принципов состязательности и равноправия сторон, несоблюдение требований об оценке доказательств и тому подобные.
Таких нарушений норм права судом первой и апелляционной инстанции при разрешении настоящего спора не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Свердловского районного суда г. Костромы от 28 июля 2021 года удовлетворено заявление Российской Федерации в лице межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областям о признании движимого имущества бесхозяйным и обращении его в собственность РФ. Данным решением признано бесхозяйным имуществом: цепь б/м, проба не видна, длиной 57, 9 см, цепь ж/м, проба не видна, длиной 59 см, кольцо ж/м, диаметром 20 мм, цепь б\м, проба не видна, длинной 67 см, кулон-иконка, б/м, проба не видна, цепочка б/м, проба не видна, длиной 62 см, кольцо ж\м, цепочка б/м, проба не видна, длиной 62 см, цепочка б/м, проба не видна, длиной 64, 5 см, кольцо ж\м, проба не видна, цепь б\м, длина 71 см, кольцо б/м, диаметр 1, 9 см, цепь т\м, проба не видна, длина 61, 5 см, 8 купюр номиналом 1 000 СУМ и обращено в собственность Российской Федерации.
На ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области судом возложена обязанность передать МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях следующее имущество: цепь б/м, проба не видна, длиной 57, 9 см, цепь ж/м, проба не видна, длиной 59 см, кольцо ж/м, диаметром 20 мм, цепь б\м, проба не видна, длиной 67 см, кулон-иконка, б/м, проба не видна, цепочка б/м, проба не видна, длиной 62 см, ж\м, цепочка б/м, проба не видна, длиной 62 см, цепочка б/м, проба не видна, 64, 5 см, кольцо ж\м, проба не видна, цепь б\м, длина 71 см, кольцо б\м, диаметр цепь т\м, проба не видна, длина 61, 5 см. для последующего распоряжения. Решение суда вступило в законную силу.
Сторона истца неоднократно обращалась к ответчику принять вышеуказанное имущество, с учетом постановленного решения суда, однако, Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях отказано ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области в принятии ценностей сославшись на необходимость предоставления заключения экспертизы об отнесении (не отнесении) вышеуказанного имущества к изделиям из драгоценных металлов.
Согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
В соответствии с п. 4 вышеуказанного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно п. 4 Положения о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2019 г. N 1238 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для целей распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет его учет, организует прием, проведение оценки, экспертизы, транспортировку (перевозку), хранение и последующее распоряжение способами, предусмотренными пунктом 11 Положения N 1238.
Суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также подлежащего применению по делу закона, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, установив, что сторона ответчика необоснованно уклоняется от принятия указанного имущества, ответчик самостоятельно может провести экспертизу об отнесении (не отнесении) вышеуказанного имущества к изделиям из драгоценных металлов, тем самым не препятствовать ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области исполнению вступившего в законную силу решения суда.
Кроме того, в установленном на то порядке обязанность по проведению экспертизы на ФКУ ИК-1 УФСИН России возложена решением суда не была, не установлена данная обязанность и с учетом вышеуказанных правовых положений.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил исковые требования к МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда первой инстанции, с которыми согласился суд апелляционной инстанций законными, поскольку по настоящему делу юридически значимые обстоятельства определены правильно, выводы подробно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных по результатам исследования и проверки в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, представленных сторонами в материалы дела.
При этом, Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2019 г. N 1238 утверждено Положение о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, которое определяет порядок распоряжения обращенными в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации конфискованным, движимым бесхозяйным и изъятым имуществом.
Согласно пункту 3 Положения имущество, обращенное в собственность государства, подлежит передаче Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, его территориальным органам для распоряжения в порядке, установленном Положением.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для целей распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет его учет, организует прием, проведение оценки, экспертизы, транспортировку (перевозку), хранение и последующее распоряжение способами, предусмотренными пунктом 11 настоящего Положения. Для оказания услуг по экспертизе, оценке, транспортировке (перевозке), хранению, а также услуг по распоряжению способами, предусмотренными пунктом 11 настоящего Положения, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом вправе привлекать юридических и физических лиц (далее - исполнитель) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 4 Положения).
Для передачи имущества, обращенного в собственность государства, судебный пристав-исполнитель не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения имущества, обращенного в собственность государства, направляет в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом уведомление с приложением оригиналов документов (заверенных в установленном порядке копий документов), устанавливающих возникновение права собственности Российской Федерации на передаваемое имущество, обращенное в собственность государства, либо подтверждающих такое право (при их наличии) (пункт 5 Положения).
Согласно пункту 6 Положения передача имущества, обращенного в собственность государства, осуществляется на основании акта приема-передачи имущества, обращенного в собственность государства, подписанного уполномоченным лицом уполномоченного органа либо судебным приставом-исполнителем и уполномоченным лицом Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет прием имущества, обращенного в собственность государства, в срок не более 30 рабочих дней со дня поступления уведомления (пункт 8 Положения).
Таким образом, нормы действующего законодательства, в том числе Положения не возлагают на сторону истца обязанность проводить исследование о наличии либо отсутствии в составе изделий драгоценных металлов для передачи Федеральному агентству по управлению государственным имуществом для целей распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства.
В этой связи доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены судебных актов по настоящему делу.
Суды правильно применили нормы материального и процессуального права, с учетом также ранее постановленного судебного решения.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверены судебной коллегией и обоснованными признаны быть не могут, поскольку опровергаются материалами гражданского дела.
Нарушений процессуального закона, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, также не установлено.
Признав, что ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия кассационного суда не находит оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Владимира от 10 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 1 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.