Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Бросовой Н.В, Судей Кириченко А.Д, Ившиной Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Чувашской Республике - Чувашии на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 10 июля 2023 года по гражданскому делу N 2-491/2023 по иску Левковской Елены Анатольевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о признании решения незаконным, назначении досрочной пенсии по старости, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Левковская Е.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Отделению Пенсионного фонда РФ по ЧР-Чувашии (далее Отделение ПФР) (с учетом уточнения от 02 августа 2022 года) о признании решения незаконным, назначении досрочной пенсии, указывая, что 28 июня 2022 года она обратилась в Отделение ПФР с заявлением о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста на основании Закона РФ от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ст.10 Закона РФ N 166 "О государственном пенсионном обеспечении в РФ". 24 июля 2022 года ответчик вынес решение N об отказе в назначении данной пенсии. С указанным решением истец не согласна, поскольку считает, что оно нарушает ее пенсионные права. Закон N (ст.3) гарантирует гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни результате чернобыльской катастрофы, в частности путем назначения пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. В период с 1987 года по 1989 год она проживала и училась в г..Белая Церковь Киевской области тогда еще УССР, а затем по окончании учебы, ее как молодого специалиста направили от Министерства атомной энергетики СССР Чернобыльской атомной электростанции им. В.И Ленина в г..Славутич Киевской области (согласно приказу N 450 от 14 августа 1989 года принята на должность воспитателя в д/сад-ясли N 7), где с 3 октября 1991 года по 21 августа 2007 года она постоянно проживала и работала. Указанное обстоятельство подтверждается записями в трудовой книжке, справкой жилищно-коммунального центра N 1878 г..Славутич, справкой N N от 6 сентября 2007 года исполкома Славутичского городского совета Киевской области, удостоверением установленного образца Киевгособладминистрацией.
Согласно справке N и удостоверения серия В-1 N, г..Славутич Киевской обл, и г..Белая Церковь, в соответствии постановлением Кабинета Министров УССР от 23 июля 1991 года N 106 отнесены к территории зоны 4 категории усиленного радиологического контроля вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, в которой плотность загрязнения почвы цезием -137 равна от 1 до 5Ки/кв. км, и согласно разделу 4 Перечня населенных пунктов, отнесенных к зоне радиоактивного загрязнения, г..Славутич относится к 4 зоне радиоактивного загрязнения по социально-экономическому фактору, что полностью соответствует критериям зоны с льготным социально-экономическим статусом, указанным в ст. 11 Закона от 15 мая 1991 года N 1244-1. В подтверждении периода проживания на территории, отнесенной к зоне радиоактивного загрязнения по социально-экономическому фактору, органами власти г..Славутича истцу была выдана справка N от 06 сентября 2007 года, которая соответствует Порядку, изложенному в Письме Госкомчернобыля России от 27 апреля 1993 года N ВД-10-2079 "О порядке подтверждения пребывания в зоне с льготным социально-экономическим статусом". Считает, что на основании представленных ею документов, к ней должны быть применены нормы ст.34 Закона N 1244-1-ФЗ о пенсионном обеспечении граждан, проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Впоследствии, она выехала с указанной территории и переселилась из Украины на территорию РФ, где постоянно проживает по настоящее время. Просит суд признать незаконным решение ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по ЧР от 04 июля 2022 года N.
Признать право на трудовую пенсию по старости с уменьшением возраста и обязать ответчика назначить досрочную пенсию с 25 ноября 2020 года. 12 января 2023 года истец уточнила исковые требования к ответчику Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по ЧР и просила признать незаконным решение ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по ЧР от 04 июля 2022 года и назначить досрочную пенсию с 25 ноября 2020 года.
Решением Московского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 30 марта 2023 года исковые требования Левковской Елены Анатольевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о признании решения незаконным, назначении досрочной пенсии по старости, оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 10 июля 2023 года решение Московского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 30 марта 2023 года отменено и принято новое решение.
В кассационной жалобе, поданной заявителем Отделением Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Чувашской Республике - Чувашии, ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, решением ОПФР по Чувашской Республике N/1112 от 04 июля 2022 года истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости с уменьшением возраста в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ввиду отсутствия правовых оснований.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для установления Левковской Е.А. страховой пенсии по старости, предусмотренной частью 2 статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку истец переселилась с территории зоны усиленного радиологического контроля Украины (которая по уровню радиации соответствует зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) на территорию Российской Федерации, в связи с чем она не может быть отнесена к категории граждан, постоянно проживающих на территории с льготным социально-экономическим статусом.
Кроме того, суд исходил из того, что по состоянию на 31 декабря 2018 года возраст выхода на пенсию для женщин составлял 55 лет, заявление истцом в пенсионный орган подано после 31 декабря 2018 года, на дату подачи заявления (28 июня 2022 года) Левковской Е.А. 55 лет не исполнилось.
С этим выводом не согласился суд апелляционной инстанции, указав, что законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки, в том числе право на назначение страховой пенсии по старости с уменьшением возраста, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и переселившимся с территории Украины и Республики Беларусь, при условии предъявления соответствующих документов, в том числе удостоверения, порядок выдачи которого является единым как для граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, так и переселившихся из других бывших республик СССР, или при подтверждении их статуса в соответствии с требованиями российского законодательства.
Левковская Е.А. с 03 октября 1991 года по 21 августа 2007 года постоянно проживала и работала в г.Славутич Киевской области, относящегося к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, что подтверждается справкой жилищно-коммунального центра N г. Славутич, справкой N от 06 сентября 2007 года исполкома Славутичского городского совета Киевской обл, удостоверением установленного образца серии В-1 N Киевгособладминистрации.
Левковской Е.А. выдано специальное удостоверение единого образца 30 января 2003 года Киевской областной государственной администрацией Украины, как гражданке, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, В-1 N, постоянно проживающей на территории зоны усиленного радиоэкологического контроля в 1987 году (категория 4).
Согласно справке N и удостоверению серии В-1 N, выданными Левковской Е.А, г.Славутич и г.Белая Церковь Киевской области - в соответствии с постановлением Кабинета Министров УССР от 23 июля 1991 года N 106 отнесены к территории зоны 4 категории усиленного радиологического контроля вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, в которой плотность загрязнения почвы цезием -137 равна от 1 до 5Ки/кв. и согласно разделу 4 Перечня населенных пунктов, отнесенных к радиоактивного загрязнения, г.Славутич относится к 4 зоне радиоактивности загрязнения по социально-экономическому фактору, что соответствует Порядку, изложенному в Письме Госкомчернобыля России от 27 апреля 1993 года N ВД-10-2079 "О порядке подтверждения пребывания в зоне с льготным социально-экономическим статусом".
Судом также установлено, что в 1987 году истец училась и проживала в г.Белая Церковь Киевской области, что подтверждается записями в трудовой книжке от 28 августа 1986 года, но в данном городе подтверждающая справка по установленной форме ей не выдавалась.
Суд апелляционной инстанции посчитал, что в материалах дела имеются документы, подтверждающие проживание истца в т.Славутич и г.Белая Церковь Киевской области в указанные периоды, в том числе сведения об учебе, работе и сведения о месте жительства.
Как законодательством Российской Федерации, так и законодательством Украины часть территории с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, чему в соответствии с Пунктом 109 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 04 августа 2021 года N 538н, действующего с 01 января 2022 год, истцом представлены подтверждающие документы.
Суд апелляционной инстанции учитывая, что Левковская Е.А. является гражданкой Российской Федерации, в период с 03 октября 1991 года по 21 августа 2007 года проживала на территории, относящейся к зоне радиоактивности загрязнения по социально-экономическому фактору с плотностью загрязнения почв цезием - 137 от 15 до 40 Ки/кв. км, а в силу статьи 49 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившихся с территории Украины, республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим законом, и пришел к выводу что истец имеет право на назначение пенсии по старости со снижением общего пенсионного возраста на три года в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Так же суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда об отказе в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на то, что по состоянию на 31 декабря 2018 года возраст выхода на пенсию для женщин составлял 55 лет, а на дату подачи заявления (28 июня 2022 года) Левковской Е.А. 55 лет не исполнилось, поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права, указав, что гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, который на 31 декабря 2018 года составлял 55 лет, следовательно пенсия по старости истцу назначается с уменьшением 55 летнего возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. При таких обстоятельствах и так как истец обратилась за назначением пенсии 28 июня 2022 года, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что исковое требование о назначении ей пенсии с 25 ноября 2020 года удовлетворению не подлежит, пенсия истцу должна быть назначена со дня обращения за ее назначением, что соотносится с положениями части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Судебная коллегия кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
Статьей 49 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 установлена гарантия мер социальной поддержки, предусмотренных данным Законом, гражданам пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания.
В соответствии счастью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В разделе IV Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" законодатель определилособенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в частности предусмотрел возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Так, гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 указанного Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 данного Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (статья 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
Законодатель в абзаце четвертом пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предоставил отдельным категориям граждан, пострадавших от воздействия радиации вследствие чернобыльской катастрофы, право на назначение пенсии по старости при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно примечанию к статье 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В судебных актах приведено толкование норм материального права (Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166 "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также доводов ответчика об отсутствии у истца права на досрочное назначение пенсии по старости, которые отклонены как необоснованные.
Доводы кассационной жалобы, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность предоставления права на льготное пенсионное обеспечение гражданам, проживавшим в Республике Беларусь на территории, соответствующей по уровню загрязнения зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, на основании документов, выданных уполномоченными органами Республики Беларусь и подтверждающих право на льготы в соответствии с законодательством этого государства, основаны на неверном толковании норм права.
Доводы кассационной жалобы, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность предоставления права на льготное пенсионное обеспечение на основании документов, выданных уполномоченными органами других государств, в частности Украины, и подтверждающих право на льготы в соответствии с законодательством Украины, отклоняются судебной коллегией.
Статьей 11 Соглашения о гарантиях прав граждан-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
В соответствии со ст. 10 Закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пенсии по старости гражданам, проживающим в зоне с льготным социально-экономическим статусом, назначаются при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (с 01 января 2015 года - "О страховых пенсиях") в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Статьей 7 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подразделены на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В статье 11 Закон РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 дано понятие зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом как части территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием - 137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0.1 бэр). Дополнительные критерии по определению границ этой зоны в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На территории Российской Федерации такие зоны в настоящее время определены Постановлением Правительства РФ от 08 октября 2015 года N 1074 в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Письмом Государственного комитета Российской Федерации по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от Чернобыльской и других радиационных катастроф от 27 апреля 1993 года N ВД-10-2079 "О порядке подтверждения пребывания в зоне с льготным социально-экономическим статусом" (зарегистрировано в Минюсте РФ 19 мая 1993 года N 253), гражданам, выезжающим из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, удостоверение проживающего на загрязненной радиацией территории изымается. Взамен его местными органами власти выдается справка установленного образца о проживании (работе) в данной зоне.
Из вышеперечисленных норм права, регулирующих спорные правоотношения, следует, что в данном случае право на пенсию по старости, с уменьшение возраста выхода на пенсию, зависит от продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения. Таким образом, установление продолжительности факта проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения являются юридически значимым обстоятельством для установления права на получение пенсии по старости в порядке, предусмотренном Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции и по существу сводятся к несогласию с выводами суда, изложенными в обжалуемом судебном постановлении и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене определения судебной коллегии являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 10 июля 2023 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Чувашской Республике - Чувашии без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бросова
Судьи А.Д. Кириченко
Т.В. Ившина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.