N 16-6850/2023
г. Санкт-Петербург 8 ноября 2023 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Косицына-Камалова И.Р, рассмотрев жалобу государственного лесного инспектора Ленинградской области Седовой А.Л. на вступившее в законную силу решение судьи Ленинградского областного суда от 25 мая 2022 года, вынесенное по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Майер-Мелнхоф Хольц Ефимовский",
УСТАНОВИЛА:
постановлениями и.о. начальника Восточного межрайонного отдела департамента государственного лесного надзора по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений комитета государственного экологического надзора Ленинградской области, государственного лесного инспектора Ленинградской области Седовой А.Л. от 30 декабря 2021 года N, "данные изъяты", оставленными без изменения решениями судьи Бокситогорского городского суда Ленинградской области от 6 апреля 2022 года N 12-23/2022, N 12-24/2022, соответственно, ООО "ММ-Ефимовский" (в настоящее время ООО "АСПЭК Ефимовский") признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей за совершение каждого административного правонарушения.
Определением судьи Ленинградского областного суда от 25 мая 2022 года N указанные дела по жалобам защитника ООО "ММ-Ефимовский" на перечисленные выше постановления должностного лица административного органа по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, в отношении ООО "ММ-Ефимовский" и решения судьи городского суда N 12-24/2022, N 12-23/2022 объединены в одно производство с присвоением ему номера N 7-471/2022.
Решением судьи Ленинградского областного суда от 25 мая 2022 года N 7-471/2022, оставленным без изменения постановлением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 18 октября 2022 года N 16-4997/2022, указанные постановления административного органа и решения судьи городского суда изменены, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ ООО "ММ-Ефимовский" на основании ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2023 года постановление судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 18 октября 2022 года N 16-4997/2022, вынесенное в отношении ООО "ММ-Ефимовский" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, отменено; дело об административном правонарушении возвращено на новое рассмотрение в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановления по делу об административном правонарушении, государственный лесной инспектор Ленинградской области Седова А.Л. ставит вопрос об отмене решения судьи Ленинградского областного суда от 25 мая 2022 года N 7-471/2022, приводя доводы об его незаконности; оспаривает законность объединения дел об административных правонарушениях в одно производство и применения положений ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ.
ООО "ММ-Ефимовский", уведомленное в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче должностным лицом административного органа жалобы на указанный выше акт, в установленный срок возражений не представило.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил заготовки древесины влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что ООО "ММ-Ефимовский" осуществляет использование лесов по договору аренды лесного участка от 12 ноября 2010 года N в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, утвержденную распоряжением комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 26 декабря 2018 года N 3591 по заявленной лесной декларации от 21 ноября 2019 года N (период использования с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года).
Должностным лицом Бокситогорского участкового лесничества - филиала Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Управление лесами Ленинградской области" (ЛОГКУ "Ленобллес") в соответствии с порядком осмотра лесосек (приложение N 4 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 июня 2016 года N 367 "Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки, утратил силу с 1 сентября 2022 года) по окончании действия лесной декларации проведены осмотры мест рубки лесосек Самойловского участкового лесничества Бокситогорского лесничества в Бокситогорском районе Ленинградской области (выделы 3, 8 квартала 158), в ходе которых выявлены нарушения правил заготовки древесины.
Выявленные нарушения зафиксированы в актах осмотров лесосек и послужили основанием для составления в отношении общества должностным лицом Восточного межрайонного отдела департамента государственного лесного надзора по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений комитета государственного экологического надзора Ленинградской области протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, по факту нарушения правил заготовки древесины, выразившегося в оставлении невырубленных деревьев, подлежащих рубке при проведении сплошных рубок спелых и перестойных лесных насаждений, в количестве и объеме, указанных в состоявшихся по делу актах, в нарушение требований Лесохозяйственного регламента Бокситогорского лесничества Ленинградской области, утвержденного приказом комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 26 ноября 2018 года N 24, заявленных изменений и дополнений к лесной декларации, пунктов 4, 16 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1 декабря 2020 года N 993.
Постановлениями должностного лица Восточного межрайонного отдела департамента государственного лесного надзора по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений комитета государственного экологического надзора Ленинградской области от 30 декабря 2021 года N ООО "ММ-Ефимовский" привлечено к административной ответственности на основании указанной нормы с назначением административного наказания за каждое административное правонарушение.
Судья городского суда с постановлениями административного органа и изложенными в них выводами согласился, соответствующие акты оставил без изменения.
Судья областного суда объединил дела по жалобам общества на постановления административного органа и решения судьи городского суда в одно производство, вынес решение об изменении постановлений административного органа и решений судьи городского суда с указанием на назначение административного наказания по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.
Вместе с тем определение об объединении дел и решение судьи областного суда законными признать нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
При этом статьей 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно разъяснениям, сформулированным в абзаце 9 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления.
К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
До 1 июля 2021 года в соответствии с Положением об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года N 394, федеральный государственный надзор (лесная охрана) осуществлялся посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9-13 и 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также посредством проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из материалов настоящего дела следует, что в отношении ООО "ММ-Ефимовский" проводились не контрольные (надзорные) мероприятия в соответствии с действующим на момент совершения административных правонарушений Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", возложенные на комитет экологического надзора Ленинградской области и мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, возложенные на комитет по природным ресурсам Ленинградской области, а мероприятия (осмотры лесосек) в рамках исполнения условий договора аренды лесного участка.
Поводом для возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении ООО "ММ-Ефимовский" послужило не проведение контрольного надзорного мероприятия, в т.ч. мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах, а поступление в адрес комитета государственного экологического надзора Ленинградской области материалов (актов осмотра лесосек), содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ.
То есть, по результатам проведённых подведомственным комитету по природным ресурсам Ленинградской области учреждением ЛОГКУ "Ленобллес" осмотров мест рубок после свершения на них лесосечных работ лесопользователем, во исполнение пункта 2.3.17 Устава ЛОГКУ "Ленобллес", в соответствии с порядком осмотра лесосек, утверждённым приказом Минприроды России от 27.06.2016 N 367.
Согласно "ГОСТ 18486-87. Государственный стандарт Союза ССР. Лесоводство. Термины определения", утверждённого и введённого в действие Постановлением Госстандарта СССР от 10.12.1987 N 4445, лесосекой является участок леса, отведённый для рубок спелых и перестойных насаждений, лесовосстановительных рубок, рубок ухода за лесом и санитарных. Граница такого участка определяется визирами, лесосечными знаками (столбами, кольями) или естественными рубежами. Площадь лесосек - от нескольких га до нескольких десятков га. Ширина сплошных лесосек - от 50 м до 1 км.
Осмотр лесосек проводился в целях проверки соблюдения условий договора аренды лесного участка (пункт 22 договора аренды), проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требований лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, после завершения лесосечных работ.
Согласно извещений о вызове на осмотр лесосек, имеющихся в материалах дела, юридическое лицо - ООО "ММ-Ефимовский" вызывалось на осмотр каждой лесосеки в определённое время. По результатам осмотра каждой лесосеки составлялся отдельный акт осмотра лесосеки в соответствии с п. 11 Порядка осмотра лесосеки, утверждённого приказом Минприроды России от 27.06.2016 N 367.
Нарушения, послужившие основанием для привлечения ООО "ММ-Ефимовский" к административной ответственности выявлены на разных лесотаксационных выделах и лесосечных делянках, имеющих различные местонахождение, площадь и объемы заготовки древесины по разным древесным породам. Работы по заготовке древесины предусмотрены различными технологическими картами проведения рубок.
Согласно ч. 1 ст. 4.4 КоАП при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Факт использования лесосек на основании одного договора аренды лесного участка и одной лесной декларации не свидетельствует о том, что при осуществлении деятельности по заготовке древесины лесопользователем было совершено одно противоправное деяние, влекущее административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ.
Объективная сторона составов вменяемых ООО "ММ-Ефимовский" административных правонарушений является различной, и тем самым каждое из противоправных действий, вменяемых ООО "ММ-Ефимовский", образует самостоятельный состав административного правонарушения, положения ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ в данном случае неприменимы.
При таких обстоятельствах, оснований для объединения дел об административных правонарушениях в одно производство не имелось.
Таким образом, меры к всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств дела судьей Ленинградского областного суда при рассмотрении жалоб на постановления должностного лица и решения судьи городского суда не приняты, что является существенным нарушением, влекущим отмену судебного решения.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
По смыслу ч. 1 ст. 4.5 и п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания (абз. 8 п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Поскольку по результатам рассмотрения данного дела вынесены постановления о признании ООО "ММ-Ефимовский" виновным с назначением ему административного наказания (производство по настоящему делу в отношении общества не было прекращено), а допущенные судьей областного суда нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными и имеют фундаментальный, принципиальный характер, то принятые им определение судьи Ленинградского областного суда от 25 мая 2022 года об объединении дел в одно производство N 7-471/2022 и решение судьи Ленинградского областного суда от 25 мая 2022 года, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, в отношении ООО "ММ-Ефимовский", подлежат отмене, а дело - возвращению в Ленинградский областной суд на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела об административном правонарушении судье Ленинградского областного суда следует оценить приведенные доводы и материалы дела по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в порядке ст. 26.11 КоАП РФ, и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
Иные доводы жалобы кассационным судом не рассматриваются, поскольку данные вопросы будут предметом рассмотрения в ходе нового судебного разбирательства, которое должно быть проведено в полном соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь ст. 30.13 и ст. 30.17 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛА:
жалобу государственного лесного инспектора Ленинградской области Седовой А.Л. удовлетворить частично.
Определение судьи Ленинградского областного суда от 25 мая 2022 года об объединении дел в одно производство N 7-471/2022 и решение судьи Ленинградского областного суда от 25 мая 2022 года N 7-471/2022, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, в отношении ООО "ММ-Ефимовский", отменить.
Возвратить дело в Ленинградский областной суд на новое рассмотрение жалоб защитника ООО "ММ-Ефимовский" на постановления и.о. начальника Восточного межрайонного отдела департамента государственного лесного надзора по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений комитета государственного экологического надзора Ленинградской области, государственного лесного инспектора Ленинградской области от 30 декабря 2021 года N, N, и решения судьи Бокситогорского городского суда Ленинградской области от 6 апреля 2022 года N 12-24/2022, N 12-23/2022.
Судья Третьего кассационного суда
общей юрисдикции И.Р. Косицына-Камалова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.