Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу начальника отдела взаимодействия со страхователями N1 управления персонифицированного учета и администрирования страховых взносов Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области Котельниковой И.Ю. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 69 Первомайского судебного района города Кирова Кировской области от 3 мая 2023 года и решение судьи Первомайского районного суда города Кирова от 20 июля 2023 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Рубин" (далее - ООО "Рубин", общество) Калип Натальи Павловны, по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 69 Первомайского судебного района города Кирова Кировской области от 3 мая 2023 года директор ООО "Рубин" Калип Наталья Павловна (далее - Калип Н.П.) признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 рублей, с последующей заменой административного штрафа на предупреждение с применением положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Первомайского районного суда города Кирова от 20 июля 2023 года постановление мирового судьи судебного участка N 69 Первомайского судебного района города Кирова Кировской области от 3 мая 2023 года отменено с прекращением производства по делу на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, начальник отдела взаимодействия со страхователями N 1 управления персонифицированного учета и администрирования страховых взносов Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области Котельникова И.Ю, направившая дело об административном правонарушении на рассмотрение мировому судье, выражает несогласие с вынесенными в отношении Калип Н.П. судебными актами, просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Калип Н.П, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче должностным лицом жалобы на указанные судебные акты, в установленный срок возражения на жалобу не представила.
Проверив материалы дела, с учетом доводов жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ) (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) установлено, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 данной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 данной статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, должностным лицом Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области в отношении директора ООО "Рубин" Калип Н.П. 29 марта 2023 года составлены протоколы N 719/2023 (л.д. 3), N 720/2023 (л.д. 13) об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым директору ООО "Рубин" Калип Н.П. вменено нарушение пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ за непредоставление в установленный срок (не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем) в органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области сведений по форме СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах" за август и сентябрь 2022 года соответственно; фактически сведения представлены за август 2022 года - 6 декабря 2022 года, за сентябрь 2022 года - 24 октября 2022 года.
Определением мирового судьи судебного участка N 69 Первомайского судебного района города Кирова Кировской области от 5 апреля 2023 года указанные протоколы об административных правонарушениях объединены в одно производство.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 69 Первомайского судебного района города Кирова Кировской области от 3 мая 2023 года Калип Н.П. привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Первомайского районного суда города Кирова, рассматривая жалобу должностного лица на постановление о назначении административного наказания, с мнением нижестоящей судебной инстанции не согласился, отменив постановление мирового судьи судебного участка N 69 Первомайского судебного района города Кирова Кировской области от 3 мая 2023 года и прекратив производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с утратой положения закона, нарушение которого влекло за собой административную ответственность.
Судья районного суда пришел к выводу о том, что поскольку Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области, как структурное подразделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области, выполняет функции государственного контроля в сфере обязательного пенсионного страхования, административные правонарушения выявлены в результате деятельности такого органа и в пределах его полномочий при проведении вида контрольного мероприятия - наблюдение за соблюдением обязательных требований, препятствий для применения положений части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имелось, равно как и не имелось препятствий и для применения статьи 4.1.1 названного кодекса.
Кроме того, судья районного суда
УСТАНОВИЛ
, что Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 237-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ, нарушение части 2.2 которой вменено Калип Н.П, изложена в новой редакции, не предусматривающей с 1 января 2023 года предоставление отчетности по форме СЗВ-М ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Однако с данными выводами судьи районного суда согласиться нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, свидетельствующие, в частности, о наличии события административного правонарушения, а также устанавливается лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность.
Действительно, частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Между тем в соответствии с положениями частей 1, 3 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.
Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 237-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ изложена в новой редакции, пункт 2.2 из указанной статьи исключен.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 237-ФЗ за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года, сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями в соответствующие органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, изменения положений статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ не освобождало должностное лицо общества от исполнения обязанности предоставить сведения по форме СЗВ-М за август и сентябрь 2022 года в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области в сентябре и октябре 2022 года.
При таких обстоятельствах применение судьей районного суда положений части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является некорректным.
Кроме того, судья районного суда, делая выводы об отсутствии препятствий для применения положений части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по данному делу, не учел следующее.
По общим правилам назначения административного наказания, предусмотренным частью 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 4.4 данного Кодекса при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения (часть 5 статьи 4.4 данного Кодекса).
Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи (часть 6 статьи 4.4 данного Кодекса).
По смыслу взаимосвязанных положений частей 2, 5 и 6 статьи 4.4 данного Кодекса в отсутствие совокупности всех упомянутых в них обстоятельств возможность назначения одного административного наказания за действия (бездействия), содержащие составы нескольких административных правонарушений, не допускается.
Однако сведения о проведении административным органом контрольных (надзорных) мероприятий, как это предусмотрено положениями Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", материалы дела не содержат и в обжалуемом судебном решении не отражены.
Кроме того, в жалобе, поданной в Первомайский районный суд города Кирова, должностное лицо административного органа указывало, что Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области не является органом государственной власти и не обладает полномочиями по проведению государственного (муниципального) контроля (надзора).
Помимо этого, заявитель также ссылался на то, что в данном случае должностным лицом было выявлено несколько административных правонарушений в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения).
Таким образом, разрешая вопрос о возможности применения в отношении Калип Н.П. положений части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда не учел обстоятельства дела и вышеприведенные нормы, доводы должностного лица, изложенные в жалобе, надлежаще не проверил.
В рассматриваемом случае вся совокупность условий, позволяющих применить указанную норму процессуального закона, надлежащей проверки и оценки судьи районного суда не получила, что не отвечает установленным статьей 24.1 указанного Кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях.
При изложенных данных решение судьи Первомайского районного суда города Кирова от 20 июля 2023 года, вынесенное в отношении директора ООО "Рубин" Калип Н.П. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать принятым с соблюдением требований статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом, в связи с чем названный судебный акт подлежит отмене.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение требований об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, порядка и сроков представления сведений (документов) в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации составляет один год.
Установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения общества к административной ответственности истек.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Шестом кассационном суде общей юрисдикции жалобы начальника отдела взаимодействия со страхователями N 1 управления персонифицированного учета и администрирования страховых взносов Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области Котельниковой И.Ю. срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, то возможность возобновления производства по делу и правовой оценки действий Калип Н.П. утрачена. Иное бы ухудшило положение лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении было прекращено, что недопустимо.
При таком положении постановление мирового судьи судебного участка N 69 Первомайского судебного района города Кирова Кировской области от 3 мая 2023 года также не может быть оставлено в силе, оно подлежит отмене. Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 указанного Кодекса в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
жалобу начальника отдела взаимодействия со страхователями N 1 управления персонифицированного учета и администрирования страховых взносов Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области Котельниковой И.Ю. удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка N 69 Первомайского судебного района города Кирова Кировской области от 3 мая 2023 года, решение судьи Первомайского районного суда города Кирова от 20 июля 2023 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Рубин" Калип Натальи Павловны по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Л.А.Трескунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.