Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захаровой С.В, судей Бибеевой С.Е. и Байбакова М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи гражданское дело N по иску прокурора "адрес" в интересах малолетнего ребенка-инвалида ФИО1 к Отделению Фонда социального и пенсионного страхования Российской Федерации по "адрес", Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по "адрес"" о признании решения незаконным, возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации
по кассационной жалобе Отделения Фонда социального и пенсионного страхования Российской Федерации по "адрес" (далее также - ОСФР по "адрес") на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ
Заслушав доклад судьи ФИО20, выслушав объяснения представителя ОСФП по "адрес" ФИО13, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения по жалобе прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ганцевой С.В, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор "адрес", действуя в интересах малолетнего ребенка-инвалида ФИО5 А.Б, обратился в суд с иском к ГУ - Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее также - Фонд социального страхования, ГУ ФСС), ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по "адрес"" (далее также - ФКУ "МСЭ") о признании решения незаконным и возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка по обращению ФИО5 Е.А. о нарушении прав ее дочери ФИО5 А.Б, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящейся к категории "ребенок-инвалид", в части обеспечения техническими средствами реабилитации, а именно: опорой для стояния детей-инвалидов передне-заднеопорной с фиксацией таза, грудной клетки, коленных суставов, стоп, отведением бедер, с регулируемым углом наклона со съемным столиком и с изолированным разведением ног, с заменой по мере физиологического роста ребенка или изменения его функционального состояния.
В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ малолетней ФИО5 А.Б. установлена группа инвалидности категории "ребенок-инвалид" согласно справке МСЭ-2О17 N ОКУ "ГБ МСЭ по "адрес"".
ДД.ММ.ГГГГ законный представитель ФИО5 А.Б. - ФИО5 Е.А. обратилась в Бюро N ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по "адрес"" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации с заявлением о внесении изменений в индивидуальную программу реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (далее также - ФИО2) в части обеспечения техническим средством реабилитации - опора для стояния для детей-инвалидов передне-заднеопорная с фиксацией таза, грудной клетки, коленных суставов, стоп, отведением бедер, с регулируемым углом наклона со съемным столиком и с изолированным разведением ног, с заменой по мере физиологического роста ребенка или изменения его функционального состояния.
Вместе с заявлением ФИО5 Е.А. предоставила консультацию врача-травматолога-ортопеда ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ N и рекомендации специалиста по подбору и адаптации ТСР, инструктора методиста ЛФК ФИО15, в которых указано, что малолетняя ФИО5 А.Б. с учетом ее двигательного развития и физического состояния нуждается в ежедневном использовании вертикализотора, который должен иметь, в том числе функцию "изолированное разведение ног".
Бюро МСЭ N специализированного и общего профиля с целью внесения изменений в ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ проведена заочная медико-социальная экспертиза.
В разработанной ФИО2 N ДД.ММ.ГГГГ/2022/И2 от ДД.ММ.ГГГГ за счет средств федерального бюджета ФИО5 А.Б. рекомендована опора для стояния для детей-инвалидов (положение наклона: вперед и назад комбинированный; приспособления опоры: регулировка угла наклона, подголовник, держатель спинки, подлокотники, абдуктор и/или разделитель для ног, боковые упоры для груди, упоры для коленей, упор для таза, подножки, ремень для груди, ремень для таза, столик): 1 шт. с фиксацией таза, грудной клетки, коленных суставов, стоп, отведением бедер, с регулируемым углом наклона со съемным столиком и с изолированным разведением ног, с заменой по мере физиологического роста ребенка или изменения его функционального состояния.
ДД.ММ.ГГГГ законный представитель несовершеннолетней ФИО5 А.Б. - ФИО5 Е.А. обратилась с заявлением об обеспечении ее дочери техническими средствами в соответствии с ФИО2 N ДД.ММ.ГГГГ/2022/И2 от ДД.ММ.ГГГГ в ГУ - Тамбовское региональное отделение ФСС РФ.
Согласно ответу ГУ-Тамбовское региональное отделение ФСС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО5 А.Б. поставлена на учет на обеспечения опорой для стояния в соответствии с рекомендациями ФИО2 2 ДД.ММ.ГГГГ/2022/И2 от ДД.ММ.ГГГГ.
Направление N для обеспечения ФИО5 А.Б. опорой для стояния для детей-инвалидов учреждением выдано ДД.ММ.ГГГГ, по которому ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 А.Б. предоставлена опора для стояния с дополнительными функциями "Лева".
Законный представитель ФИО5 А.Б. от вышеуказанной опоры отказалась, в связи с тем, что опора для стояния не отвечала характеристикам, предусмотренным ФИО2 N ДД.ММ.ГГГГ/2022/И2 от ДД.ММ.ГГГГ, а именно в опоре для стояния отсутствовала дополнительная функция - "изолированное разведение ног".
В связи с отказом от представляемых средств реабилитации ГУ Тамбовское региональное отделение ФСС РФ обратилось в ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по "адрес"" Министерства труда и социальной защиты РФ за разъяснениями правомерности указания в ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ технических средств реабилитации.
ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по "адрес" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации" проведена заочная медико-социальная экспертиза в порядке контроля за решением бюро МСЭ N специализированного и общего профиля.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам заочной экспертизы решение изменено, из ФИО2 N ДД.ММ.ГГГГ/2022/И2 от ДД.ММ.ГГГГ исключена дополнительная характеристика у опоры для стояния "с изолированным разведением ног".
Прокурор полагал, что принимая решение об исключении дополнительной характеристики из программы реабилитации, бюро не учтены медицинские показания, индивидуальные особенности ребенка-инвалида, исключение из программы реабилитации важных характеристик не отвечает целям реабилитационных мероприятий, направленных на максимально возможную компенсацию нарушений функций организма, восстановление в большей мере уровня двигательной активности, повышения качества жизни.
В связи с вышеизложенным прокурор просил признать решение ФКУ "Главное бюро МСЭ по "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения из ФИО2 дополнительной характеристики опоры для стояния "с изолированным разведением ног" незаконным, обязать ФКУ "Главное бюро МСЭ по "адрес"" включить в ФИО2 вышеуказанную дополнительную характеристику; обязать ГУ - Тамбовское региональное отделение ФСС РФ обеспечить малолетнего ребенка-инвалида ФИО5 А.Б, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, техническими средствами реабилитации опорой для стояния детей-инвалидов "с изолированным разведением ног".
Решением Октябрьского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора "адрес" в интересах малолетнего ребенка-инвалида ФИО5 А.Б. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Октябрьского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа прокурору "адрес" в интересах малолетнего ребенка-инвалида ФИО5 А.Б, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Отделению Фонда социального и пенсионного страхования Российской Федерации по "адрес" о возложении обязанности по обеспечению техническим средством реабилитации отменено, в отмененной части принято новое решение, которым на ОСФР по "адрес" возложена обязанность обеспечить ребенка-инвалида ФИО5 А.Б, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, техническим средством реабилитации: опора для стояния для детей-инвалидов с характеристиками - положение наклона: вперед и назад - комбинированный; приспособление опоры: регулировка угла наклона, подголовник, держатель спинки, подлокотники, абдуктор и (или) разделитель для ног, боковые упоры для груди, упоры для коленей, упор для таза, подножки, ремень для груди, ремень для таза, столик с фиксацией таза, грудной клетки, коленных суставов, стоп, отведением бедер, с регулируемым углом наклона со съемным столиком и с изолированным разведением ног, с заменой по мере физиологического роста ребенка или изменения его функционального состояния.
В остальной части то же решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ответчика ОСФР по "адрес" - ФИО16 просит принятое по делу апелляционное определение отменить, как незаконное. В обоснование несогласия с судебным постановлением ссылается на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права. Указывает, что суд апелляционной инстанции в нарушение правил и порядка обеспечения инвалидов техническим средствами реабилитации возложил на Отделение обязанность по обеспечению техническим средством реабилитации с дополнительной характеристикой, отсутствующей в перечне показаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета.
От прокурора "адрес", ФИО5 Е.А. поступили письменные возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились ФИО5 Е.А, представитель ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по "адрес"", от ФИО5 Е.А. поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, представитель ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по "адрес"" сведений о причинах неявки не представил. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность обжалуемого судебного постановления, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции РФ).
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно статье 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N- ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно статье 11.1 названного Федерального закона к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Техническими средствами реабилитации инвалидов являются:
-специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода;
-специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией;
-специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью;
-протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты);
-специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь; специальные средства для передвижения (кресла-коляски).
Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.
Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N122-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N569-ФЗ)
Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.
Дополнительные средства для финансирования расходов на предусмотренные настоящей статьей технические средства реабилитации инвалидов могут быть получены из иных не запрещенных законом источников.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями. (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N400-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N569-ФЗ)
По выбору инвалида технические средства реабилитации и (или) услуги, предусмотренные федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, могут быть приобретены и (или) оплачены инвалидами с использованием электронного сертификата с учетом положений Федерального закона приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Перечень медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных, категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, согласно пункту 2 которых обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно пункту 4 названных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительной орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В силу пункта 4(l) Правил (п. 4(l) введенного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2121, то есть в период рассмотрения судом спорных правоотношений, в случае если вид, наименование или характеристика (параметры) технического средства не соответствует перечню показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами, утвержденному в соответствии со статьей Федерального закона н о социальной защите инвалидов в Российской Федерации", уполномоченный орган в течение 2 рабочих дней со дня получения сведений из программы реабилитации, подтверждающих необходимость предоставления инвалиду технического средства, или представления инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, программы реабилитации в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящих Правил, направляет с согласия гражданина либо лица, представляющего его интересы, в порядке межведомственного электронного взаимодействия в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы запрос на уточнение технического средства в программе реабилитации.
В запросе на уточнение технического средства в программе реабилитации уполномоченный орган указывает вид и наименование технического средства, по которому необходимы уточнения, характеристики (параметры) ранее выданного технического средства или по которому была выплачена компенсация, а также сведения о проведении медико-технической комиссии и ее результаты (при наличии).
Уполномоченный орган уведомляет инвалида либо лицо, представляющее его интересы, о направлении такого запроса в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы по каналам телефонной связи, включая мобильную связь, в том числе посредством направления коротких текстовых сообщений, или в форме документа на бумажном носителе заказным почтовым отправлением, а также направляет соответствующее уведомление в личный кабинет гражданина на едином портале.
В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил. Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, 60 календарных дней.
Согласно Федеральному перечню реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, представляемых инвалиду, утвержденному Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-р, к техническим средствам реабилитации отнесены трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни (п.6).
В соответствии с Классификацией технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ 2347-р, утвержденной Приказом Минтруда ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ Nн, раздел 6: Трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни включает, в том числе позицию 6-09 и 6-09-01 опора для стояния для детей-инвалидов.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ Nбн утвержден Перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации", в котором одним из наименований и видов технического средства реабилитации (далее также - ТСР) является опора для стояния детей инвалидов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ малолетней ФИО5 А.Б, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена группа инвалидности категории "ребенок-инвалид" согласно справке МСЭ-2017 N ФКУ "ГБ МСЭ по "адрес"".
Согласно рекомендациям комиссии врачей Обособленного структурного подразделения "Научно-исследовательский клинический институт педиатрии имени академика ФИО17 "ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ малолетний ребенок - ФИО1 нуждается в технических средствах реабилитации, в том числе, опора для стояния для детей-инвалидов переднезаднеопорная, с фиксацией таза, грудной клетки, коленных суставов, отведением бедер, с регулируемым углом наклона со съемным столиком с заменой по мере физиологического роста ребенка или изменения его функционального состояния (6-09-01) ; вертикализатор для детей -инвалидов переднее-заднеопорный, с фиксацией таза, грудной клетки, коленных суставов, отведением бедер, с регулируемым углом наклона со съемным столиком с заменой по мере физиологического роста ребенка или изменения его функционального состояния (6-09-01).
ДД.ММ.ГГГГ законный представитель ФИО5 А.Б. - ФИО5 Е.А. обратилась в бюро N ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по "адрес"" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации с заявлением о внесении изменений в индивидуальную программу реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (далее - ФИО2) в части обеспечения техническим средством реабилитации опора для стояния для детей-инвалидов передне-заднеопорная с фиксацией таза, грудной клетки, коленных суставов, стоп, отведением бедер, с регулируемым углом наклона со съемным столиком и с изолированным разведением ног, с заменой по мере физиологического роста ребенка или изменения его функционального состояния.
Вместе с заявлением ФИО5 Е.А. предоставила консультацию врача-травматолога-ортопеда ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ N и рекомендации специалиста по подбору и адаптации ТСР, инструктора методиста ЛФК ФИО15, в которых указано, что малолетняя ФИО5 А.Б, с учетом ее двигательного развития и физического состояния нуждается в ежедневном использовании вертикализотора, который должен иметь, в том числе, функцию изолированное разведение ног.
Согласно назначениям и рекомендациям лечащего врача невролога ФИО18 и специалиста по подбору и адаптации ТСР, инструктора-методиста ФИО19 Обособленного структурного подразделения "Научно-исследовательский клинический институт педиатрии имени академика ФИО17 "ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. ФИО3" назначено ТСР: вертикализатор передне-заднеопорный Zing EasyStan MPS, 2 размер. Учитывая двигательное развитие и физическое состояние ФИО4 необходимо ежедневное использование вертикализатора. Вертикализатор необходим для: получения осевой нагрузки на скелет; предотвращения развития остеопороза и появления тугоподвижностей и контрактур; нормального функционирования внутренних органов и систем; профилактики развития осложнений ТБС; профилактики сколиотических деформаций; формирования опорности на стопы; улучшения психологического состояния.
Рекомендовано использование вертикализатора в переднеопорной комплектации. Вертикализатор должен иметь: возможность изменения настроек в соответствии с антропометрическим и данными ребенка; возможность изменения угла наклона; изолированное разведение ног; поддержки таза, груди, колен, стоп; ремень тазовый, грудной; съемный стол. Получение и использование ортопедического изделия в соответствии с назначением ортопеда.
Бюро МСЭ N специализированного и общего профиля с целью внесения изменений в ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ проведена заочная медико-социальная экспертиза.
В разработанной ФИО2 Nl.4.68/2022/И2 от ДД.ММ.ГГГГ за счет средств федерального бюджета ФИО5 А.Б. рекомендована опора для стояния для детей-инвалидов (положение наклона: вперед и назад комбинированный; приспособления опоры: регулировка угла наклона, подголовник, держатель спинки, подлокотники, абдуктор и/или разделитель для ног, боковые упоры для груди, упоры для коленей, упор для таза, подножки, ремень для груди, ремень для таза, столик): 1 шт. с фиксацией таза, грудной клетки, коленных суставов, стоп, отведением бедер, с регулируемым углом наклона со съемным столиком и с изолированным разведением ног, с заменой по мере физиологического роста ребенка или изменения его функционального состояния.
ДД.ММ.ГГГГ законный представитель несовершеннолетней ФИО5 А.Б. - ФИО5 Е.А. обратилась с заявлением об обеспечении ее дочери техническими средствами в соответствии с ФИО2 N ДД.ММ.ГГГГ/2022/И2 от ДД.ММ.ГГГГ в ГУ - Тамбовское региональное отделение ФСС РФ.
Согласно ответу ГУ-Тамбовское региональное отделение ФСС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО5 А.Б. поставлена на учет на обеспечение опорой для стояния в соответствии с рекомендациями ФИО2 23 от ДД.ММ.ГГГГ.
Направление N для обеспечения ФИО5 А.Б. опорой для стояния для детей-инвалидов учреждением выдано ДД.ММ.ГГГГ, по которому ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 А.Б. предоставлена опора для стояния с дополнительными функциями "Лева".
Законный представитель ФИО5 А.Б. от вышеуказанной опоры отказалась, в связи с тем, что опора для стояния не отвечала характеристикам, предусмотренным ФИО2 N ДД.ММ.ГГГГ/2022/И2 от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: в опоре для стояния отсутствовала дополнительная функция - изолированное разведение ног.
В связи с отказом от представляемых средств реабилитации ГУ Тамбовское региональное отделение ФСС РФ обратилось в ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по "адрес"" Министерства труда и социальной защиты РФ за разъяснениями правомерности указания в ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ технических средств реабилитации.
ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по "адрес"" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации проведена заочная медико-социальная экспертиза в порядке контроля за решением бюро МСЭ N специализированного и общего профиля.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам заочной экспертизы решение изменено, из ФИО2 N ДД.ММ.ГГГГ/2022/И2 от ДД.ММ.ГГГГ исключена дополнительная характеристика у опоры для стояния "с изолированным разведением ног".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что законом не предусмотрено обеспечение малолетней ФИО1 за счет средств федерального бюджета опорой для стояния для детей-инвалидов, первоначально рекомендованной в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида N ДД.ММ.ГГГГ/2022/И2 от ДД.ММ.ГГГГ, с характеристикой "изолированное разведение ног", поскольку вертикализатор не включен в Перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий, предоставляемых инвалиду на основании распоряжением Правительства Российской от ДД.ММ.ГГГГ N-р и приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ N; предложенная территориальным органом Фонда социального страхования ФИО1 опора для стояния для детей-инвалидов полностью соответствует рекомендациям действующей ФИО2 и действующему законодательству; законный представитель ребенка - ФИО5 Е.А. была проинформирована о праве самостоятельного приобретения рекомендованных ребенку-инвалиду ФИО2 технических средств реабилитации с последующей компенсацией территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации на основании документов, подтверждающих расходы, а также о возможности самостоятельного приобретения некоторых видов технических средств реабилитации (в том числе опоры для стояния) с использование электронного сертификата, тогда как таковым правом ФИО5 А.Б. не воспользовалась.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия не согласилась с такими выводами суда первой инстанции, указав следующее.
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
Из Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН от ДД.ММ.ГГГГ, приведенных норм Конституции Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования, выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом; профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; получение консультаций врачей-специалистов.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 181-ФЗ). Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2347-р, опоры для стояния для детей-инвалидов относятся к техническим средствам реабилитации.
В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов (далее также - Правила).
Пунктом 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее также - программа реабилитации).
Как установлено судом, индивидуальной программой реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ N ДД.ММ.ГГГГ/2022/И2 малолетней ребенку инвалиду ФИО1 рекомендовано за счет средств федерального бюджета техническое средство реабилитации опора для стояния для детей-инвалидов (положение наклона: вперед и назад комбинированный; приспособления опоры: регулировка угла наклона, подголовник, держатель спинки, подлокотники, абдуктор и/или разделитель для ног, боковые упоры для груди, упоры для коленей, упор для таза, подножки, ремень для груди, ремень для таза, столик): 1 шт. с фиксацией таза, грудной клетки, коленных суставов, стоп, отведением бедер, с регулируемым углом наклона со съемным столиком и с изолированным разведением ног, с заменой по мере физиологического роста ребенка или изменения его функционального состояния (6-09-01).
Дополнительная опция Опоры для стояния "со съемным столиком с изолированным разведением ног" включена в ФИО2 N.101Э68.2022 в раздел "ТСР и услуги по реабилитации, предоставляемые ребенку-инвалиду за счет собственных средств, либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности".
Следовательно, по результатам медико-социальной экспертизы разработанная индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида малолетней ФИО1 предусматривает предоставление ребенку в целях реабилитации технического средства опоры для стояния для детей инвалидов (06-09-01) с характеристиками с фиксацией таза, грудной клетки, коленных суставов, стоп, отведением бедер, с регулируемым углом наклона со съемным столиком и с изолированным разведением ног, с заменой по мере физиологического роста ребенка или изменения его функционального состояния.
Согласно пункту 6 Федерального Перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденному распоряжением Правительства РФ N 2347-р от ДД.ММ.ГГГГ, к техническим средствам реабилитации относятся опоры.
Предоставление опоры для стояния "Лева" без необходимых по медицинским показаниям ребенку-инвалиду важных характеристик не отвечает целям реабилитационных мероприятий, направленных на максимально возможную компенсацию нарушений функций организма, восстановление в большей мере уровня двигательной активности, повышения качества жизни.
При таких данных суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что ответчиком Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации не соблюдены требования федерального законодательства по предоставлению необходимого ребенку-инвалиду средства реабилитации, разработанного индивидуальной программой реабилитации, поскольку ребенок имеет право на получение технических средств, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-р, и несоблюдение ответчиком требований федерального законодательства по предоставлению таких средств нарушает права и свободы ребенка-инвалида.
Кроме того, на запрос суда апелляционной инстанции поступила информация от ДД.ММ.ГГГГ N Обособленного структурного подразделения ФГАО ВО ВНИМУ им.Н.И. ФИО3 - Научно-исследовательского клинического института педиатрии и детской хирургии им. Академика ФИО17, согласно которой наименование "опора для стояния" и "вертикализатор" являются идентичными; это различные обозначения одного и того же технического средства реабилитации.
При этом в информации указано на то, что выданная пациентке ФИО5 А.Б. "опора для стояния" "Лева" не соответствует рекомендациям врача-травматолога-ортопеда.
На основании вышеизложенного судебная коллегия пришла к выводу о том, что предложенное ответчиком ФИО5 А.Б. техническое средство реабилитации не соответствует требованиям изделия, которое необходимо ребенку-инвалиду по медицинским показаниям и в котором он нуждается в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, в связи с чем решение суда первой инстанции в указанной части отменено с вынесением нового решения в этой части об удовлетворении заявленных требований.
Оснований не согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку эти выводы соответствуют нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и установленным по делу обстоятельствам, доводами кассационной жалобы не опровергаются.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда социального и пенсионного страхования Российской Федерации по "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.