Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Тимохина И.В, судей Бритвиной Н.С. и Умбетовой Э.Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 28 августа 2023 года кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике" (далее - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике), Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике (далее - УФСИН России по Чувашской Республике) и Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) на решение Московского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 15 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 31 мая 2023 года по административному делу N 2а-244/2023 по административному исковому заявлению Чебоксарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики (далее - прокурор), действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике, УФСИН по Чувашской Республике и ФСИН России о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителей УФСИН России по Чувашской Республике и ФСИН России - Никитина Н.А, и ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике - Краснова Д.Г, поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Макарова Е.Н, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике, УФСИН России по Чувашской Республике и ФСИН России о признании незаконным бездействия ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике, выразившегося в непринятии мер по выполнению установленных требований пожарной безопасности, обеспечивающих охрану здоровья граждан; о возложении обязанности на ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Московского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 15 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 31 мая 2023 года, заявленные требования удовлетворены, признано незаконным бездействие ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике, выразившееся в непринятии мер по выполнению установленных требований пожарной безопасности, обеспечивающих охрану здоровья граждан. На ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике возложена обязанность в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу провести следующие мероприятия:
- в соответствии с требованиями пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, провести испытания средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечить хранение технической документации на систему противопожарной защиты объектов, расположенных на территории исправительного учреждения, а именно:
а) двухэтажного кирпичного здания - общежития на 320 мест (литера М, нежилое, инв. N 21-258:5/12789:17, адрес: "адрес"); двухэтажного кирпичного здания - общежития на 320 мест (литера Н, нежилое, инв. N 21-258:6/12789:18, адрес: "адрес"); трехэтажного кирпичного здания - общежития для спецконтингента на 300 мест (литера Р, инв. N 21-258:8, адрес: "адрес"), предназначенных для проживания осужденных;
б) двухэтажного кирпичного здания - клуба (литера Т, нежилое, инв. N 21-258:13, адрес: "адрес");
в) двухэтажного кирпичного здания - - мини-пекарни с холодным складом (литера АТ, нежилое, инв. N 21-258:31, адрес: "адрес");
г) двухэтажного кирпичного здания - производственного спаренного модуля типа "Кисловодск" с административно-бытовым корпусом и пристроем (литера А, нежилое, инв. N 18817, адрес: "адрес");
- обеспечить исправное состояние автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией в указанных выше зданиях;
- установить в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, предназначенных для проживания осужденных, а именно: двухэтажном кирпичном здании (литера К, инв. N 21-258:3, адрес: "адрес"); двухэтажном кирпичном здании (литера Л, инв. N 21-258:4, адрес: "адрес"); двухэтажном кирпичном здании (литера М, инв. N 21-258:5/12789:17, адрес: "адрес"); двухэтажном кирпичном здании (литера Н, инв. N 21-258:6/12789:18, адрес: "адрес"); трехэтажном кирпичном здании (литера Р, инв. N 21-258:8, адрес: "адрес") системы передачи извещений о пожаре с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны в соответствии с пунктом 7 статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Также на УФСИН России по Чувашской Республике, ФСИН России возложена обязанность по финансированию выполнения ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике указанных мероприятий при недостаточности у последнего собственных средств.
В кассационной жалобе административные ответчики просят об отмене судебных актов, указывая на нарушение норм материального и процессуального права, приводя доводы о частичном устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности в добровольном порядке. Кроме того, возложение на УФСИН России по Чувашской Республике и ФСИН России обязанности по финансированию выполнения исправительным учреждением указанных мероприятий при недостаточности у последнего собственных средств является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, в связи с чем выводы судебных инстанций нельзя признать законными.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частями 1 и 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлены обязанности руководителей организаций в области пожарной безопасности, согласно которой руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
Разрешая дело, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения действующего законодательства, ссылки на которые содержатся в обжалуемых судебных актах, установив факт нарушений условий содержания осужденных в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике в части несоблюдения требований пожарной безопасности, пришли к правильному выводу о допущенном административным ответчиком бездействии и наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что исправительным учреждением предпринимаются меры для соблюдения требований пожарной безопасности, а также о финансировании исправительного учреждения за счет средств федерального бюджета не опровергают правильность выводов судебных инстанций, в связи с чем отмену судебных постановлений не влекут.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 15 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 31 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике", Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике и Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 17 ноября2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.