Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев протест заместителя прокурора Чувашской Республики Державина С.А. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника Калининского районного отделения судебных приставов г.Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике от 11 апреля 2023 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 6 июня 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Садоводческого некоммерческого товарищества "Ивушка",
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника Калининского районного отделения судебных приставов г.Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике от 11 апреля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 6 июня 2023 года, Садоводческое некоммерческое товарищество "Ивушка" (далее - СНТ "Ивушка") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
В протесте, принесенном в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заместитель прокурора Чувашской Республики Державин С.А. выражает несогласие с названными постановлением должностного лица и судебным решением, просит их отменить в связи с отсутствием в действиях СНТ "Ивушка" состава административного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и проверка доводов протеста позволяет сделать следующие выводы.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 105 указанного Федерального закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу части 2 указанной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему названным законом.
Как следует из материалов дела, постановлением судебного пристава- исполнителя Калининского районного отделения судебных приставов г.Чебоксары Управления Федеральной службы судебных приставов России по Чувашской Республике от 7 ноября 2022 года в отношении СНТ "Ивушка" возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного документа - исполнительного листа серии ФС N 042580574 от 28 июня 2022 года, выданного Калининским районным судом г. Чебоксары Чувашской Республики по делу N 2-69/2022, предметом исполнения которого является возложение на администрацию г.Чебоксары и СНТ "Ивушка" обязанности в срок до 1 июля 2022 года обеспечить территорию СНТ "Ивушка" в любое время года источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Указанным постановлением должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Поскольку в срок, установленный для добровольного исполнения, СНТ "Ивушка" не исполнило требования, содержащиеся в исполнительном документе, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 22 февраля 2023 года о взыскании с СНТ "Ивушка" исполнительского сбора, в этот же день председателю товарищества вручено требование об исполнении требований исполнительного документа в течение 33 дней.
Однако в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, СНТ "Ивушка" требования, содержащиеся в исполнительном документе, исполнены не были.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения 11 апреля 2023 года заместителем начальника Калининского районного отделения судебных приставов г. Чебоксары Управления Федеральной службы судебных приставов России по Чувашской Республике постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с мнением которого согласился судья районного суда.
Однако состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
Анализ материалов дела не позволяет прийти к безусловному выводу об отсутствии обстоятельств, препятствующих СНТ "Ивушка" исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Как следует из протеста заместителя прокурора Чувашской Республики со ссылкой на нормы права.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Согласно статье 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69) к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов относятся, в том числе включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов.
Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, а также разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности (статья 37 Федерального закона N 69).
Таким образом, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов является публично-правовой обязанностью органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст.63 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 75 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479, создание для целей пожаротушения источников наружного противопожарного водоснабжения, а также условий для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" возложено на органы местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов.
На основании части 2 статьи 68 Федерального закона N 123-ФЗ к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся; 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары.
Таким образом, предназначение территории для ведения садоводства не возлагает на СНТ соблюдение указанной обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.
В силу Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на собственников садовых земельных участков возложена обязанность по соблюдению обязательных, а не первичных требований пожарной безопасности.
Согласно информации отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Чебоксары управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Чувашской Республике от 06.09.2023, в целях обеспечения создания условия для забора воды в любое время года для целей пожаротушения из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории СНТ "Ивушка", администрация г.Чебоксары в соответствии со ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" обязана обеспечить условия для подключения к общим водопроводным сетям на землях населенных пунктов до границы СНТ "Ивушка".
По информации гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения в г. Чебоксары - АО "Водоканал" в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011N 416-ФЗ и Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2130, в целях обеспечения водоснабжения объектов, в том числе для противопожарных нужд, заключается договор о подключении. Для обеспечения противопожарных требований в СНТ "Ивушка" необходимо выполнить необходимые мероприятия за счет бюджетных средств путем обустройства резервуаров либо противопожарных водоемов или путем заключения договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения.
В настоящее время ближайшие пожарные гидранты установлены около домов NN 13, 35 и 77 по ул. Нижняя г. Чебоксары - на расстоянии 120 м. от границы территории СНТ "Ивушка". Выполнить установку пожарных гидрантов в непосредственной близости от СНТ "Ивушка" и на его территории без прокладки дополнительных сетей водоснабжения не представляется возможным.
Указанные в протесте заместителя прокурора Чувашской Республики обстоятельства при привлечении СНТ "Ивушка" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не исследовались; администрация г. Чебоксары Чувашской Республики к участию в деле не привлекалась; обстоятельства, препятствующие исполнению решения и причины его неисполнения, не выяснялись; возможность исполнения решения суда самостоятельно СНТ "Ивушка" не устанавливалась.
Вместе с тем выяснение данных обстоятельств в рассматриваемом случае имело правовое значение для установления виновности СНТ "Ивушка" в совершении вмененного административного правонарушения и подлежало выяснению, поскольку на администрацию г. Чебоксары Чувашской Республики решением Калининского районного суда г. Чебоксары по делу N 2-69/2022 также возложена обязанность по обеспечению территории СНТ "Ивушка" в любое время года источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Без выяснения этих обстоятельств невозможно сделать безусловный вывод о том, что у СНТ "Ивушка" имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, и установить какие зависящие от него меры по их соблюдению не приняты.
Однако в нарушение требований статей 24.1, 26.1, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанные обстоятельства предметом исследования не являлись, должностным лицом и судом оставлены без внимания и правовой оценки.
Указанные нарушения носят существенный характер и повлияли на результаты рассмотрения дела, в связи с чем состоявшееся по делу постановление должностного лица и судебное решение нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене.
В силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая вышеизложенное, постановление заместителя начальника Калининского районного отделения судебных приставов г.Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике от 11 апреля 2023 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 6 июня 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении СНТ "Ивушка" подлежат отмене, материалы дела возвращению на новое рассмотрение в Калининское районное отделение судебных приставов г.Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
протест заместителя прокурора Чувашской Республики Державина С.А. удовлетворить частично.
Постановление заместителя начальника Калининского районного отделения судебных приставов г.Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике от 11 апреля 2023 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 6 июня 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Садоводческого некоммерческого товарищества "Ивушка", отменить.
Материалы дела возвратить на новое рассмотрение в Калининское районное отделение судебных приставов г.Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике.
Судья С.И. Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.