N 88-23820/2023
10 ноября 2023 года г. Самара
Шестой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Бросовой Н.В, рассмотрев единолично кассационную жалобу Министерства финансов Кировской области на решение мирового судьи судебного участка N 4 Унинского судебного района Кировской области от 11 апреля 2023 года и апелляционное определение Унинского районного суда Кировской области от 19 июля 2023 года по гражданскому делу N 2-174/2023 по иску прокурора Унинского района Кировской области в интересах Филипповой Ларисы Васильевны к Министерству финансов Кировской области, муниципальному образованию "Унинский муниципальный округ Кировской области" в лице Администрации Унинского муниципального округа Кировской области о взыскании затрат, понесенных медицинским работником по оплате коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Унинского района Кировской области обратился в суд в интересах Филипповой Ларисы Васильевны к Министерству финансов Кировской области, к муниципальному образованию "Унинский муниципальный район" о взыскании за счет казны субъекта Российской Федерации "Кировская область" затрат, понесенных медицинским работником по оплате коммунальных услуг в период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года в сумме 30972 рублей 32 копеек. В ходе проверки установлено, что Филиппова Л.В. проживает по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", и работает с 03 августа 2000 года, постоянно, по настоящее время, медицинским работником, на должности медицинской сестры в учреждении системы здравоохранения в Унинской Центральной районной больнице, которая в указанный период имела различные организационно-правовые формы. С 11 января 2012 года является Кировским областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Унинская центральная районная больница" (КОГБУЗ "Унинская ЦРБ"). До 01 января 2005 года, Филиппова Л.В. пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением, а с 01 января 2005 года ей выплачивалась частичная ежемесячная компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года в размере 9237 рублей. Всего за период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года включительно документально подтвержденные затраты, понесенные заявителем на оплату коммунальных услуг и наем жилья, составили 40 209 руб. 32 коп, частичная компенсация коммунальных платежей, выплаченных Филипповой Л.В. за счет средств бюджета, за тот же период составила - 9 237 руб. Причитающаяся Филипповой Л.В. компенсация выплачена не в полном объеме. Указанные нарушения ущемляют социальные права медицинского работника учреждения здравоохранения, расположенного в сельской местности.
На основании изложенного прокурор просил взыскать с Министерства финансов Кировской области и МО "Унинский муниципальный округ" в пользу Филипповой Л.В. затраты, понесенные ею на оплату коммунальных услуг за период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года, в сумме 30 972 руб. 32 коп.
Решением мирового судьи судебного участка N 4 Унинского судебного района Кировской области от 11 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Унинского районного суда Кировской области от 19 июля 2023 года, исковые требования прокурора Унинского района Кировской области в интересах Филипповой Ларисы Васильевны к Министерству финансов Кировской области, муниципальному образованию "Унинский муниципальный округ Кировской области" в лице Администрации Уинского муниципального округа Кировской области о взыскании затрат, понесенных медицинским работником по оплате коммунальных услуг удовлетворены. Взысканы с Министерства финансов Кировской области, за счет казны субъекта Российской Федерации "Кировская область" в пользу Филипповой Ларисы Васильевны, денежные средства в сумме 30 972 в счет возмещения расходов по оплате отопления и освещения жилого помещения за период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года. В удовлетворении исковых требований к муниципальному образованию "Унинский муниципальный округ Кировской области" в лице Администрации Унинского муниципального округа Кировской области" отказано.
В кассационной жалобе Министерство финансов Кировской области, ссылаясь на необоснованность и неправильное применение норм материального права, просит суд отменить обжалуемые постановления, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований, не передавая дело на новое рассмотрение.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов по доводам жалобы, Шестой кассационный суд общей юрисдикции пришёл к следующему.
Судом установлено, что Филиппова Л.В. проживает по адресу: "адрес", "адрес", "адрес" работает с 03 августа 2000 года, постоянно, по настоящее время, медицинским работником, на должности медицинской сестры, в учреждении системы здравоохранения в Унинской Центральной районной больнице, которая в указанный период имела различные организационно-правовые формы.
С 11 января 2012 года является Кировским областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Унинская центральная районная больница" (КОГБУЗ "Унинская ЦРБ").
До 01 января 2005 года, Филиппова Л.В. пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением, а с 01 января 2005 года ей выплачивалась частичная ежемесячная компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года в размере 9237 рублей.
В то же время при проверке установлено, что за период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года Филипповой Л.В. уплачено за теплоснабжение и освещение, найм квартиры 40209 рублей 32 копеек. Не возмещенные затраты, понесенные на оплату коммунальных услуг по отоплению и освещению жилья за указанный период составили 30972 рублей 32 копеек.
Согласно справке о расчетах Кировского филиала ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" за период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года Филиппова Л.В. произвела оплату за потребленную электроэнергию в сумме 15 168 руб. 08 коп.
Согласно справке ООО "Коммунальщик" от 11 февраля 2023 года и выписке из лицевого счета Филиппова Л.В. за период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года произвела оплату за отопление в сумме 25 041 руб. 24 коп.
Таким образом, за счет собственных средств Филиппова Л.В. оплатила услуги по электроснабжению и отоплению жилого помещения за указанный период на общую сумму 40 209 руб. 32 коп. (15 168 руб. 08 коп. + 25 041 руб. 24 коп.).
Из справки КОГБУЗ "Унинская ЦРБ" от 08 февраля 2023 года N 126 следует, что Филиппова Л.В. получает меры социальной поддержки в форме частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты.
За период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года Филипповой Л.В. выплачено 9 237 руб. Невозмещенные истцу расходы по оплате за отопление и освещение занимаемого им жилого помещения за спорный период составили 30 972 руб. 32 коп. (40 209 руб. 32 коп. - 9 237 руб.).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что действующее правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников областных государственных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались до 01 января 2005 года на основании статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан", а до установления порядка предоставления мер социальной поддержки названной категории работников обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с данными выводами судов первой и апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно подпункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Ранее в соответствии с частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487 в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан были внесены изменения. В частности, часть вторая данной статьи, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, признана утратившей силу. Одновременно, в статью введены части четвертая, пятая, шестая, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников должны устанавливаться в зависимости от принадлежности организаций здравоохранения Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
С 22 ноября 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации", которым признаны утратившими силу Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N5487 и статья 35 Федерального закона N 122-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанным законом с 1 января 2012 года Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет средств соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).
Такое правовое регулирование согласуется с положениями части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации о возможности предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
До вступления 1 января 2005 года в силу Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" федеральное законодательство предусматривало предоставление отдельным категориям граждан льгот и выплат в натуральной форме.
Федеральный законодатель, изменяя с 1 января 2005 года правовое регулирование вопросов предоставления мер социальной поддержки с предоставления льгот в натуральной форме на выплату денежной компенсации, в части 2 статьи 153 названного закона указал, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием данного закона нормативных правовых актов должно быть выполнено условие, согласно которому при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, представлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления - ухудшены.
Таким образом, федеральный законодатель делегировал субъектам Российской Федерации право нормативно-правового регулирования вопроса социального обеспечения указанной категории медицинских работников, в связи с чем субъекты Российской Федерации вправе сами определять круг лиц и размер льгот.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, неоднократно изложенной в его определениях (от 12 июля 2006 года N375-О, от 4 декабря 2007 года N947-О-П, от 7 февраля 2008 года N383-О-П), Федеральный закон от 22 августа 2004 года N122-ФЗ (пункт 50 статьи 35) передал решение вопросов социальной поддержки медицинских работников тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. В частности, согласно статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции данного Федерального закона меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются их органами государственной власти (часть пятая), муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (часть шестая). Соответственно, уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих и проживающих в сельской местности (поселках городского типа) медицинских работников должен определяться в зависимости от того, в чьем ведении находится организация здравоохранения, расположенная в сельской местности, что само по себе не противоречит конституционным предписаниям.
Закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.
Применительно к законодательству Кировской области таковым является Закон Кировской области N267-ЗО от 3 ноября 2004 года "О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области", которым установлена мера социальной поддержки отдельных категорий специалистов (включая фармацевтических и медицинских работников медицинских организаций, организаций), проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа области, в форме ежемесячной частичной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также условия, размер и порядок выплаты такой компенсации.
Размер частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определен в сумме 400 руб, данный размер увеличивается и утверждается Правительством области Кировской области.
При этом из материалов дела не усматривается и судами не установлено, что размер денежной компенсации, установленной законодательством Кировской области, не соответствует прежнему уровню социальной защиты, который истец имела до 1 января 2005 года, и что установленный совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат после 31 декабря 2004 года уменьшился.
Из изложенного следует, что выводы судов о наличии права истца на получение компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг в полном размере фактически понесенных затрат основаны на неправильном толковании норм материального права, так как положения федеральных норм, в соответствии с которыми предоставлялись указанные льготы в натуральной форме (бесплатная жилая площадь с отоплением и освещением в сельской местности) с 1 января 2005 года утратили силу. Для медицинских работников, проживающих в сельской местности меры социальной поддержки в форме натуральной льготы не сохранены и действующим законодательством не предусмотрены, как и не предусмотрено их полное освобождение от необходимости оплаты жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг.
Следует отметить, что при изменении правового регулирования компенсации коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам сельской местности размер денежной компенсации, установленной законодательством Кировской области, соответствовал прежнему уровню социальной защиты, который имели указанные лица до 01 января 2005 года, установленный совокупный объём финансирования соответствующих льгот и выплат после 31 декабря 2004 года не уменьшился.
Судом установлено, что истцу за период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года выплачена частичная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 9 237 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Кировской области N267-ЗО от 3 ноября 2004 года при наличии у гражданина одновременно права на получение одной и той же меры социальной поддержки по настоящему Закону и по другому закону области или иному нормативному правовому акту мера социальной поддержки предоставляется либо по настоящему Закону, либо по другому закону области или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, обстоятельства, связанные с назначением и выплатой указанных мер социальной поддержки в виде частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг, а также ее соответствие установленному размеру, имеют юридическое значение для разрешения спора в целях проверки доводов о нарушении прав истца на получение мер социальной поддержки, равно, как и доводов ответчика о том, что право истца на получение мер социальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством, не нарушено.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов предыдущих инстанций, так как данные выводы основаны на неверном толковании и применении норм материального и процессуального права, в результате которого не были определены все обстоятельства, имеющие значение для дела, от установления которых зависит правильное разрешение настоящего спора.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой кассационный суд общей юрисдикции, определил:
решение мирового судьи судебного участка N 4 Унинского судебного района Кировской области от 11 апреля 2023 года и апелляционное определение Унинского районного суда Кировской области от 19 июля 2023 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N 4 Унинского судебного района Кировской области.
Судья Шестого кассационного суда
общей юрисдикции Н.В. Бросова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.