Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Главы города Липецка
от 30 сентября 2008 г. N 2465
Городская целевая программа
Развитие образования в г. Липецке (2009-2011 г.г.)
28 октября 2008 г.
Основание для разработки:
распоряжение главы города Липецка от 21.04.2008 N 760-р
Сроки реализации программы: 2009-2011 годы
Заказчик программы:
администрация г. Липецка
Ассамблея родительской общественности
Разработчик программы:
департамент образования администрации г. Липецка
Совет руководителей ОУ
Координационный совет по реализации инновационных
проектов
Ассамблея родительской общественности г. Липецка
Городская профсоюзная организация межрегионального
отделения "Профсоюз работников народного образования
и науки РФ"
Совет ветеранов педагогического труда
Ассоциация молодых учителей
Ассоциация одаренных детей
Совет лидеров ученического самоуправления
Постановлением Главы г. Липецка от 28 октября 2008 г. N 2643 в раздел "Паспорт городской целевой программы" настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
городской целевой программы
Как много дел считались невозможными,
пока они не были осуществлены.
Плиний старший
Полное наименование программы |
Развитие образования в г. Липецке (2009-2011 г.г.) |
Основание для разработки программы |
Городская целевая программа "Развитие образования в г. Липецке (2009-2011 г.г.)" разработана в соответствии с Федеральным законом РФ "Об образовании", Национальной доктриной образования в РФ, Федеральной программой развития образования на 2006-2010 годы, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Приоритетными направления развития образования РФ и другими действующими нормативными правовыми актами, В ходе разработки программного документа были учтены материалы документов, подготовленных департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования: "Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики", "Комплексный план формирования и реализации современной модели образования в Российской Федерации на 2009-2012 годы и на плановый период до 2020 года". Стратегия развития отрасли на среднесрочную перспективу строится с учетом приоритетов разрабатываемой Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ, представленных на расширенном заседании Государственного совета 8.02.2008 и Совете Общественной палаты 19.03.2008 года, "Стратегического плана развития города Липецка до 2016", принятого Липецким городским Советом депутатов 29.08.2006 г. Необходимость разработки программы вызвана изменениями в российском образовании и актуальными потребностями муниципального развития. Программа является следующим этапом модернизации образования г, Липецка, продолжающим курс на создание развивающейся системы, обозначенный в программах развития образования города в 2003-2005, 2006-2008 годах. |
Заказчик программы |
Администрация города Липецка Ассамблея родительской общественности |
Координатор программы |
Федоров В.П., первый заместитель главы администрации г. Липецка |
Разработчик программы |
Департамент образования администрации г. Липецка Совет руководителей ОУ Координационный совет по реализации инновационных проектов Ассамблея родительской общественности г. Липецка Городская профсоюзная организация межрегионального отделения "Профсоюз работников народного образования и науки РФ" Совет ветеранов педагогического труда Ассоциация молодых учителей Ассоциация одаренных детей Совет лидеров ученического самоуправления |
Цели и задачи программы |
Целью данной программы является формирование открытой, саморазвивающейся, информационно и технически оснащенной образовательной системы, способной в полной мере удовлетворять образовательные запросы личности и социума, обеспечивать доступность качественного образования. В основе программы лежит идея создания новых моделей содержания образования, его управления и финансирования с учетом специфики муниципалитета. Реализация указанной цели возможна через выполнение следующих задач: в области управления образовательной системой в условиях массовых инновационных преобразований - совершенствование системы управления инновационными процессами; - обеспечение технологичности и наукоемкое, процессов управления (в том числе через развитие инфраструктуры единого информационного пространства системы образования); - усиление государственно-общественного характера управления образовательными системами на всех уровнях; - повышение эффективности управления кадрами муниципального образования; - организация системы постоянного мониторинга образования (в первую очередь через внедрение и функционирование муниципальной системы оценки качества образования и систем оценки качества образования на школьном уровне); в области обеспечения качественного образования и социализации обучающихся - удовлетворение индивидуальных образовательных запросов обучающихся за счет оптимизации и развития системы учреждений, реализующих программы повышенного уровня (лицейские, гимназические; профильной подготовки, углубленного изучения отдельных предметов), специальные (коррекционные) программы для детей, имеющих нарушения в здоровье; учреждений, работающих по адаптивным программам с разнородным контингентом обучающихся, др.; - повышение уровня информатизации образовательного процесса, введение системы дистанционного обучения для детей и подростков с особыми образовательными потребностями; - повышение воспитательного потенциала образовательного процесса, интеграция общего и дополнительного образования, реализация комплекса мер, обеспечивающих социализацию обучающихся; - обеспечение преемственности и непрерывности образования, создание системы профессиональной ориентации обучающихся на специальности и профессии, востребованные региональным рынком труда: в области создания комфортной среды в образовательном процессе - обеспечение условий безопасности и санитарно-гигиенических условий образовательного процесса в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02"; - реализация комплексной программы модернизации системы питания школьников на основе современных технологий производства и транспортировки пищевых продуктов; - совершенствование системы работы по здоровьесбережению обучающихся и педагогов, формирование системы диагностики состояния их здоровья; - формирование у учащихся и педагогов особого отношения к здоровью как жизненной ценности; в области модернизации экономических механизмов управления системой образования - внедрение новых моделей финансирования образовательных учреждений; расчет и внедрение нормативов подушевого финансирования; - реализация комплекса мероприятий по повышению) инвестиционной привлекательности образования, способствующих притоку финансовых, интеллектуальных и иных ресурсов в систему образования; - апробация новой отраслевой системы оплаты труда; - оптимизация сети образовательных учреждений города на основе экономических и правовых механизмов. |
Сроки и этапы реализации программы |
2009-2011 годы |
Объемы финансирования по источникам и срокам |
Общий объем финансирования - 278009 тыс. руб., в том числе 2009 год - 76994 тыс. руб., 2010 год - 98490 тыс. руб., 2011 год - 102525 тыс. руб. Источники финансирования: средства федерального и областного бюджета - 26460 тыс. руб., в том числе 2009 г. - 8900 тыс. руб. 2010 г. - 6660 тыс. руб. 2011 г. - 10900 тыс. руб. средства городского бюджета 249449 тыс. руб., в том числе 2009 год -67449 тыс. руб., 2010 год -91100 тыс. руб., 2011 год - 90900 тыс. руб.; внебюджетные источники - 2100 тыс. руб., в том числе: 2009 г. - 645 тыс. руб. 2010 г. - 730 тыс. руб. 2011 г. - 725 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Ожидаемым конечным результатом реализации Программы является достижение качественно нового состояния образовательной системы, характеризующегося: - эффективностью деятельности образовательных учреждений по обеспечению доступности качественного образования, формированию развитой, компетентной личности, способной социально и профессионально адаптироваться в быстро меняющемся мире; - наукоемкостью и технологичностью управления образовательными системами на муниципальном и школьном уровнях; - ростом ресурсообеспеченности системы образования; - повышением ее инвестиционной привлекательности; - участием представителей общественности в формировании и реализации образовательной политики. |
Исполнители программы |
Департамент образования администрации г. Липецка, образовательные учреждения различных типов и видов г. Липецка. |
Целевые показатели программы |
Целевые показатели сформулированы как система индикаторов успешности реализации каждого из 4-х образовательных проектов, составляющих содержание и структуру программы. |
Основные понятия и термины
Дополнительное образование - мотивированное образование за рамками основного, но интегрированное с ним, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.
Инновация - нововведение, т.е. целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие качественный переход системы из одного состояния в другое.
Инновационный процесс - комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению педагогических новшеств.
Муниципализация образования - процесс, характерный для трехуровневой системы власти Российской Федерации, Муниципализация образования способствует взаимодействию образования (школы) и социально-культурной среды, всестороннему учету как образовательных потребностей местного населения, так и социальных образовательных возможностей и интересов учреждений образования; способствует мобилизации местных материальных, интеллектуальных ресурсов для развития образования, муниципального социума, формирования социально целесообразной образовательной системы. Муниципализация образования выступает как механизм преодоления оторванности школы от реальной жизни местного сообщества.
Муниципальная система оценки качества образования - основанная на единой концептуально-методологической базе совокупность внутренней (осуществляемой образовательным учреждением, департаментом образования по выработанным в профессиональном сообществе критериям и параметрам) и внешней (осуществляемой через формы независимого контроля качества образования: ЕГЭ, новая форма итоговой аттестации обучающихся 9-х классов, мониторинговые исследования, социологические опросы, др.) оценок результатов образовательной деятельности и факторов, влияющих на эти результаты.
Качество образования - интегральная характеристика образования, и свидетельствующая о его эффективности, доступности, рееурсообеспеченности, востребованности, соответствии современным требованиям государства, общества, личности.
Социализация - целенаправленный процесс формирования у обучающихся установок, ценностных ориентации, жизненных идеалов, господствующих в обществе. Благодаря этому молодежь вовлекается в общественную жизнь, интегрируется в социальную систему взрослых и становится активной, преобразующей частью социума.
Образовательный проект - ограниченное во времени, целенаправленное изменение подсистемы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств (ресурсов) и специфической организацией.
Список принятых сокращений
ДО - департамент образования
ОУ - образовательное учреждение
ГМО - городские методические объединения
ГБ - городской бюджет
ОБ - областной бюджет
ФБ - федеральный бюджет
ВИ - внебюджетные источники
МСОКО - муниципальная система оценки качества образования
ШСОКО - школьная система оценки качества образования
Содержание проблемы
и обоснование необходимости ее решения программным методом
Программно-целевой подход в системе образования позволяет эффективно планировать развитие образовательных учреждений, создание новых или внедрение имеющихся инновационных социально-педагогических механизмов, координировать деятельность субъектов образовательного пространства муниципалитета, создавая тем самым основу для его единства, что, в свою очередь, увеличивает результативность проводимых мероприятий. Данный подход особенно актуален в период осуществления широкомасштабных мероприятий, направленных на модернизацию отечественного образования.
Городская программа развития образования (далее - Программа) является организационной основой политики администрации города Липецка в области образования. Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования города Липецка (далее - система образования) и меры ее реализации. Предлагаемая Программа не охватывает всех компонентов существующей системы образования города Липецка (дошкольное образование; высшее, среднее, начальное профессиональное образование), она предназначена для системы начального, основного, среднего (полного) общего и дополнительного образования,
В соответствии с Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 03.09,2005 N 1340-р, образование определено как важнейший фактор, обеспечивающий экономический рост, социальную стабильность и становление в стране институтов гражданского общества. Для того чтобы реализовать эти цели, муниципальная система образования должна:
- обеспечивать высокий уровень доступности качественных образовательных услуг, создавая условия для максимальной реализации личностного потенциала обучающихся;
- гибко реагировать на образовательные запросы государства, общества и личности;
- открыто сотрудничать с партнерами из государственного, общественного и частного сектора, обеспечивая реализацию приоритетов государственной политики в области образования;
- обеспечивать эффективное использование финансовых и материальных ресурсов системы образования, оптимальную организацию образовательного пространства муниципалитета.
К моменту разработки программы успешно начавшиеся в муниципальной системе процессы обновления содержания образования, его управления и финансирования не были завершены, некоторые задачи, поставленные в "Программе развития образования в г. Липецке (2006-2008 г.г.)", не решены в полной мере вследствие ее среднесрочной специфики. Несмотря на ряд позитивных изменений, произошедших в ходе реализации программы развития образования в г. Липецке на 2006-2008 годы, по-прежнему сохраняется проблема повышения качества образования, его доступности, эффективности управления им. Существует разрыв между реальными и требуемыми образовательными результатами, вызванный прежде всего изменениями образовательных потребностей населения города.
Настоящая Программа предназначена для дальнейшего управляемого перевода муниципальной системы образования в новое состояние, обеспечивающее качество образования, адекватное потребностям развивающейся личности, государства и общества. Комплекс ее мероприятий отражает изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления им, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах.
Содержание программы развития г. Липецка на 2009-2011 годы представлено в форме комплекса образовательных проектов:
1. "Управление образовательной системой в условиях массовых инновационных преобразований".
2. "Обеспечение качественного образования и социализации обучающихся".
3. "Создание комфортной среды в образовательном процессе".
4. "Модернизация экономических механизмов управления системой образования".
Подобная форма представления содержания программы (комплекс образовательных проектов) наиболее соответствует целям и задачам инновационного изменения образовательной системы и ее подсистем, позволяет финансировать весь комплекс мероприятий на основе "ранжирования задач (приоритетов)". Кроме того, форма образовательного проекта позволяет:
- использовать преимущества предыдущих программ развития образования г. Липецка (реализовывать модульный принцип организации содержания проектов, сохранить критериально-ресурсный подход к планированию и реализации педагогических новшеств);
- рассматривать и решать проблемы комплексно, объединяя для этого имеющиеся ресурсы;
- "технологизировать" процесс достижения целей программы;
- использовать научный эксперимент (исследования) в процессе решения поставленных задач.
Проблемы, имеющиеся в системе образования г. Липецка, приоритеты ее развития, обозначенные программой, сформулированы и описаны на основе данных муниципальной системы оценки качества образования.
Цель, задачи, сроки
и этапы реализации программы
Целью городской целевой программы "Развитие образования в г. Липецке (2009-2011 годы)" является формирование открытой, саморазвивающейся, информационно и технически оснащенной образовательной системы, способной в полной мере удовлетворять образовательные запросы личности и социума, обеспечивать доступность качественного образования. В содержании и структуре данной цели можно выделить следующие подцели:
-обеспечение устойчивого инновационного развития муниципальной образовательной системы, ориентированного на достижение результатов образования, соответствующих современным требованиям;
- создание условий образовательного процесса, гарантирующих безопасность и комфорт его участников, информационно и технически соответствующих "образовательной парадигме XXI века";
- совершенствование экономических механизмов в сфере образования;
- формирование комплекса мер по усилению роли гражданского общества в развитии образования.
В основе программы лежит идея создания новых моделей содержания образования, его управления и финансирования с учетом специфики муниципалитета. Реализация указанных цели и подцелей возможна через выполнение следующих задач:
в области управления образовательной системой в условиях массовых инновационных преобразований
- совершенствование системы управления инновационными процессами через ресурсы программно-целевого планирования, участие в конкурсах приоритетного национального проекта "Образование", оптимизации и развития сети инновационных площадок города, создания механизмов экспертизы инновационных программ, проектов, инициатив на муниципальном уровне;
- обеспечение технологичности и наукоемкости процессов управления (в первую очередь через развитие инфраструктуры единого информационного пространства системы образования);
- усиление государственно-общественного характера управления образовательными системами на муниципальном и школьном уровнях;
- повышение эффективности управления кадрами муниципального образования;
- организация системы постоянного мониторинга образования (в первую очередь через внедрение и функционирование муниципальной системы оценки качества образования и систем оценки качества образования на школьном уровне);
в области обеспечения качественного образования и социализации обучающихся
- удовлетворение индивидуальных образовательных запросов обучающихся за
- счет оптимизации и развития системы учреждений, реализующих программы повышенного уровня (лицейские, гимназические; профильной подготовки, углубленного изучения отдельных предметов), специальные (коррекционные) программы для детей, имеющих нарушения в здоровье; учреждений, работающих по адаптивным программам с разнородным контингентом обучающихся др.;
- повышение уровня информатизации образовательного процесса, введение системы дистанционного обучения для детей и подростков с особыми образовательными потребностями;
- повышение воспитательного потенциала образовательного процесса, интеграция общего и дополнительного образования, реализация комплекса мер, обеспечивающих социализацию обучающихся;
- обеспечение преемственности и непрерывности образования, создание системы профессиональной ориентации обучающихся на специальности и профессии, востребованные региональным рынком труда;
в области создания комфортной среды в образовательном процессе
- обеспечение условий безопасности и санитарно-гигиенических условий образовательного процесса в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02";
- реализация комплексной программы модернизации системы питания школьников на основе современных технологий производства и транспортировки пищевых продуктов;
- совершенствование системы работы по здоровьесбережению обучающихся и педагогов, формирование системы диагностики состояния их здоровья;
- формирование у учащихся и педагогов особого отношения к здоровью как жизненной ценности;
в области модернизации экономических механизмов управления системой образования
- внедрение новых моделей финансирования образовательных учреждений; расчет и внедрение нормативов подушевого финансирования;
- реализация комплекса мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности образования, способствующих притоку финансовых, интеллектуальных и иных ресурсов в систему образования;
- апробация новой отраслевой системы оплаты труда;
- оптимизация сети образовательных учреждений города на основе экономических и правовых механизмов.
Городская целевая программа "Развитие образования в г. Липецке (2009-2011 годы)", являясь среднесрочной, рассчитана на 2009-2011 годы.
Механизм реализации программы
Контроль за реализацией Программы осуществляет администрация г. Липецка.
Текущее управление реализацией образовательных проектов, составляющих содержание Программы развития, обеспечивает департамент образования администрации г. Липецка по следующим направлениям:
- разработка Координационного плана выполнения проектных мероприятий на каждый год;
- ежеквартальный мониторинг выполнения программных мероприятий;
- подготовка по итогам каждого года отчетов о ходе реализации Программы.
Постановлением Главы г. Липецка от 28 октября 2008 г. N 2643 в раздел "Финансовое обеспечение Программы" настоящего приложения внесены изменения
Финансовое обеспечение Программы
(тыс. руб.)
Ожидаемые социально-экономические эффекты
от реализации программы
Основным социально-экономическим эффектом от реализации программы должно стать обеспечение условий для достижения главной цели (1) системы образования г.Липецка - "подготовка человека развитого, компетентного, способного социально и профессионально адаптироваться в быстро меняющемся мире и стремящегося творчески преобразовывать муниципальную среду в соответствии с социально значимыми и общечеловеческими ценностными ориентирами".
В качестве других социально-экономических эффектов от реализации программы следует рассматривать:
- преодоление отраслевой замкнутости муниципальной образовательной системы, привлечение общественности к формированию и реализации социального заказа на образование;
- повышение конкурентоспособности учреждений муниципальной образовательной системы; обеспечение доступности качественного образования, реализация различных образовательных запросов населения г. Липецка;
- рост ресурсообеспеченности системы образования, повышение ее инвестиционной привлекательности.
(1) Сформулирована в городской целевой программе "Развитие образования в г.Липецке (2006-2008 г.г.)" и остается актуальной на планируемую среднесрочную перспективу.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Главы г. Липецка от 30 сентября 2008 г. N 2465 "Об утверждении городской целевой Программы "Развитие... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.