Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Юдкин А.А., рассмотрев жалобы главного специалиста-эксперта отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской области Попова М.Ю. и генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Медногорский медно-серный комбинат" Исхакова И.И. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 г. Медногорска Оренбургской области от 14 июля 2023 года N 5-229/47/2023, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Медногорский медно-серный комбинат" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решение судьи Медногорского городского суда Оренбургской области от 25 сентября 2023 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Медногорский медно-серный комбинат" по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 г. Медногорска Оренбургской области от 14 июля 2023 года N 5-229/47/2023 общество с ограниченной ответственностью "Медногорский медно-серный комбинат" (далее по тексту - ООО "ММСК") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 2 г. Медногорска Оренбургской области от 14 июля 2023 года N5-230/47/2023 ООО "ММСК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Определением судьи городского суда от 7 сентября 2023 года вышеуказанные административные дела соединены в одно производство.
Решением судьи Медногорского городского суда Оренбургской области от 25 сентября 2023 года постановление мирового судьи судебного участка N 2 г. Медногорска Оренбургской области от 14 июля 2023 года N 5-229/47/2023 оставлено без изменения. Постановление мирового судьи от 14 июля 2023 года N 5-230/47/2023 отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях ООО "ММСК" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Попов М.Ю. - должностное лицо, направившее дело на рассмотрение мировому судье, выражает несогласие с решением судьи Медногорского городского суда Оренбургской области от 25 сентября 2023 года в части прекращения производства по делу N 05-0230/47/2023 в связи с отсутствием состава административного правонарушения, просит его отменить.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ООО "ММСК" Исхаков И.И. ставит вопрос об отмене постановления мирового судьи судебного участка N 2 г. Медногорска Оренбургской области от 14 июля 2023 года N 5-229/47/2023, решения судьи Медногорского городского суда Оренбургской области от 25 сентября 2023 года в части административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и прекращении производства по делу.
Генеральный директор ООО "ММСК" Исхаков И.И, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче жалобы должностного лица, представил возражение на нее, в котором просит решение судьи Медногорского городского суда Оренбургской области от 25 сентября 2023 года в части отмены постановления мирового судьи от 14 июля 2023 года N 5-230/47/2023 и прекращения производства по делу оставить без изменения, а жалобу должностного лица - без удовлетворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалоб и возражений генерального директора ООО "ММСК" Исхакова И.И. на жалобу должностного лица, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по части 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
Частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Из материалов дел об административных правонарушениях следует, что на основании решения заместителя начальника УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области от 3 мая 2023 года N 7-ЧС должностными лицами указанного контролирующего органа проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "ММСК" требований законодательства в области гражданской обороны по адресу: Оренбургская область, г. Медногорск, ул. Заводская, 1.
По результатам указанной проверки составлен акт от 19 мая 2023 года N 10-ГО, в котором отражены выявленные нарушения ООО "ММСК" требований гражданской обороны к защитным сооружениям.
Выявленные в ходе проверки обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО "ММСК" протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 20.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, согласно которому ООО "ММСК" допущены нарушения требований Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года N 687, Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804, Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС России Минкомсвязи России от 31 июля 2020 года N 578/365, Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309, а именно: локальная система оповещения в установленное время не обеспечивает доведение сигналов оповещения и экстренной информации до руководящего состава гражданской обороны и персонала контролирующего лица; складские помещения (убежище, эксплуатируемое в качестве укрытия инв. N 497-57) для хранения сгораемых материалов не оборудованы автоматической системой пожаротушения; в режиме повседневной деятельности не выполнен комплекс требований, обеспечивающих сохранность и техническую готовность конструкций и оборудования ЗС ГО (убежище, эксплуатируемое в качестве укрытия инв. N 498-57) - несущие конструкции и перекрытия разрушены, помещение засыпано землей; в режиме повседневной деятельности не выполнен комплекс требований, обеспечивающих сохранность и техническую готовность конструкций и оборудования ЗС ГО (убежище, эксплуатируемое в качестве укрытия инв. N 969-57) - несущие конструкции и
перекрытия разрушены, помещение засыпано землей.
Также в отношении ООО "ММСК" составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 20.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, согласно которому ООО "ММСК" допущены нарушения требований Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804, Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309, Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года N 687, Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 года N 841, а именно: не создана учебная материально-техническая база в ООО "ММСК" для подготовки работников контролирующего лица в области гражданской обороны.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения постановлениями мирового судьи судебного участка N 2 г. Медногорска Оренбургской области от 14 июля 2023 года N 5-229/47/2023 и N 5-230/47/2023 ООО "ММСК" к административной ответственности по частям 1 и 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья городского суда согласился с выводом мирового судьи о виновности ООО "ММСК" в совершении вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства вменяемого ООО "ММСК" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон N 28-ФЗ) определены задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона N 28-ФЗ организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.
В рамках проверки и судебными инстанциями в ходе производства по делу установлено, что цеха серной кислоты и медеплавильный цех ООО "ММСК" является производственными объектами I и II классов опасности, а локальная система оповещения не обеспечивает доведения сигналов оповещения и экстренной информации до руководящего состава гражданской обороны и персонала ООО "ММСК".
Доводы генерального директора ООО "ММСК" о том, что соблюдение обязательных требований в области гражданской обороны в части локальной системы оповещения в силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона N 28-ФЗ на ООО "ММСК" не распространяются, являлись предметом рассмотрения судьи городского суда, получили правовую оценку и обосновано отклонены по мотивам, изложенным в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Отнесение объекта к потенциально опасному свидетельствует о том, что в результате аварии на данном объекте может возникнуть опасность чрезвычайных ситуаций техногенного характера для населения и территорий.
Следовательно, установление и эксплуатация локальных систем оповещения для таких объектов являются обязательными, на ООО "ММСК" как организацию, эксплуатирующую эти объекты, возложены соответствующие обязанности.
Положениями пункта 3 статьи 9 Федерального закона N 28-ФЗ на такие организации возлагалась обязанность создания и поддержания в состоянии готовности локальных систем оповещения.
Доводы генерального директора ООО "ММСК" о том, ООО "ММСК" защитных сооружений не имеет, на балансе ЗС ГО не состоят, являлись предметом проверки мирового судьи и судьи городского суда и им дана соответствующая оценка. Не согласиться с выводами судебных инстанций оснований не имеется.
Как установлено в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, статус указанных объектов гражданской обороны не изменен, защитные сооружения с учета не сняты. В силу пунктов 1.3, 1.7, 1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны обязанность по содержанию защитных сооружений гражданской обороны в надлежащем состоянии и обеспечению их сохранности возлагается на эксплуатирующую организацию, которой в рассматриваемом случае является ООО "ММСК". Организации, независимо от организационно-правовой формы, в чьем фактическом пользовании находятся объекты гражданской обороны, обязаны обеспечить сохранность объектов гражданской обороны, принимать меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Выводы судебных инстанций о наличии в деянии ООО "ММСК" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 названного Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае судьи предыдущих судебных инстанций установили, что ООО "ММСК" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Деяние ООО "ММСК" квалифицировано по части 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства о гражданской обороне в Российской Федерации. Оснований ставить под сомнение установленные обстоятельства выявленных нарушений в рамках данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы о виновности, в материалы дела генеральным директором ООО "ММСК" не представлено.
Содержащиеся в поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобе доводы генерального директора ООО "ММСК" являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении и не ставят под сомнение наличие в деянии ООО "ММСК" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие генерального директора ООО "ММСК" с оценкой установленных по делу обстоятельств и собранных по делу доказательств не является правовым основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Постановление от 14 июля 2023 года N 5-229/47/2023 о назначении ООО "ММСК" административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено ООО "ММСК" в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.
Отменяя постановление мирового судьи от 14 июля 2023 года N 5-230/47/2023 и прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья городского суда пришел к выводу об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил, что в материалах дела отсутствуют доказательства, опровергающие утверждения ООО "ММСК" о наличии учебно-материальной базы, достаточной для проведения мероприятий по подготовке работников предприятия к защите от опасностей, возникающих при ведении военных действий, и непосредственном проведении таких мероприятий на основе этой материальной базы.
Указанный вывод сделан на основании имеющихся в материалах дела доказательствах с применением положений статей 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В жалобе должностное лицо Попов М.Ю. настаивает на доказанности вины ООО "ММСК" в совершении инкриминируемого правонарушения представленными в дело доказательствами.
Вместе с тем решение судьи городского суда от 25 сентября 2023 года по доводам жалобы должностного лица отменено быть не может.
Рассмотрение жалоб на вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов регулируется статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации, из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Принимая во внимание положения статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и учитывая, что на момент рассмотрения в Шестом кассационном суде общей юрисдикции жалобы должностного лица, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для этой категории дел истек, а производство в отношении ООО "ММСК" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях было прекращено, возможность возобновления производства по данному делу утрачена.
Доводы должностного лица поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы не являются основанием для отмены состоявшегося по данному делу решения судьи Медногорского городского суда Оренбургской области от 25 сентября 2023 года по изложенной выше причине - соответствующая правовая возможность в настоящий момент (с учетом прекращения производства по делу и истечения срока давности привлечения к административной ответственности) исключена.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену постановления мирового судьи судебного участка N 2 г. Медногорска Оренбургской области от 14 июля 2023 года N 5-229/47/2023 и решения судьи Медногорского городского суда Оренбургской области от 25 сентября 2023 года, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 г. Медногорска Оренбургской области от 14 июля 2023 года N 5-229/47/2023, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Медногорский медно-серный комбинат" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и решение судьи Медногорского городского суда Оренбургской области от 25 сентября 2023 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Медногорский медно-серный комбинат" по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобы главного специалиста-эксперта отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской области Попова М.Ю. и генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Медногорский медно-серный комбинат" Исхакова И.И. - без удовлетворения.
Судья А.А. Юдкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.