Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Кириченко А.Д, судей Бросовой Н.В, Набиева Р.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Северная Осетия - Алания на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 27 июля 2023 года по гражданскому делу N 2-397/2023 по иску Шишкина Е.С. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Северная Осетия - Алания и Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России) о взыскании денежных средств в виде дополнительной ежемесячной выплаты, денежной компенсации за задержку выплаты единовременного пособия при увольнении.
Заслушав доклад судьи Кириченко А.Д, пояснения представителя ответчика ФСИН России Орехова И.В, согласившегося с доводами жалобы, истца Шишкина Е.С, возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шишкин Е.С. обратился с исковым заявлением к УФСИН по Республике Северная Осетия - Алания о взыскании денежных средств в виде дополнительной ежемесячной выплаты, денежной компенсации за задержку выплаты единовременного пособия при увольнении, в обоснование заявленных требований, указав, что в период с октября 2003 года по сентябрь 2022 года он проходил службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации в различных должностях.
В период прохождения службы и при увольнении работодателем были нарушены его трудовые права. Приказом начальника УФСИН России по Республике Северная Осетия - Алания N от 26.04.2021 года он был назначен на должность начальника учреждения федерального казенного учреждения Исправительная колония N УФСИН России по Х... Согласно подпункту "а" пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации N 1174 от 29.12.2011 года ему была установлена дополнительная ежемесячная надбавка к денежному довольствию в размере одного месячного оклада. Эта надбавка была назначена ему как сотруднику, проходящему службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, дислоцированных на постоянной основе па территории УФСИН России по Республике Северная Осетия Алания, не включенных в состав специальных сил и сил Объединенной группировки.
Вместе с тем, пунктом 7 вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации установлено, что сотрудникам органов уголовно-исполнительной системы, направленным для исполнения служебных задач из других субъектов РФ и заключившим контракт о прохождении службы в этих органах и учреждениях сроком на один год и более, должна быть установлена дополнительная ежемесячная выплата в размере 3 месячных оклада в соответствии с замещаемой должностью.
Свои служебные обязанности в должности начальника ФКУ ИК- N УФСИН России по Х. он исполнял в период с 26.04.2021 по 26.09.2022, то есть 17 месяцев и 1 день, был уволен со службы по выслуге лет. дающей право на получение пенсии. Размер его ежемесячного должностного оклада составлял 28 966 рублей. Таким образом, за указанный период ему необоснованно не была выплачена дополнительная ежемесячная выплата в размере трех должностных окладов, которая за один месяц составила 86 898 рублей, за 17 месяцев и 1 день - 1 480 162.60 рублей.
Кроме того, в нарушение действующего законодательства в последний рабочий день - 26.09.2022 года ему не было выплачено единовременное пособие при увольнении в размере семи окладов денежного содержания в сумме 300 097 рублей. Фактически эта выплата была произведена 09.1 1.2022 года, задержка составила 44 дня. Невыплата ему в период с 26.04.2021 года по 26.09.2022 года суммы ежемесячной надбавки к денежному довольствию повлекло образование задолженности по заработной плате в размере 1 480 162.60 рублей. Компенсация за задержку выплаты единовременного пособия при увольнении за период с 26.09.2022 года по 09.1 1.2022 года составила 6 602, 13 рублей. Просил взыскать указанные суммы в его пользу в полном объеме.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Федеральная служба исполнения наказаний России.
Решением Промышленного районного суда г. Оренбурга от 06.04.2023 года исковые требования Шишкина Е.С. удовлетворены частично. Суд постановил:"Взыскать с УФСИН по Республике Северная Осетия - Алания в пользу Шишкина Е.С. денежные средства в виде дополнительной ежемесячной надбавки к денежному довольствию за период с 26.04.2021 года по 26.09.2022 года в размере 986 775.06 рублей, процентов за задержку выплаты единовременного пособия при увольнении за период с 26.09.2022 года по 09.11.2022 года - 6 602, 13 рублей, всего в общей сумме 993 377, 19 рублей. В остальной части иска отказать. Исковые требования Шишкина Е.С. к ФСИН России о взыскании денежных средств в виде дополнительной ежемесячной надбавки к денежному довольствию оставить без удовлетворения."
Определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 12 июля 2023 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, в связи с наличием основания для безусловной отмены решения суда первой инстанции, предусмотренного подпунктом 2 пункта 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 27 июля 2023 года решение Промышленного районного суда г. Оренбурга от 6 апреля 2023 года отменено.
Принято по делу повое решение, которым исковые требования Шишкина Е.С. удовлетворены частично, суд апелляционной инстанции взыскал с Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Северная Осетия - Алания в пользу Шишкина Е.С. денежные средства в виде дополнительной ежемесячной надбавки к денежному довольствию за период с 26 апреля 2021 года по 26 сентября 2022 года в размере 986 775 рублей 06 копеек, проценты за задержку выплаты единовременного пособия при увольнении за период с 26 сентября 2022 года по 09 ноября 2022 года - 6 602 рубля 13 копеек.
В остальной части иска, в том числе к Федеральной службе исполнения наказаний России, отказано.
В кассационной жалобе ответчик Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Северная Осетия - Алания считает постановленное апелляционное определение незаконным и необоснованным, просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В судебном заседании представитель заявителя жалобы не присутствовал, извещены надлежащим образом, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, согласно приказа начальника УФСИН России по Оренбургской области N от 05.04.2021 подполковник внутренней службы Шишкин Е.С. с 26.04.2021 откомандирован в распоряжение Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Северная Осетия - Алания. От должности заместителя начальника ФКУ "Исправительная колония N УФСИН России по Т." истец был освобожден.
Приказом начальника УФСИН России по Республике Северная Осетия - Алания N от 26.04.2021 Шишкин Е.С, прибывший из УФСИН России по Оренбургской области, с 26.04.2021 назначен на должность начальника учреждения ФКУ Исправительная колония N УФСИН России по Х, по контракту сроком на период замещения должности в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, с должностным окладом 27932 руб.
26.04.2021 между начальником УФСИН по Республике Осетия - Алания и Шишкиным Е.С. заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации N 17/2021.
Согласно приказа начальника УФСИН России по Республике Северная Осетия - Алания N от 19.08.2022 с 26.09.2022 контракт о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации с Шишкиным Е.С. был расторгнут, он уволен с должности начальника учреждения ФКУ ИК- N УФСИН России по Х. по пункту 4 части 2 статьи 84 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии), с выплатой единовременного пособия при увольнении в размере семи окладов денежного содержания.
В соответствии с расчетными листками, в период исполнения служебных обязанностей в вышеуказанной должности ответчиком в составе денежного довольствия выплачивалась ежемесячная денежная надбавка согласно Постановлению Правительства N 1174 в размере одного должностного оклада - по 28 966 руб.
Должностные обязанности по указанному контракту с ответчиком истец исполнял в период с 26.04.2021 по 26.09.2022, то есть 17 месяцев и 1 день.
Разрешая заявленные требования истца о выплате ежемесячной надбавки к денежному довольствию в размере 3-х должностных окладов, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктов 4 и 7 Постановления Правительства РФ N 1174 от 29.12.2011 (в ред. от 21.05.2020) "О дополнительных выплатах отдельным категориям военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти" исходил из того, что в период службы истца на ответчика в лице Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Северная Осетия - Алания лежала обязанность выплачивать истцу дополнительную ежемесячную надбавку к денежному довольствию в размере 3-х должностных окладов в соответствии с замещаемой должностью.
Установив, что в период работы истца ему выплачивалась дополнительная денежная выплата в размере одного оклада, суд пришел к выводу о взыскании не выплаченной части довольствия в размере 2-х должностных окладов за период с 26 апреля 2021 по 26 сентября 2022 года в размере 986 775, 06 рублей из расчета: 28 966 рублей (оклад по занимаемой должности)*17 месяцев (период службы)*2.
Также суд апелляционной инстанции, установив, что при увольнении истца ему было выплачено единовременное пособие при увольнении, предусмотренное положениями части 7 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ в размере 7 окладов несвоевременно, с задержкой на 44 дня после увольнения, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований, предусмотренных положениями статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации для взыскания в пользу истца компенсации за задержку выплаты заработной платы за период с 26 сентября 2022 по 09 ноября 2022 года от суммы задолженности в размере 300 097 рублей, исчислив ее в размере 6 602, 13 рублей.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции с указанными выводами суда соглашается, поскольку они постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, произведенной по правилам статей 59, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" правоотношения на службе в уголовно-исполнительной системе между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с настоящим Федеральным законом, и правового акта о назначении на должность.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в том числе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 названного федерального закона денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей.
Обеспечение денежным довольствием сотрудников осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 2).
Частью 17 статьи 2 данного закона предусмотрено, что федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации помимо дополнительных выплат, предусмотренных настоящим Федеральным законом, сотрудникам могут устанавливаться другие дополнительные выплаты.
В целях упорядочения социальных гарантий, предоставляемых сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, на которых распространяется действие Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" либо его отдельных положений и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и военнослужащим, на которых распространяется действие Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, Правительством Российской Федерации утверждено постановление N 1174 от 29.12.2011.
Согласно пункта 4 Постановления Правительства РФ N 1174 от 29.12.2011 (в ред. от 21.05.2020) "О дополнительных выплатах отдельным категориям военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти" (далее - Постановление N 1174) установлены дополнительные социальные гарантии сотрудникам и военнослужащим, не включенным в состав специальных сил и сил Объединенной группировки: а) проходящим военную службу в воинских частях, учреждениях и подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также службу в органах внутренних дел Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, органах федеральной фельдъегерской связи, подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, подразделениях (органах) войск национальной гвардии Российской Федерации, дислоцированных на постоянной основе на территории Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия - Алания и Чеченской Республики.
Пунктом 7 вышеуказанного Постановления N 1174 установлено, что сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленным для выполнения служебных задач в органы и учреждения, указанные в пунктах 1 и 4 настоящего постановления, из других субъектов Российской Федерации и заключившим контракт о прохождении службы в этих органах и учреждениях сроком на 1 год и более, предусмотрена дополнительная ежемесячная выплата в размере три месячных оклада в соответствии с замещаемой должностью.
По делу установлено, что Шишкин Е.С. являлся сотрудником органов уголовно-исполнительной системы Оренбургской области, приказом начальника УФСИН России по Оренбургской области от 05.04.2021 был направлен в распоряжение Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Северная Осетия - Алании для дальнейшего выполнения служебных задач, 26.04.2021 с ним был заключен бессрочный (на период замещения должности) контракт о прохождении службы в учреждении ФКУ Исправительная колония N УФСИН России по Х, ввиду чего являются правомерными и обоснованными выводы суда апелляционной инстанции о том, что в соответствии с пунктом 7 Постановления N 1174 подлежала выплате дополнительная ежемесячная выплата в размере три месячных оклада в соответствии с замещаемой должностью.
Доводы кассационной жалобы о том, что Шишкин Е.С. не относится к категории сотрудников, на которых распространяется действие пункта 7 Постановления N 1174, поскольку на период замещения должности у ответчика он не находился в служебной командировке, судебной коллегией отклоняются.
Указанным пунктом 7 Постановления N 1174 условие о направлении в служебную командировку для выполнения служебных задач не предусмотрено.
Кроме того, ни положениями Федерального закона от 19.07.2018 N197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", ни положениями Приказа ФСИН России от 01 июля 2009 года N282 "Об организации служебных командировок работников уголовно-исполнительной системы на территории Российской Федерации" возможность заключения служебного контракта с иным территориальным органом ФСИН России в период служебной командировки не предусмотрена.
Аналогичные положения следуют и содержания статьи 166 Трудового кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о необходимости применения к спорным правоотношениям нормативных актов, регулирующих порядок и производства указанных выплат в органах Министерства внутренних дел Российской Федерации, также не могут быть признаны обоснованными, поскольку Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации является самостоятельным ведомством.
Постановлением N 1174 не предусмотрено формирование соответствующих списков должностей сотрудников, в отношении которых оно подлежит применению.
Вопреки доводам жалобы положения статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям применены верно, исходя из того, что единовременное пособие при увольнении, предусмотренное положениями части 7 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", обусловлено наличием трудовых (служебных) правоотношений между сторонами.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", к правоотношениям, не урегулированным положениями данного закона или иными нормативно-правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 92 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", выплата всех сумм денежного довольствия, причитающихся сотруднику, производится в день увольнения.
Самостоятельная ответственность нанимателя за нарушение срока выплат денежного довольствия сотруднику положениями указанного закона не установлена.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу о том, что право на своевременное получение истцом единовременного пособия при увольнении было нарушено в день его увольнения и имеются основания для взыскания компенсации за задержку выплаты заработной платы по правилам статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
Доводы жалобы о несвоевременном финансировании выплат единовременного пособия при увольнении не могут быть приняты во внимание, поскольку материальная ответственность, предусмотренная статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, наступает и при отсутствии вины работодателя.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных на оспаривание выводов судов по существу спора, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Разрешая заявленные требования, судами, вопреки позиции кассатора, правильно определены характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследованы обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства получили оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом, как указано выше, несогласие стороны с результатами оценки доказательств, произведенной судом, не подпадает под приведенный в законе исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступившего в законную силу судебного постановления.
Нарушений процессуального закона, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, не установлено.
Ссылки заявителя на судебную практику не могут быть приняты во внимание, поскольку данные судебные акты не носят обязательного характера при разрешении настоящего спора.
Признав, что ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 27 июля 2023 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Северная Осетия - Алания - без удовлетворения.
Председательствующий А.Д. Кириченко
Судьи Н.В. Бросова
Р.А. Набиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.