Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Юдкин А.А., рассмотрев жалобу защитника Салахова Динара Шайхенуровича, действующего на основании доверенности в интересах Никифорова Владимира Геннадьевича, на вступившие в законную силу постановление первого заместителя начальника Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан N 02-02-14/195 от 4 мая 2023 года, решение судьи Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 14 июля 2023 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 23 августа 2023 года, вынесенные в отношении заместителя исполнительного директора некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" Никифорова Владимира Геннадьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1 и 2 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением первого заместителя начальника Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан N 02-02-14/195 от 4 мая 2023 года (дата изготовления в полном объеме, резолютивная часть постановления оглашена 3 мая 2023 года), оставленным без изменения решением судьи Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 14 июля 2023 года, решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 23 августа 2023 года, заместитель исполнительного директора некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" Никифоров Владимир Геннадьевич (далее по тексту - ГЖФ при Президенте РТ, Никифоров В.Г.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Салахов Д.Ш. просит об отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении актов, вынесенных в отношении Никифорова В.Г, приводя доводы об их незаконности, прекратить производство по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство.
Частью 2 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке.
Правовое регулирование отношений в области строительства осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации (часть 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" (далее также - органы государственного строительного надзора), а в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен федеральный государственный экологический контроль (надзор), в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы: копия разрешения на строительство; проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства; копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий; общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ; положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
В силу части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешений на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как усматривается из представленных материалов, основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что заместителем исполнительного директора ГЖФ при Президенте РТ Никифоровым В.Г. в установленный законодательством Российской Федерации в области градостроительства (не позднее, чем за семь рабочих дней до начала строительства объекта: "112 квартирный жилой дом с нежилыми помещениями N 1-3-3 жилого района "Салават Купере" в г. Казань с наружными инженерными сетями", расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Нурихана Фаттаха) срок не направлено в адрес Инспекции извещение о начале строительства, а также строительство данного объекта в период с 23 июля 2022 года по 20 февраля 2023 года без разрешения на строительство.
Разрешение на строительство указанного объекта выдано Исполнительным комитетом муниципального образования г. Казани 20 февраля 2023 года. В то время как указанные выше строительные работы проводились с 23 июля 2022 года.
Данные обстоятельства выявлены должностным лицом Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан в ходе проведения внеплановой выездной проверки 10 апреля 2023 года, и послужили основанием для привлечения заместителя исполнительного директора ГЖФ при Президенте РТ Никифорова В.Г. к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С выводами должностного лица Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан согласились судья районного суда и судья верховного суда республики.
Указанные обстоятельства подтверждены полно приведенными в обжалуемых актах доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с положениями статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Материалы дела свидетельствуют о том, что пунктом 1 приказа исполнительного директора ГЖФ при Президенте РТ ФИО1 от 17 января 2022 года N 2-1-П обязанность по подписанию и направлению извещений в адрес Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан о начале строительства объектов, которые подлежат государственному строительному надзору; письменных обращений в адрес Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан о выдаче решений на строительство объектов, инвестируемых Фондом, возложена на заместителя директора Никифорова В.Г.
Пунктом 2 приказа исполнительного директора ГЖФ при Президенте РТ ФИО1 от 17 января 2022 года N 2-1-П ответственность за получение разрешений на строительство объектов возложена на заместителя директора Никифорова В.Г.
Совокупность установленных должностным лицом Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административных правонарушений, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Деяние заместителя исполнительного директора ГЖФ при Президенте РТ Никифорова В.Г. квалифицировано по частям 1 и 2 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы, в том числе о том, что заместитель исполнительного директора ГЖФ при Президенте РТ Никифоров В.Г. не является субъектом административного правонарушения, строительство объекта начато подрядчиком самостоятельно без указания и согласия с ГЖФ при Президенте РТ, по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, подробно изложенным в соответствующих судебных актах.
Несогласие автора жалобы с выводами должностного лица и судебных инстанций относительно установленных обстоятельств и толкованием ими правовых норм, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Ссылка на судебные акты по другим делам об административных правонарушениях отклоняется, поскольку сделанные в них выводы и толкование правовых норм не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, имеющих правовое значение при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу актов, в ходе производства по делу не допущено.
Порядок и срок привлечения заместителя исполнительного директора ГЖФ при Президенте РТ Никифорова В.Г. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкций частей 1 и 2 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом положений статьи 4.4 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление первого заместителя начальника Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан N 02-02-14/195 от 4 мая 2023 года, решение судьи Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 14 июля 2023 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 23 августа 2023 года, вынесенные в отношении заместителя исполнительного директора некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" Никифорова Владимира Геннадьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1 и 2 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника Салахова Динара Шайхенуровича - без удовлетворения.
Судья А.А. Юдкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.