Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Петровой Ю.Ю.
судей Белинской С.В, Черлановой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-790/2023 по иску Филимонова С.А. к ПАО Страховая компания "Росгосстрах" об обязании применить коэффициент КБМ-1
по кассационной жалобе Филимонова С.А. на решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 19 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда 8 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Петровой Ю.Ю, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 19 апреля 2023 г. в удовлетворении исковых требований Филимонова С.А. к ПАО Страховая компания "Росгосстрах" об обязании применить коэффициент КБМ-1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда 8 августа 2023 г. решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 19 апреля 2023 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба Филимонова С.А. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Филимонов С.А. ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как вынесенных с нарушением требований закона.
ПАО Страховая компания "Росгосстрах" филиал Архангельск, Филимонов С.А, Филимонова О.А, САО "РЕСО-Гарантия" о времени и месте рассмотрения дела извещены направлением судебных повесток, полученных 9 октября 2023 г, 11 октября 2023 г, 14 октября 2023 г. и 11 октября 2023 г. соответственно, в судебное заседание не явились.
Руководствуясь положениями ст.379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции оснований для ее удовлетворения и отмены судебных постановлений не находит.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения норм материального права и процессуального права не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 23 июня 2022 г. Филимонова О.А. заключила с обществом договор страхования ОСАГО NТТТ 7019551117 на автомобиль ГАЗ 3302, государственный регистрационный знак N, на период с 1 июля 2022 г. по 30 июня 2023 г, единственным водителем, допущенным к управлению транспортным средством, в полисе указан Филимонов С.А.
Страховая премия по договору оплачена Филимоновым С.А. в размере 12 524 руб.78 коп, при определении суммы страховой премии ПАО СК "Росгосстрах" применило к Филимонову С.А. КБМ-2, 25.
По заявлению истца 8 сентября 2022 г. договор страхования расторгнут, ему возвращены денежные средства в сумме 4155, 58 руб. пропорционально сроку действия договора и с учетом понесенных обществом расходов на оформление страхования.
Водитель Филимонов С.А. участвовал в ДТП 28 февраля 2019 г, 22 марта 2019 г, 24 декабря 2018 г, 19 февраля 2019 г, по итогам которых водителями составлены извещения без участия уполномоченных сотрудников полиции в порядке статьи 11.1 Закона об ОСАГО, копии которых представлены в материалы дела, по ним произведены страховые выплаты.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствуясь Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", приняв во внимание произведенные выплаты по договору ОСАГО и допуск только одного водителя к управлению транспортным средством, пришел к выводу, что ответчик правомерно учел класс вождения истца по указанным договорам, в связи с чем обоснованно применил указанный класс с учетом установленной методики, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Отклоняя доводы жалобы, суд апелляционной инстанции указал, что коэффициент КБМ зависит от наличия или отсутствия произведенных страховых выплат по фактам наступления гражданской ответственности водителя в предшествующие периоды.
Вместе с тем, по сведениям РСА подтверждается участие водителя Филимонова С.А. в следующих ДТП, по которым событие признано страховщиком страховым случаем: 28 февраля 2019 г, 22 марта 2019 г, 24 декабря 2018 г, 24 декабря 2018 г.
Вина водителя Филимонова С.А. в указанных ДТП им не оспаривалась, о чем имеется его подпись в извещениях о ДТП, составленных водителями (упрощенный порядок). Установленный истцу коэффициент КБМ 2, 25 с учетом произведенных страховых выплат соответствует классу КБМ за соответствующий период.
Суд апелляционной инстанции признал основанными на неверном толковании норм материального права доводы жалобы истца об истечении сроков давности привлечения его к ответственности за правонарушения в связи с его действиями в вышеуказанных ДТП.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на правильном применении норм материального права и сделанными без нарушений норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы Филимонова С.А. о неверном применении коэффициента при оформлении страхового полиса в связи с отсутствием ДТП, в которых принимал участие истец за последние три года, неверном учете ранее произошедших ДТП, не относимых к периоду, в котором стороны заключили договор страхования, не дают оснований для отмены судебных постановлений.
Согласно подпункту "б" пункта 2 статьи 9 Закона об ОСАГО коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от: наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей.
Согласно Указанию Банка России от 08.12.2021 N 6007-У "О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" коэффициент КБМ устанавливается в зависимости от класса КБМ, который определяется в зависимости от количества произведенных страховщиками страховых возмещений при осуществлении обязательного страхования в период с 1 апреля предыдущего года по 31 марта следующего за ним года, произведенных по фактам наступления гражданской ответственности страхователя и водителей, допущенных к управлению транспортным средством, а также технические характеристики транспортного средства, водительский стаж, возраст лиц, допущенных к управлению транспортным средством.
При определении класса КБМ используются сведения о договорах обязательного страхования, об осуществленных страховых возмещениях и компенсационных выплатах, содержащиеся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" сокращенно АИС ОСАГО.
При определении класса КБМ учитывается каждое осуществленное страховое возмещение и каждая осуществленная компенсационная выплата, сведения о которых были включены в течение периода КБМ в АИС ОСАГО.
Класс КБМ водителя определяется на основании класса КБМ, который был определен в отношении данного водителя на период КБМ, и количества страховых возмещений по всем договорам обязательного страхования, осуществленных страховщиками в отношении данного водителя и включенных в АИС ОСАГО в течение периода КБМ.
Водителю, сведения в отношении которого отсутствуют в АИС ОСАГО, присваивается третий класс КБМ.
Класс КБМ водителя определяется ежегодно на период КБМ, является неизменным в течение указанного периода и применяется по всем договорам обязательного страхования, предусматривающим возможность управления транспортным средством данным водителем и заключенным в указанный период.
Как указывал ответчик, им при заключении договора страхования ОСАГО с Филимоновой О.А. с допуском водителя Филимонова С.А. по периоду с 1 июля 2022 г. по 30 июня 2023 г. были приняты сведения о ДТП с участием Филимонова С.А. по периоду с 17 января 2019 г. по 16 января 2020 г, когда Филимонов С.А. был застрахован в САО "РЕСО-Гарантия", выплата по двум страховым событиям по вине Филимонова С.А. в указанный период не оспаривается, САО "РЕСО-Гарантия" 24 апреля 2019 г. изменила истцу класс КБМ на 1.
За последующий период с 1 июня 2020 г. по 31 мая 2021 г. истец застраховал свою ответственность по ОСАГО в ПАО СК "Росгосстрах", но по договору, не предусматривающему ограничения лиц, допущенных к управлению транспортным средством.
Заключая договор ОСАГО с 1 июля 2022 г. по 30 июня 2023 г, ответчик применил ранее установленный в отношении истца САО "РЕСО-Гарантия" 24 апреля 2019 г. класс КБМ 1, которому соответствует коэффициент 2, 25, принимая во внимание положения подпункта "б" пункта 2 статьи 9 Закона об ОСАГО, согласно которых в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, устанавливается наличие или отсутствие страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей.
При этом, коэффициент, установленный в период с 1 июня 2020 г. по 31 мая 2021 г. не применялся ответчиком, поскольку договор предусматривал неограниченное число водителей, допущенных к управлению, и не подлежал применению, что давало основания для применения коэффициента, установленного в предшествующий период.
Как верно указали суды, срок исковой давности, о котором заявил истец, не имеет юридического значения при рассмотрении заявленных требований.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 19 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда 8 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.