Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лысовой Е.В, судей Ивановой Т.С. и Курлаевой Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Числова Геннадия Васильевича к Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании возмещения вреда
по кассационной жалобе Числова Геннадия Васильевича на решение Пресненского районного суда города Москвы от 20 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 5 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Лысовой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Числов Г.В. обратился в суд с иском к Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании возмещения вреда в связи с бездействием Правительства Российской Федерации по обеспечению пенсионных прав истца - ежегодном увеличении пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% сверх уровня инфляции, в размере 656287, 78 руб, компенсации морального вреда в размере 30000 руб, судебных расходов.
В обоснование заявленных требований Числов Г.В. указал, что является бывшим военнослужащим, получает пенсию в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей". В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 604, в целях дальнейшего совершенствования военной службы в Российской Федерации Правительству Российской Федерации поручено обеспечить ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции. Истец полагает, что размер его пенсии должен быть увеличен с учетом инфляции в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 604, однако Правительством РФ игнорировались положения данного Указа Президента РФ. В связи с приведенными обстоятельствами истец обратился в суд с настоящим иском.
Решением Пресненского районного суда города Москвы от 20 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 5 июля 2023 года, в удовлетворении иска Числова Г.В. отказано.
В кассационной жалобе Числов Г.В. просит отменить судебные постановления как вынесенные с нарушениями норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение. Заявитель жалобы указывает, что, принимая судебные постановления применительно к оспариваемому правоотношению, суды должны были применить Конституцию Российской Федерации, а не Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, который он не оспаривает и подтверждает, что положенные по данному закону суммы пенсии в исковой период ему выплачены полностью. Кассатор ссылается на то, что высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации и её прямое действие исключают возможность отказа Правительства Российской Федерации от исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 604.
Министерством финансов Российской Федерации принесены возражения на кассационную жалобу, в которых также заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы Числова Г.В. в отсутствие представителя Министерства.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждается сведениями почтового идентификатора, кроме того, указанная информация размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Числов Г.В. является бывшим военнослужащим, получает пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 604, в целях дальнейшего совершенствования военной службы в Российской Федерации Правительству Российской Федерации поручено обеспечить ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Числов Г.В. ссылался на то, что данный Указ Президента Российской Федерации не реализуется, вследствие чего он получает пенсию в меньшем размере.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 1, 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации", ст. 10 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", ст. 9 Федерального закона от 2 декабря 2013 года N349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом Числовым Г.В. требований.
При этом суд исходил из того, что расчет и выплата истцу пенсии за выслугу лет произведены в полном соответствии с требованиями законодательства, регламентирующего порядок расчета и выплаты пенсионного обеспечения лицам, проходившим военную службу, с учетом изменений, внесенных в законодательство о пенсионном обеспечении лиц, к числу которых относится истец, в рамках произведенного с 1 января 2012 года реформирования системы денежного довольствия военнослужащих, в результате которого произошло изменение правил учета денежного довольствия для исчисления пенсий, соответственно, ухудшения прав истца в данном случае не произошло.
Суд первой инстанции также сослался на то, что начиная с 1 января 2015 года, действие части 2 статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I ежегодно приостанавливается путем издания соответствующих федеральных законов: от 1 декабря 2014 года N 397-ФЗ, от 14 декабря 2015 года N 367-ФЗ, от 19 декабря 2016 года N 430-ФЗ, от 5 декабря 2017 года N 365-ФЗ, от 11 декабря 2018 года N 460-ФЗ, от 2 декабря 2019 года N 381-ФЗ, от 8 декабря 2020 года N 397-ФЗ, от 6 декабря 2021 года N 396-ФЗ, от 5 декабря 2022 года N471-ФЗ, и отметил, что Правительство Российской Федерации действует во исполнение вышеуказанных федеральных законов, которыми действие части 2 статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I ежегодно приостанавливается.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами районного суда и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит указанные выводы нижестоящих судов правильными, а доводы кассационной жалобы истца подлежащими отклонению в силу следующего.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил исчисления их размеров, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26 октября 2017 года N 2347-О, закрепление механизма исчисления пенсий и определение порядка индексации как одного из способов повышения их размеров также являются компетенцией законодателя, который вправе изменять установленное им в данной сфере регулирование, учитывая финансово-экономические возможности государства на соответствующем этапе его развития и соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, федеральный законодатель в Законе Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-I определилсостав денежного довольствия, из которого исчисляются пенсии, назначаемые лицам, подпадающим под действие данного Закона (часть первая статьи 43), и основания пересмотра размера пенсий, в том числе обусловленные увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий (пункт "а" части первой статьи 49).
В связи с реформированием с 1 января 2012 года системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел в законодательство о пенсионном обеспечении указанных лиц внесены положения, изменяющие как правила учета денежного довольствия для исчисления пенсий при установлении его ежегодного увеличения (с 54 процентов) на 2 процента начиная с 2013 года до достижения 100 процентов его размера, так и основания пересмотра размера пенсий с учетом указанного увеличения денежного довольствия (часть вторая статьи 43 и пункт "б" части первой статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-I).
Наряду с этим в части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I законодатель предусмотрел возможность дополнительного увеличения денежного довольствия федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 604, в целях дальнейшего совершенствования военной службы в Российской Федерации Правительству Российской Федерации поручено обеспечить ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции.
В 2013 и 2014 годах увеличение размера денежного довольствия, подлежащего учету при исчислении пенсий военным пенсионерам, до его максимального уровня, осуществлялось опережающими темпами.
В частности, федеральными законами от 3 декабря 2012 года N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" и от 2 декабря 2013 года N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" было предусмотрено установление денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, с 1 января 2013 года в объеме 56%, а с 1 октября 2013 года - 58, 05% от размера указанного денежного довольствия (часть 9 статьи 10 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 216-ФЗ); с 1 января 2014 года денежное довольствие, подлежащее учету при исчислении пенсии, составляло 60, 05%, с 1 октября 2014 года - 62, 12% (часть 9 статьи 9 Федерального закона от 2 декабря 2013 года N 349-ФЗ).
Начиная с 1 января 2015 года, действие части 2 статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I ежегодно приостанавливается путем издания соответствующих федеральных законов: от 1 декабря 2014 года N 397-ФЗ, от 14 декабря 2015 года N 367-ФЗ, от 19 декабря 2016 года N 430-ФЗ, от 5 декабря 2017 года N 365-ФЗ, от 11 декабря 2018 года N 460-ФЗ, от 2 декабря 2019 года N 381-ФЗ, от 8 декабря 2020 года N 397-ФЗ, от 6 декабря 2021 года N 396-ФЗ, от 5 декабря 2022 года N471-ФЗ.
При этом в названных Федеральных законах наряду с приостановлением действия части 2 статьи 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 законодатель предусмотрел поэтапное увеличение размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1: с 1 января 2022 года в размере 74, 0%, с 1 октября 2022 года в размере 85, 47%.
Основываясь на правильном толковании норм материального права, регулирующих спорное правоотношение, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом Числовым Г.В. требований в полном объеме, поскольку расчет и выплата истцу пенсии за выслугу лет произведены в полном соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-I, с учетом произведенного с 1 января 2012 года реформирования системы денежного довольствия военнослужащих для исчисления пенсий.
Судами аргументированно учтено, что увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции, законодатель ставит в зависимость от Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, и что вышеуказанными федеральными законами действие части 2 статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I ежегодно приостанавливается, что является компетенцией законодателя.
С учетом вышеизложенного, судебные инстанции правомерно не усмотрели оснований для удовлетворения требований Числова Г.В. о взыскании в его пользу с Правительства Российской Федерации за счет казны Российской Федерации возмещения вреда в связи с бездействием Правительства Российской Федерации по обеспечению пенсионных прав истца, компенсации морального вреда, судебных расходов.
Вопреки доводам кассатора, приведенным в рассматриваемой кассационной жалобе, судами первой и апелляционной инстанции при разрешении спора дано верное толкование норм материального права, регулирующих спорное правоотношение, правильно и полно установлены юридически значимые обстоятельства дела.
Оснований для иных выводов суд кассационной инстанции не находит, поскольку изложенные заявителем кассационной жалобы доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения заявленного спора, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда города Москвы от 20 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 5 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Числова Геннадия Васильевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.