Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С, Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 11 сентября 2023 года кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 14 марта 2023 года по административному делу N 2а-10560/2022 по административному исковому заявлению Симакова Юрия Петровича к государственному казённому учреждению (далее - ГКУ) "Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстан при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан", Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, Кабинету Министров Республики Татарстан о признании незаконным бездействия в части неосуществления ремонта (строительства) и содержания дороги "Аксубаево-Федоровка - Новая Баланда - Новое Мокшино" с присвоенным идентификационным номером 16 ОП РЗ 16К-0124 и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационной жалобы, в ее поддержку объяснения представителя Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан по доверенности Исхаковой Э.И, возражения представителя Симакова Ю.П. по доверенности Емельянова К.А. относительно удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Симаков Ю.П. (далее также - административный истец) обратился в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к ГКУ "Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстан при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан" (далее также - ГКУ "Главтатдортранс"). Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан (далее также - министерство), Кабинет Министров Республики Татарстан.
В обоснование административного иска указано, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 октября 2019 года N 916 автомобильная дорога "Аксубаево-Федоровка" - Новая Баланда - Новое Мокшино с присвоенным идентификационным номером 16 ОП РЗ 16К-0124 (далее - автомобильная дорога, автодорога) включена в утвержденный перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Татарстан, указанная автомобильная дорога входит в сеть дорог общего пользования регионального значения Республики Татарстан и состоит в оперативном управлении ГКУ "Главтатдортранс".
Симаков Ю.П. неоднократно обращался в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан (далее - министерство) о выделении финансирования на содержание и строительство автомобильной дороги до д. Новое Мокшино ввиду ее нахождения в состоянии, непригодном для передвижения автомобильного транспорта, в результате чего жители д. Новое Мокшино Аксубаевского района Республики Татарстан лишены возможности добраться до районного центра.
В ответ на обращение административного истца ГКУ "Главтатдортранс" направило письмо от 21 мая 2020 года N3412 о том, что реконструкция автодороги включена в план дорожных работ на 2021 год, но фактически не построена.
Прокуратурой Аксубаевского района Республики Татарстан внесено представление N 02-08-03 от 12 июля 2021 года ГКУ "Главтатдортранс" с требованием о незамедлительном принятии мер к устранению нарушений законодательства до 1 сентября 2021 года.
По мнению административного истца, ГКУ "Главтатдортранс" выполнен только ямочный ремонт на участке дороги с бетонным покрытием протяженностью 1, 71 км, остальная часть дороги из щебеночного покрытия (4, 2 км) и без щебеночного покрытия (3, 39 км) не отремонтирована, в весенне-осенний период автодорога с грунтовым покрытием приходит в полную негодность, на ней образуется глубокая колея, что затрудняет движение автотранспорта.
Считая свои права нарушенными, административный истец просил суд: признать незаконным бездействие ГКУ "Главтатдортранс" в части неосуществления ремонта (строительства) и содержания автомобильной дороги "Аксубаево- Федоровка - Новая Баланда - Новое Мокшино" с присвоенным идентификационным номером 16 ОП РЗ 16К-0124 и возложить на ГКУ "Главтатдортранс" обязанность организовать проведение ремонта (строительства) указанной автодороги путем приведения ее в соответствие с ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы" в срок до 1 сентября 2022 года.
Решением Вахитовского районного суда города Казани от 19 декабря 2022 года в удовлетворении административного иска Симакову Ю.П. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии Верховного Суда Республики Татарстан от 14 марта 2023 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым признано незаконным бездействие ГКУ "Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстан при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан", Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, выразившееся в необеспечении безопасности дорожного движения и обеспечении соответствия состояния автомобильной дороги "Аксубаево-Федоровка - Новая Баланда - Новое Мокшино" техническим регламентам и нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения; на ГКУ "Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстан при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан", Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан возложена обязанность организовать обеспечение соответствия автомобильной дороги "Аксубаево-Федоровка" - Новая Баланда - Новое Мокшино" техническим регламентам и нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, в течение одного года со дня вступления апелляционного определения в силу.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, министерство просит отменить апелляционное определение ввиду неправильного применения судом норм материального права, нарушения норм процессуального права, заключающегося в самостоятельном изменении административных исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы приведены доводы об отсутствии бездействия со стороны министерства в необеспечении безопасности дорожного движения и обеспечении соответствия состояния автомобильной дороги техническим регламентам и нормативным документам.
По мнению подателя жалобы, министерство не является надлежащим административным ответчиком по делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Кабинетом Министров Республики Татарстан представлен письменный отзыв в поддержку кассационной жалобы.
Проверив материалы административного дела, выслушав явившихся участников, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции по настоящему административному делу не допущено.
Из материалов административного дела следует, что автомобильная дорога "Аксубаево - Федоровка - Новая Баланда - Новое Мокшино" км 0+000 - км 1+710 имеет асфальтобетонное покрытие, км 1+710 - км 7+570 имеет тип покрытия грунта с щебнем, км 7+570 - км 9+300 имеет грунтовое покрытие. Автомобильная дорога "Аксубаево - Федоровка - Новая Баланда - Новое Мокшино" относится к IV и V категории дорог, состояние дорожного покрытия содержится в соответствии с регламентом на содержание автомобильных дорог регионального значения IV и V категории дорог.
До д. Новое Мокшино, в которой проживает около 200 жителей, не имеется автодороги с твердым покрытием, существующая грунтовая дорога используется тяжелой специализированной техникой, занятой на добыче нефти, что приводит к разрушению покрытия и препятствует движению автотранспорта.
В связи с отсутствием автодорожного сообщения не представляется возможным организовать подвоз школьными автобусами учащихся школы МБОУ "Старомокшинская средняя общеобразовательная школа имени В.Ф. Тарасова" (расположена в п. Мюд), 12 из 19 детей вынуждены проживать в пришкольном интернате.
Симаков Ю.П. неоднократно обращался в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан с обращениями о выделении финансирования на содержание и строительство дороги до д. Новое Мокшино, в ответном письме ГКУ "Главтатдортранс" сообщило, что реконструкция автодороги д. Новое Мокшино включена в план дорожных работ на 2021 год, однако автодорога построена не была.
Прокуратурой Аксубаевского района Республики Татарстан внесено ГКУ "Главтатдортранс" представление N 02-08-03 от 12 июля 2021 года с требованием о незамедлительном принятии мер к устранению нарушений законодательства до 1 сентября 2021 года.
Прокурорской проверкой установлено, что начало автомобильной дороги "Аксубаево - Федоровка - Новая Баланда - Новое Мокшино" протяженностью 1, 71 км, имеет асфальтобетонное покрытие, далее участок дороги имеет щебенистое покрытие, протяженностью 4, 2 километра. После щебенистого покрытия дорожное полотно имеет грунтовую поверхность до деревни Новое Мокшино Аксубаевского района.
На участке автомобильной дороги, где имеется асфальтобетонное покрытие, в начале и в конце этого участка имеются выбоины и местами разбит асфальт.
На грунтовой дороге с щебенистым покрытием также имеются ямы. На грунтовой дороге без щебенистого покрытия имеется колейность, которая непосредственно препятствует безопасному передвижению транспортных средств.
Часть дороги из щебеночного покрытия (4, 2 км.) и с грунтовым покрытием (3, 39 км.) не отвечает установленным требованиям и не позволяет передвигаться по указанной автодороге, что затрудняет доступ к инфраструктуре района жителям д. Новое Мокшино Аксубаевского района Республики Татарстан.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что вышеозначенное представление прокурора полностью исполнено ГКУ "Главтатдортранс", автодорога приведена в нормативное состояние и содержится в соответствии с присвоенной ей категорией автомобильной дороги, права и законные интересы административного истца не нарушены, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии совокупности оснований для удовлетворения административного иска.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение, суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ
, что ремонт автодороги был включен в предварительный план дорожных работ на 2021 год, однако ввиду направления финансовых средств на первоочередные мероприятия по ремонту иных автодорог, финансирование ремонта или реконструкции автодороги "Аксубаево-Федоровка - Новая Баланда - Новое Мокшино" не произведено.
Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что лицами, ответственными за финансирование, планирование и организацию работ по ремонту и содержанию спорной автомобильной дороги регионального значения, являются Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан и ГКУ "Главтатдортранс", означенными административными ответчиками вопреки требованиям части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлены суду доказательства отсутствия с их стороны незаконного бездействия, выразившегося в необеспечении безопасности дорожного движения и обеспечении соответствия состояния автомобильной дороги "Аксубаево-Федоровка - Новая Баланда - Новое Мокшино" техническим регламентам и нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения
Изложенный выводы суда апелляционной инстанции, по мнению суда кассационной инстанции, являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства, оснований не согласиться с ними не имеется, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судами доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Вопреки позиции подателя жалобы, судом апелляционной инстанции сделан обоснованный и правильный вывод о том, что достоверно установленное незаконное бездействие Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан и ГКУ "Главтатдортранс" повлекло наступление такого состояния спорной автомобильной дороги, которое не соответствует техническим регламентам и нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, чем нарушаются права административного истца как жителя д. Новое Мокшино Аксубаевского района Республики Татарстан.
Доводы кассационной жалобы о допущенных судом апелляционной инстанции нарушениях норм процессуального права, заключающихся в том числе в произвольном изменении административных исковых требований, не находят своего подтверждения материалами дела, фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и выводами суда апелляционной инстанции по обстоятельствам дела.
Утверждения автора жалобы о том, что министерство не является надлежащим административным ответчиком по делу, в полномочия которого входит ремонт, строительство и содержание автомобильной дороги "Аксубаево-Федоровка - Новая Баланда - Новое Мокшино", были предметом исследования суда апелляционной инстанции и получили надлежащую оценку, с которой соглашается суд кассационной инстанции.
Так, согласно Правилам организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Татарстан, утвержденным Постановлением Кабинету Министров Республики Татарстан от 10 ноября 2011 года N 929, организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется ГКУ "Главтатдортранс".
Вместе с тем, в силу пункта 5 вышеназванных Правил по результатам оценки технического состояния автомобильных дорог и в соответствии с проектами организации дорожного движения, а также с учетом анализа аварийности ГКУ "Главтатдортранс" формирует план разработки проектов или сметных расчетов, который утверждается Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан.
В пределах выделенных на содержание автомобильных дорог средств бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год и последующие периоды ГКУ "Главтатдортранс" разрабатываются сметные расчеты, в которых определяются виды и периодичность проведения работ по содержанию автомобильных дорог (пункт 7 Правил).
Утвержденные ГКУ "Главтатдортранс" проекты или сметные расчеты являются основанием для формирования ежегодных планов проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, которые также утверждаются Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан.
Утвержденные Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан ежегодные планы проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог являются основанием для формирования ежегодных программ дорожных работ.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно возложил соответствующие обязанности на министерство, учитывая полномочия последнего по утверждению ежегодных планов проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, которые в свою очередь являются основанием для формирования ежегодных программ дорожных работ, в том числе и в части дорожных работ на спорной автомобильной дороге. Исходя из изложенного доводы жалобы о том, что министерство не является надлежащим административным ответчиком по делу подлежат отклонению.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт принят судом апелляционной инстанции обоснованно и отмене (изменению) не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 14 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 17 ноября 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.