Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Лысовой Е.В, судей Анненковой К.К, Шамрай М.С, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Голода Владислава Валерьевича к Военному комиссариату по Московской области о признании приостановления выплаты незаконной, по кассационной жалобе Голода Владислава Валерьевича на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 6 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 27 июля 2023 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Анненковой К.К, объяснения истца Голода В.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Голод В.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Московской области о признании незаконным решения о приостановлении выплаты военной пенсии по выслуге, возложении обязанности возобновить выплату пенсии по выслуге лет с 01.10.2022.
В обоснование заявленных требований указал, что с августа 1985 по сентябрь 2022 проходил военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ и бывшего Союза ССР, с 15.09.2012 по 30.09.2022 ему выплачивалась ответчиком пенсия за выслугу лет, выплата которой была необоснованно приостановлена с 01.10.2022 на основании части 2 статьи 6 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с его поступлением после увольнения с военной службы на федеральную государственную службу с выплатой заработной платы по должности сотрудника Следственного комитета. Полагал, что основания для приостановления выплаты пенсии отсутствовали, поскольку 13 мая 2013 года у него возникли трудовые отношения со Следственным комитетом на иных, отличных от военной или приравненной к ней службе условиях, без приобретения статуса военнослужащего, порядок прохождения которой определен Федеральным законом от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете РФ". При этом не учтено, что ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 % в Следственном комитете ему не назначалась, недобросовестных действий им не допущено, при поступлении на федеральную государственную службу он не скрывал факта получения военной пенсии за выслугу лет, ежегодно представляя в управление кадров информацию в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в связи с чем действиями ответчика нарушен конституционный принцип равенства, т.к. отсутствует механизм компенсации ему приостановления выплаты пенсии за выслугу лет, служба в Следственном комитете не повлечет увеличения военной выслуги и увеличение ранее назначенной ему пенсии.
Решением Зюзинского районного суда г. Москвы от 6 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 27 июля 2023 года, в удовлетворении исковых требований Голода В. В. к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Московской области" отказано.
В кассационной жалобе Голод В.В. просит отменить судебные постановления, принять новое решение об удовлетворении иска, полагает неверным распространение на него части 2 ст. 6 Закона N 4468-1, поскольку он не относится к указанным в норме "пенсионерам из числа лиц, указанных в статьи 1 настоящего Закона", не поступал после назначения пенсии по выслуге лет на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах), войска национальной гвардии Российской Федерации, органы принудительного исполнения Российской Федерации, поступление на федеральную гражданскую службу в Следственный комитет прямо не указано в норме в качестве основания для приостановления выплаты военной пенсии.
Суды неверно приравняли разные сферы осуществления трудовой (служебной) деятельности с правилами исчисления пенсий в разных государственных органах, вследствие чего допустили ошибку в применении и толковании норм материального права, полагает необходимым буквально и точно в соответствии с требованиями ст. 11 ГПК РФ применить Закон N4468-1 во взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года N 6-П, согласно которой выплата пенсии подлежит приостановлению только в том случае, когда лицо, _которому она назначена, вновь поступает на службу на тех же условиях, на которых оно проходило службу, то есть на военную службу или к ней приравненную и перечисленную в части 2 статьи 6 Закона N4468-1. В настоящее время понятие правоохранительной службы, предусмотренное статьей 7 Федерального закона от 27 мая 2003 г..N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", утратило силу с 1 января 2016 г..в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г..N 262-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в связи с чем судами необоснованно применен не подлежащий применению закон, что в соответствии с требованиями ст. 397 ГПК РФ является основанием к отмене судебных решений. Кассатор настаивает на том, что только поступление на военную службу в военные следственные органы Следственного комитета влечёт приостановление выплаты пенсии за выслугу лет в Вооруженных силах РФ, в результате принятого решения ухудшено положение военнослужащего по сравнению с иными военнослужащими, которым пенсия за выслугу лет выплачивается независимо от наличия заработка или иного дохода.
Считает процессуальным нарушением части 2 ст. 327 ГПК РФ судом апелляционной инстанции, отказавшим ему в просьбе проверить в интересах законности решение суда первой инстанции в полном объеме, а также ссылается на не извещение судом апелляционной инстанции о месте и времени рассмотрения его апелляционной жалобы, в связи с чем не смог принять участие в судебном заседании и представить свои доводы в обоснование поданной апелляционной жалобы.
В судебное заседание кассационного суда представитель ответчика ВК по Московской области не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом 23.10.2023 года (11999188691192), информация о движении дела своевременно размещена на интернет-сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность судебных постановлений в пределах доводов кассационной жалобы по правилам части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для отмены судебных постановлений.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами при разрешении данного спора не допущено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Голоду В.В, ДД.ММ.ГГГГ в связи с прохождением военной службы по контракту в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации с 05.08.1985 по 15.09.2012 (36 лет 03 месяца) в качестве офицера отдела по работе с личным составом войсковой части 53035 после увольнения с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе в августе 2012 года назначена пенсия по выслуге лет, которая выплачивалась Военкоматом Московской области, размер пенсии с октября 2021 года по сентябрь 2022 года составил 44 324, 06 руб.
13.05.2013 Следственный комитет Российской Федерации заключил с сотрудником Голодом В.В. трудовой договор N 96/13 на неопределенный срок о прохождении службы в Следственном комитете РФ с выплатой денежного содержания, состоящего из должностного оклада, доплат за специальное звание, за выслугу лет, за особые условия службы, надбавок и других предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ выплат.
Приказом N 365-кца от 13.05.2013 Голод В.В. принят на федеральную государственную службу в Следственный комитет РФ, назначен на должность инспектора первого отделения (профилактики коррупционных правонарушений) седьмого отдела (профилактики коррупционных правонарушений, управления служебным и организационным поведением) управления кадров Следственного комитета РФ с должностным окладом в размере 68% к должностному окладу первого заместителя Председателя Следственного комитета РФ и доплатой за сложность, напряженность и высокие достижения в службе в размере 25% должностного оклада с даты назначения на должность.
Приказом N 106-кч от 26.12.2013 истцу присвоено первое специальное звание подполковника юстиции.
В соответствии с соглашением N 96/13-04 от 28.01.2015 истец назначен на должность инспектора седьмого отдела (управления служебным и организационным поведением) управления кадров Следственного комитета РФ, а на основании соглашения N 96/13-07 от 26.09.2019 - на должность старшего инспектора второго отдела (психологической работы и дисциплины) управления воспитательной работы Следственного комитета РФ.
Из справки N 218/1-1331-22/7364 от 03.11.2022 следует, что старший инспектор второго отдела (психологической работы и дисциплины) управления воспитательной работы Следственного комитета Российской Федерации полковник юстиции Голод В.В. с момента возникновения 26.12.2013 права на получение ежемесячной надбавки к денежному содержанию в размере 50% процентов пенсии, которая могла быть ему назначена, до настоящего времени по вопросу установления (не установления) пенсионной надбавки не обращался, документов, свидетельствующих о приостановлении выплаты ему пенсии Минобороны РФ, не представлял. Пенсионная надбавка Голоду B.B. будет установлена с даты приостановления выплаты пенсии по линии Минобороны РФ и предоставления соответствующего документа.
Письмами от 15.09.2022 и повторно от 11.10.2022 ответчик проинформировал истца о том, что в соответствии с требованиями части второй ст. 6 Закона N 4468-1 ему как пенсионеру, получающему пенсию Минобороны РФ, в связи с поступлением 13.05.2013 на службу в Следственный комитет РФ и присвоением 26.12.2013 специального звания выплата назначенной пенсии за выслугу лет приостанавливается, при этом за период с 26.12.2013 по 30.12.2022 им незаконно получено из федерального бюджета 3 707 431, 78 руб, по факту причинения ущерба государству материалы проверки переданы для прокурорского реагирования в военную прокуратуру Балашихинского гарнизона, а названную сумму предложено погасить в досудебном порядке.
В материалы дела ответчиком представлено заявление истца от 19.11.2013 о назначении пенсии за выслугу лет, в котором Голод В.В. обязался при наступлении обстоятельств, лишающих его права на дальнейшее получение пенсии, либо на получении её в меньшем размере, в том числе при зачислении на службу, поступлении на работу, незамедлительно сообщить об этом в банк по месту получения пенсии и в пенсионный отдел комиссариата по месту жительства, и необходимости возврата необоснованно полученных сумм.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, применив к спорным правоотношениям и установленным обстоятельствам дела положения статей 1, 5, 6, 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации и их семей", принимая во внимание правовые позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 18 марта 2004 N 6-П, части 13 статьи 35, пункта "а" части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О следственном комитете Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 02.05.2012 N 411, исходил из того, что установленный факт поступления Голода В.В, получающего пенсию Минобороны РФ, на федеральную государственную службу в Следственный комитет Российской Федерации с присвоением специального звания, является основанием на приостановления выплаты назначенной военной пенсии на время службы, в связи с чем не нашел оснований для признания незаконным оспариваемого решения ВК Московской области о приостановлении выплаты истцу пенсии.
При этом суд первой инстанции учел позицию Конституционного суда Российской Федерации, указанную в пункте 5 мотивировочной части постановления от 18 марта 2004 года N 6-П о том, что Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, как следует из его наименования и содержания, определяет условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и именно этими категориями граждан - по буквальному смыслу статьи 1 данного Закона - ограничивается круг лиц, на которых распространяется его действие, однако рядом законодательных актов, в том числе Федеральным законом от 28.10.2020 года N 403-ФЗ "О следственном комитете Российской Федерации" действие указанного Закона распространено на граждан, проходивших службу в Следственном комитете, поскольку пенсионное обеспечение сотрудников Следственного комитета и членов их семей осуществляется применительно к условиям и нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений части 2 статьи 43 Закона РФ N 4468-1), с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом, в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 13 Закона N 4468-1 засчитывается время службы в Следственном комитете в должностях, по которым предусмотрено присвоение специального (воинского) звания, со дня назначения на должность, в связи чем положения части 2 статьи 6 Закона N 4468-1 в полной мере распространяются на случаи замещения военным пенсионером федеральной государственной должности с присвоением специального звания в Следственном комитете РФ, как основании для приостановления выплаты военной пенсии на время государственной службы.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился, отклонил доводы апелляционной жалобы истца о том, что суд первой инстанции не в полном объеме исследовал материалы дела, неправильно оценил представленные доказательства, указав на то, что оснований для другого толкования и применения норм материального права и для иных выводов по существу спора не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судебных инстанций основанными на правильном применении норм материального права, соответствующими обстоятельствам дела, а доводы кассационной жалобы истца основанными на неверном толковании и применении к спорным правоотношениям норм материального права, в связи с чем изложенное кассатором субъективное мнение по поводу неправильного разрешения судами спора оснований, перечисленных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены в кассационном порядке судебных постановлений не образует.
Как верно указано судами двух инстанций, пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации и их семей".
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 определен круг лиц, на которых распространяется действие данного Закона. В их числе названы лица, рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона N 4468-1 пенсионерам из числа лиц, указанных в статьи 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах), войска национальной гвардии Российской Федерации, органы принудительного исполнения Российской Федерации выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. N 6-П положения части 2 статьи 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 признаны не противоречащим Конституции Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" Пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
При этом к военнослужащим в целях вышеназванного Федерального закона относятся, как следует из его статьи 2, в том числе лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с частью 13 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О следственном комитете Российской Федерации" пенсионное обеспечение сотрудников Следственного комитета и членов их семей осуществляется применительно к условиям и нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений части второй статьи 43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"), с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Лицам, проходившим службу в Следственном комитете, в выслугу лет для назначения пенсии, исчисленную в соответствии с законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей, также засчитывается срок их службы в федеральных органах исполнительной власти или федеральных государственных органах в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета с учетом особенностей прохождения службы в Следственном комитете определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии сотрудников Следственного комитета Российской Федерации утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 02.05.2012 N 411, в соответствии с пунктом 2 которого в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 13 Закона N 4468-1 засчитывается время службы в Следственном комитете в должностях, по которым предусмотрено присвоение специального (воинского) звания, со дня назначения на должность.
Следовательно, предписания названных федеральных законов, касающиеся пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников Следственного комитета, отсылают не к отдельным положениям Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, а к установленным им нормам и условиям в совокупности, причем какие-либо изъятия из установленного статьей 6 закона правила для сотрудников СК РФ не предусмотрены.
Полагать, что к рассматриваемым спорным правоотношениям судами неверно применены вышеперечисленные нормы права, оснований у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы кассационной жалобы истца о том, что государственная служба в Следственном комитете РФ не поименована в части 2 статьи 6 Закона 4468-1в качестве основания для приостановления выплаты военной пенсии по выслуге лет, не могут быть признаны состоятельными и влекущими отмену судебных постановлений с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 05.11.2015 N 2500-О-Р "По ходатайству Министерства обороны Российской Федерации об официальном разъяснении постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года N 6-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации (4468-1)", из которого следует, что то обстоятельство, что после принятия в 2010 году ФЗ "О следственном комитете Российской Федерации" в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 не были внесены соответствующие изменения и дополнения и в статье 6 отсутствует упоминание о лицах, проходивших службу в иных правоохранительных органах, пенсионное обеспечение которых также осуществляется по нормам данного Закона, не означает, что в отношении пенсионеров из числа военнослужащих, поступивших на службу в Следственный комитет РФ, правило о приостановлении выплаты назначенной пенсии за выслугу лет не действует, - оно в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах.
Доводы кассатора о нарушении судебными постановлениями равенства прав военных пенсионеров, получающих пенсию по выслуге лет и доходы от трудовой деятельности одновременно, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права к рассматриваемому случаю поступления истца на должность государственной службы, отличной от выполнения иной трудовой деятельности.
Доводы кассатора об отсутствии в судебном постановлении апелляционной инстанции правовой оценки доводов его апелляционной жалобы, не извещении о месте и времени рассмотрения дела судом второй инстанции, не могут быть признаны обоснованными, поскольку противоречат содержанию апелляционного определения и имеющимся в материалах дела сведениям (л.д. 160) о выполнении судом апелляционной инстанции требования о направлении по правильному адресу истца извещения с указанием места и времени рассмотрения его апелляционной жалобы 27 июля 2023 года, которое с 5 июля по 12 июля 2023 года в связи с неполучением адресатом находилось на почтовом отделении и возвращено в суд 13 июля 2023 года, что не свидетельствует о нарушении судом второй инстанции требования о надлежащем извещении истца, на которого в силу статьи 165.1 ГК РФ возложен риск последствий неполучения юридически значимого сообщения.
Иных доводов и указания на обстоятельства, требующие дополнительной проверки судом кассационной инстанции, способные повлиять на законность обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведены.
Нарушений требований процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных постановлений, судами также не допущено.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы при изложенных обстоятельствах у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 6 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 27 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Голода Владислава Валерьевича - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.