Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Тимохина И.В, Орловой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 5 октября 2023 года кассационную жалобу Затонского В.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 6 июля 2023 года по административному делу N 2а-2862/2023 по административному исковому заявлению Затонского В.А. к Межрайонной ИФНС России N 13 по Оренбургской области, начальнику Межрайонной ИФНС России N 13 по Оренбургской области Хрипкову В.Г, УФНС по Оренбургской области, заместителю руководителя УФНС по Оренбургской области Демченко Д.Г. о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемого судебного акта, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Затонского В.А. - Нейфельда В.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя Межрайонной ИФНС России N 13 по Оренбургской области и УФНС по Оренбургской области Нестеренко Т.В, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
19 ноября 2021 года на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером N, площадью 2488 кв.м, местоположение: "адрес". Данный земельный участок образован из принадлежащих ФИО1 земельных участков с кадастровыми номерами N, которые в свою очередь выделены из земельного участка с кадастровым номером N.
1 декабря 2021 года Затонский В.А. продал земельный участок с кадастровым номером N иному лицу на основании договора купли - продажи, которым стоимость земельного участка определена в размере 986 000 руб. В связи с этим 18 марта 2022 года Затонским В.А. была подана налоговая декларация 3-НДФЛ; 20 мая 2022 года скорректирована за 2021 год, сумма налога (с учетом налогового вычета 1 000 000 руб.) составила - 0 руб.
Межрайонной ИФНС России N 13 по Оренбургской области проведена камеральная налоговая проверка представленной Затонским В.А. налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2021 год. Проверкой установлено, что Затонским В.А. необоснованно занижена налогооблагаемая база по налогу на доходы физических лиц за 2021 год на 3 067 571, 57 руб. и в результате не исчислен и не уплачен в установленные сроки (до 15 июля 2022 года) налог на доходы физических лиц в размере 238 875 руб. (из расчета 4 053 571, 57 руб. *13%).
Решением Межрайонной ИФНС России N 13 по Оренбургской области N 6127 от 5 октября 2022 года Затонский В.А. признан виновным в совершении налогового правонарушения, ему предложено уплатить налог на доходы физических лиц в размере 238 875 руб, пени в размере 5 263, 21 руб. и штраф в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом уменьшения в 8 раз) в размере 5 971, 88 руб.
Решением УФНС по Оренбургской области N 16-11/19222 от 24 ноября 2022 года апелляционная жалоба Затонского В.А. оставлена без удовлетворения.
17 февраля 2023 года Затонский В.А. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным решение Межрайонной ИФНС России N 13 по Оренбургской области N 6127 от 5 октября 2022 года.
Решением Ленинского районного суда города Оренбурга от 6 апреля 2023 года административное исковое заявление удовлетворено, признано незаконным решение Межрайонной ИФНС России N 13 по Оренбургской области N 6127 о привлечении Затонского В.А. к ответственности за совершение налогового правонарушения от 5 октября 2022 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 6 июля 2023 года решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 6 апреля 2023 года отменено, постановлено новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Не согласившись с апелляционным определением, Затонский В.А. в кассационной жалобе просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, указывает, что по состоянию на 1 января 2021 года земельный участок с кадастровым номером N еще не был образован, поставлен на кадастровый учет лишь 19 ноября 2021 года. Тогда же ему выдана выписка из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), согласно которой кадастровая стоимость земельного участка не определена. В связи с этим положения пункта 2 статьи 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат применению. Полагает необходимым исчислять налоговую базу от кадастровой стоимости исходного земельного участка с кадастровым номером N который стоял на кадастровом учете по состоянию на 1 января 2021 года, его кадастровая стоимость в размере 8 643 600 руб. установлена на основании судебного решения. Следовательно, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N должна определяться в соответствии с пунктом 23 Порядка определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 24 сентября 2018 года N 514, согласно которому кадастровая стоимость земельных участков, образованных в результате раздела, выдела из земельного участка, кадастровая стоимость которого установлена (преобразуемый земельный участок), определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка. При этом должен быть применен налоговый вычет в размере 1 000 000 руб.
Также податель кассационной жалобы указывает, что положения статьи 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации не могут быть применены, поскольку они определяют порядок исчисления налога на доходы физических лиц, при этом административный истец зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 17 апреля 2014 года и до настоящего момента с видом деятельности "Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом - 68.20.2", данный вид деятельности подразумевает приобретение и/или продажу объектов недвижимости. Земельный участок с кадастровым номером N имеет размешенное использование "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности", то есть земельный участок не подлежит использованию в личных, некоммерческих целях.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно части 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
К доходам от источников в Российской Федерации в соответствии со статьей 208 Налогового кодекса Российской Федерации относятся, в том числе доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
В силу пункта 6 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по доходам от продажи имущества (за исключением ценных бумаг) и (или) доли (долей) в нем, по доходам в виде стоимости имущества (за исключением ценных бумаг), полученного в порядке дарения, а также по подлежащим налогообложению доходам, полученным физическими лицами в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1.1 статьи 224 настоящего Кодекса, определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 1 (в части, относящейся к проданным имуществу и (или) доле (долям) в нем) и 2 пункта 1 статьи 220 настоящего Кодекса, а также с учетом особенностей, установленных статьями 213, 213.1 и 214.10 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет, за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования Затонского В.А, суд первой инстанции пришел к выводу, что расчет налога на доходы физических лиц, произведенный Межрайонной ИФНС России N 13 по Оренбургской области в решении N 6127 от 5 октября 2022 года, которым Затонскому В.А. доначислен налог на доходы физических лиц в размере 238 875 руб, соответствующие пени и штраф, исходя из неактуальной и завышенной кадастровой стоимости земельного участка, является незаконным. При этом исходил из того, что при расчете налога на доходы физических лиц за 2021 год подлежала применению кадастровая стоимость земельного участка в размере 1 313 664 руб, установленная решением Оренбургского областного суда от 29 августа 2022 года по административному исковому заявлению нового правообладателя земельного участка.
Суд апелляционной инстанции с таким выводом не согласился.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что до продажи земельного участка с кадастровым номером 56:44:0342006:422 его кадастровая стоимость не была оспорена. Установленная решением суда от 29 августа 2022 года кадастровая стоимость земельного участка в порядке статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" по административному иску нового собственника земельного участка не может быть применена, поскольку данный порядок установлен для определения базы при исчислении налога на имущество физических лиц и земельного налога, а не для определения налоговой базы при исчислении налога на доходы физических лиц.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с положения статьи 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым налоговая база по доходам, полученным от продажи недвижимого имущества, а также по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения, определяется в соответствии с настоящим Кодексом с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 1).
В случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0, 7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0, 7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.
В случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в настоящем пункте, отсутствует в ЕГРН по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на этот объект недвижимого имущества, или на дату его постановки на государственный кадастровый учет (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода), положения настоящего пункта не применяются (пункт 2).
Отклоняя доводы административного истца о том, что при образовании в течение налогового периода на дату постановки земельного участка с кадастровым номером N на кадастровый учет, его кадастровая стоимость не была определена, ссылавшегося на выданную в тот же день выписку из ЕГРН (л.д. 81), судом апелляционной инстанции приняты во внимание сведения, истребованные из ППК "Роскадастр" о дате, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельного участка, в размере 4 053 571, 57 руб. - 19 ноября 2021 года; 1 313 664 руб. - 1 января 2023 года.
В этой связи обоснованно отклонены доводы Затонского В.А. о необходимости исчисления налоговой базы от кадастровой стоимости исходного земельного участка с кадастровым номером N, который стоял на кадастровом учете по состоянию на 1 января 2021 года, - 8 643 600 руб, установленной решением суда от 28 июля 2021 года.
Также несостоятелен довод кассационной жалобы о необоснованном применении положений статьи 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с тем, что Затонский В.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с видом деятельности "Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом - 68.20.2", который подразумевает приобретение и/или продажу объектов недвижимости.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса).
Материалами дела подтверждается, что исходный земельный участок с кадастровым номером N собственником которого являлся административный истец, имел размешенное использование "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности", был разделен на множество земельных участков, в том числе с кадастровыми номерами N, из которых был образован земельный участок с кадастровым номером N имеющий такое же размешенное использование, то есть земельный участок не предполагает его использование для личных целей.
Между тем, оспариваемое решение принято по результатам камеральной проверки налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (л.д. 61 - 64), а не в рамках осуществления предпринимательской деятельности. В налоговой декларации Затонский В.А. ссылается на положения статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом статьи 214.10 и 220 входят в главу 23 Налогового кодекса Российской Федерации - "Налог на доходы физических лиц".
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогоплательщика при определении размера налоговых баз в соответствии с пунктом 3 или 6 статьи 210 настоящего Кодекса на получение имущественного налогового вычета при продаже имущества, предоставляемого с учетом особенностей и в порядке, которые предусмотрены указанными пунктами и настоящей статьей.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации, предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 настоящего Кодекса, не превышающем в целом 1 000 000 руб.
Налоговый вычет в размере 1 000 000 руб. Затонскому В.А. предоставлен в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом подпунктом 4 пункта 2 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что положения подпункта 1 пункта 1 настоящей статьи не применяются в отношении доходов, полученных от продажи недвижимого имущества и (или) транспортных средств, которые использовались в предпринимательской деятельности.
Предметом настоящего административного спора является решение налогового органа, связанного с проверкой правильности исчисления налога, в том числе с применением названного налогового вычета, который не может быть применен в отношении доходов, полученных от продажи недвижимого имущества, использовавшегося в предпринимательской деятельности. Административным истцом не представлено доказательств уплаты налогов в связи с осуществлением предпринимательской деятельности в том числе связанной с продажей указанного земельного участка.
В этой связи оспариваемое решение налогового органа, которым размер налога на доходы физических лиц исчислен с учетом налогового вычета в размере 1 000 000 руб, не может нарушать права Затонского В.А.
По смыслу части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отсутствие нарушения прав административного истца является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшегося судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 6 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Затонского В.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 24 ноября 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.