Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Тураевой Т.Е, судей Бросовой Н.В. и Ившиной Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования Оренбургского района Оренбургской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 20 июня 2023 года по гражданскому делу N 2-537/2023 по иску Яцюка Виталия Михайловича к администрации муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области о признании незаконной выписки из протокола жилищной комиссии, восстановлении в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязании произвести выплату жилищной субсидии как гражданину, выехавшему из районов Крайнего Севера.
Заслушав доклад судьи Тураевой Т.Е, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Яцюк В.М. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, с учетом уточнения требований просил признать незаконной выписку из протокола (протокол) N заседания жилищной комиссии при администрации МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области от 28 июля 2014 года об отказе в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий Яцюка В.М, обязать администрацию МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области восстановить Яцюка В.М. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий - в предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилья в администрации Оренбургского района Оренбургской области как гражданина, проработавшего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 и 10 лет, а также произвести выплату жилищной субсидии как гражданину, выехавшему из Крайнего Севера.
В обоснование требований указано, что с 22 сентября 1999 года истец состоял в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья в администрации Оренбургского района Оренбургской области. 28 июля 2014 года состоялось заседание жилищной комиссии при администрации МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области, по результатам которого составлен протокол N. Комиссия отказала в признании Яцюка В.М. нуждающимся в улучшении жилищных условий. О том, что снят с учета, истец узнал в 2022 году, обратившись к ответчику с заявлением о предоставлении сведений об очереди. 11 августа 2022 года получен ответ, в котором указано, что протоколом N от 28 июля 2014 года Яцюк В.М. исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий. С заключением комиссии истец не согласен, полагает, что незаконно снят с очереди. С момента прибытия на территорию Оренбургской области в его собственности не имелось и не имеется жилых помещений.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социального развития Оренбургской области, Правительство Оренбургской области, Яцюк Т.В, Яцюк В.В.
Решением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 17 марта 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Определением от 15 июня 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, установленных главой 39 ГПК РФ. К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство социального развития Оренбургской области и Правительство Оренбургской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 20 июня 2023 года решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 17 марта 2023 года отменено, принято по делу новое решение, которым исковые требования Яцюка В.М. удовлетворены частично.
Судом постановлено: "Признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области от 28 июля 2014 года об отказе в признании Яцюка Виталия Михайловича нуждающимся в жилом помещении.
Обязать администрацию МО Оренбургский район Оренбургской области восстановить Яцюка Виталия Михайловича на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории граждан, проработавших и выехавших из районов Крайнего Севера с датой постановки на учет - 22 сентября 1999 года.
В удовлетворении остальной части иска отказать."
В кассационной жалобе Администрации муниципального образования Оренбургского района Оренбургской области ставится вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, заявления о об отложении рассмотрения жалобы своевременно до начала судебного заседания не представили.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Как установлено судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, установленных главой 39 ГПК РФ, и усматривается из материалов дела, истец Яцюк В.М. в период с 1979 года по 1998 год работал и проживал в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Выехал из районов Крайнего Севера в 1998 году, переехал с семьей на проживание в "адрес".
Из пояснений истца следует, что он вместе с женой и детьми проживал по адресу: "адрес".
С 20 июня 2011 года Яцюк В.М. на основании заявления был зарегистрирован по месту жительства в новом построенном доме по адресу: "адрес".
По настоящее время истец зарегистрирован и фактически проживает по данному адресу.
Обращаясь в суд с исковыми требованиями, Яцюк В.М. указывает, что с 22 сентября 1999 года он состоял в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья в администрации Оренбургского района Оренбургской области, как проработавший и выехавший из районов Крайнего Севера гражданин. Вместе с тем, в 2022 году он узнал, что в 2014 году жилищной комиссией при администрации МО Первомайский поссовет Оренбургского района вынесено решение об отказе в признании Яцюка В.М. нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с чем в настоящее время ему не предоставляется субсидия на приобретение или строительства жилья.
Администрация МО Оренбургский район и администрация МО Первомайский поссовет Оренбургского района, возражая против исковых требований, указывают, что Яцюк В.М. изначально еще в 1999 году не был поставлен на учет как лицо, проработавшее и выехавшее из районов Крайнего Севера, соответствующее постановление о постановке на учет не выносилось, соответственно, основания для предоставления истцу субсидии отсутствуют. Кроме того, решение жилищной комиссии, с которым не согласен истец, принято в 2014 году, в связи с чем срок исковой давности по заявленным истцом требованиям истек.
Оценивая доводы сторон, суд
УСТАНОВИЛ
следующие обстоятельства.
В архиве управления по строительству, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству имеется пакет документов, поданных Яцюком В.М. на имя главы администрации МО Оренбургский район ФИО9 на основании заявления о постановке его на учет на получение безвозмездной субсидии для строительства или приобретения жилья.
В заявлении от 22 сентября 1999 года Яцюк В.М. (л.д.121) указывает, что является погорельцем, проживает в частично сгоревшем доме, состав семьи 4 человека, имеет северный стаж работы 20 лет, просит поставить на очередь на получение безвозмездной субсидии для строительства или приобретения жилья.
Данное заявление администрацией Оренбургского района принято, зарегистрировано, заявление имеет резолюцию главы администрации ФИО11 - "Новикову на комиссию".
Впоследствии истцом к заявлению представлены справка ООО "Оренбургское пассажирское автотранспортное предприятие" N, справка от администрации Первомайского поссовета Оренбургского района от 16 марта 2004 года, копия свидетельства о рождении Яцюк Т.В, копия свидетельства о рождении Яцюк В.В, копия трудовой книжки Яцюка В.М, копия свидетельства госрегистрации предпринимателя без образования юридического лица, выданного администрацией г. Усть-Илимска 25 января 1995 года; копия свидетельства госрегистрации предпринимателя без образования юридического лица, выданного администрацией г. Усть- Илимска 5 февраля 1993 года, копия свидетельства о расторжении брака, копия паспорта, дата выдачи 22 января 2002 года.
Данные документы вместе с заявлением истца от 22 сентября 1999 года также находились на хранении в архиве администрации Оренбургского района.
Постановление о постановке Яцюка В.М. на учет администрацией МО Оренбургский район не представлено, сообщено, что в архиве такое постановление или распоряжение отсутствует.
Согласно ответу управления по строительству, жилищно- коммунальному и дорожному хозяйству администрации МО Оренбургский район от 19 января 2023 года N в настоящее время в общерайонных списках отдельных категорий граждан Яцюк В.М. не значится.
По мнению суда, довод администрации МО Оренбургский район о том, что Яцюк В.М. не был поставлен на соответствующий учет граждан, поскольку отсутствует постановление или распоряжение о постановке его на такой учет, опровергается совокупностью других имеющихся в материалах дела доказательств.
Как указано выше, в 1999 году Яцюк В.М. с необходимым заявлением о постановке его на учет как лица, выехавшего и проработавшего в районах Крайнего Севера, обратился в администрацию МО Оренбургский район. Главой администрации указано на необходимость вынесения вопроса о постановке Яцюка В.М. на учет на рассмотрение комиссии, об этом свидетельствует резолюция на заявлении.
В 2002 году, в 2004 году Яцюк В.М. представлял к данному заявлению дополнительные документы, о чем свидетельствуют даты на документах, перечисленных выше. Данные документы у Яцюка В.М. были приняты.
18 июля 2014 года администрация МО Оренбургский район в письме главе МО Первомайский поссовет (л.д.7) просит предоставить учетное дело Яцюка В.М. как лица, изъявившего желание получить в 2015 году сертификат на улучшение жилищных условий, в письме прямо указано, что дата постановки Яцюка В.М. на учет - 22 сентября 1999 года, то есть в таком качестве Яцюк В.М. администрацией МО Оренбургский район признавался, был учтен.
В связи с поступившим из администрации МО Оренбургский район названным письмом жилищной комиссией при администрации МО Первомайский поссовет 28 июля 2014 года проведено заседание, в ходе которого жилищная комиссия, проанализировав жилищно-материальные условия истца, решилав признании Яцюка В.М. нуждающимся в улучшении жилищных условий отказать (выписка из протокола N от 28 июля 2014 года, л.д.8).
При этом в письме на имя Яцюка В.М. (л.д.9) от 11 августа 2022 года администрация МО Оренбургский район сообщает ему, что он был исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, то есть фактически администрацией снова признано, что на соответствующем учете Яцюк В.М. стоял, в список был включен.
В материалах дела также имеется справка администрации Оренбургского района от 2 августа 2002 года N о том, что Яцюк В.М. состоит в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья в администрации Оренбургского района как гражданин, проработавший в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 и 16 лет.
Согласно ст.30 ЖК РСФСР в редакции, действовавшей на момент подачи Яцюком В.М. заявления от 22 сентября 1999 года, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.
В соответствии со ст.31 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
Из изложенного суд пришел к выводу о том, что именно администрация МО Оренбургский район в 1999 году могла быть и была тем органом, который уполномочен принимать решения о постановке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в получении социальных выплат, на тот или иной учет.
Представитель администрации МО Оренбургский район в судебном заседании суда первой инстанции 24 января 2023 года (л.д.86) пояснил, что в 2002 году полномочия по первичному учету лиц, нуждающихся в социальной выплате, лежали еще на администрации МО Оренбургский район, позднее были переданы органам местного самоуправления - жилищным комиссиям сельских и поселковых советов.
25 июля 1998 года принят Федеральный закон N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в соответствии с положениями которого Яцюк В.М. и обратился по месту жительства в администрацию МО Оренбургский район с заявлением о постановке на учет.
При указанных обстоятельствах суд отклонил довод ответчиков о том, что Яцюк В.М. на учете лиц, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не состоял, и пришел к выводу, что совокупностью имеющихся в деле доказательств принятие Яцюка В.М. на соответствующий учет администрацией МО Оренбургский район 22 сентября 1999 года подтверждается.
То обстоятельство, что согласно сообщению управления по строительству, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству администрации МО Оренбургский район, сообщению Минсоцразвития Оренбургской области в общерайонных списках отдельных категорий граждан Яцюк В.М. не значится, по мнению суда, на права Яцюка В.М. повлиять не может, поскольку обязанность формировать такие списки и передавать их в Минсоцразвития Оренбургской области лежит на органе учета, а не на лице, состоящем на соответствующем учете.
Факт непредставления администрацией постановления или распоряжения о принятии Яцюка В.М. на соответствующий учет сам по себе, при наличии других доказательств, данный факт опровергающих, не подтверждает то обстоятельство, что Яцюк В.М. на учет поставлен не был.
Как указано в апелляционном определении, с принятием Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ полномочия по жилищному учету граждан переданы органам местного самоуправления.
Согласно положениям постановления Правительства РФ от 10 декабря 2002 года N 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (пункты 2, 3, 7, 8, 9, 12, 19) регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан, полномочия также могут быть переданы органам местного самоуправления.
Аналогичные положения закреплены в ст.3 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Вместе с тем, согласно ч.2 ст.56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет.
Аналогичное положение содержится и в пункте 22 постановления Правительства РФ от 10 декабря 2002 года N 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Поскольку Яцюк В.М. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении администрацией МО Оренбургский район, к полномочиям которой такой вопрос в 1999 году и относился, суд пришел к выводу, что только администрацией МО Оренбургский район Яцюк В.М. может быть с соответствующего учета снят.
Однако, такое решение администрацией МО Оренбургский район не принималось.
По мнению суда, такое решение не было принято и администрацией МО Первомайский поссовет Оренбургского района, поскольку в выписке из протокола N от 28 июля 2014 года указано, что рассматривался вопрос о признании Яцюка В.М. нуждающимся в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, по итогам рассмотрения такого вопроса принято решение отказать Яцюку В.М. в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Поскольку Яцюк В.М. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поставлен на соответствующий учет еще в 1999 году, соответственно, необходимости в принятии решения об отказе в принятии на учет не имелось, решение о снятии с учета не принималось, такой вопрос не рассматривался.
Довод представителя администрации МО Оренбургский район о том, что Яцюк В.М. пропустил срок исковой давности для оспаривания решения жилищной комиссии от 28 июля 2014 года, судом отклонен.
Как следует из материалов дела, в 2014 году Яцюк В.М. о принятом жилищной комиссией решении не уведомлялся (пояснения представителя ответчика на л.д.110), о таком решении истец узнал из письма администрации МО Оренбургский район от 11 августа 2022 года (л.д.9).
Обязанность уведомлять лиц о соответствующих решениях относительно их жилищного учета в силу приведенных нормативно-правовых актов лежит на органе, который жилищный учет осуществляет.
При указанных обстоятельствах, обратившись в суд с иском 10 ноября 2022 года, Яцюк В.М. срок исковой давности по заявленным им требованиям не пропустил.
Представитель ответчика указывал, что Яцюк В.М. пропустил срок для оспаривания решения, предусмотренный ч.1 ст.219 КАС РФ - три месяца со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
По мнению суда, такой срок Яцюком В.М. также не пропущен с момента получения письма от 11 августа 2022 года. Кроме того, суд осуществил переход к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства, в связи с чем положения КАС РФ к возникшим правоотношениям не применимы.
С учетом того, что жилищная комиссия администрации МО Первомайский поссовет не была уполномочена принимать решение о снятии Яцюка В.М. с учета лиц, имеющих право на получение субсидии, и такое решение фактически не принимала, а приняла решение об отказе Яцюку В.М. в признании нуждающимся, тогда как в таком качестве он на учет уже был поставлен в 1999 году, суд признал принятое жилищной комиссией решение от 28 июля 2014 года незаконным.
Как следует из материалов дела, в администрации Оренбургского района создана и на сегодняшний день действует жилищная комиссии, Положение о которой приобщено к материалам дела.
Поскольку Яцюк В.М. был принят на соответствующий учет администрацией МО Оренбургский район 22 сентября 1999 года, не снят с такого учета, однако впоследствии не учтен администрацией МО Оренбургский район в соответствующих списках, суд пришел к выводу о том, что Яцюк В.М. должен быть восстановлен администрацией МО Оренбургский район на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории граждан, проработавших и выехавших из районов Крайнего Севера, с даты постановки на учет - 22 сентября 1999 года.
Довод ответчика об отсутствии у Яцюка В.М. к настоящему времени оснований стоять на соответствующем учете ввиду обеспеченности жильем, судом отклонен, поскольку проверка нуждаемости лиц в жилом помещении отнесена законом к полномочиям органа местного самоуправления. Суд не вправе подменять собой орган местного самоуправления в решении вопросов, относящихся к исключительной компетенции такого органа.
Как указано в апелляционном определении, после восстановления Яцюка В.М. на учете он в соответствии с приведенными нормативно-правовыми актами должен ежегодно подтверждать своё право стоять на таком учете, представлять в администрацию органа местного самоуправления предусмотренные законом документы, а орган местного самоуправления, выполняя возложенные на него законом соответствующие функции, обязан проверять наличие или отсутствие оснований для сохранения за Яцюком В.М. права состоять на таком учете.
Требование Яцюка В.М. о возложении обязанности на районную администрацию выплатить ему субсидию для приобретения или строительства собственного жилья как работнику Крайнего Севера, проработавшему там более 15 (20) лет, оставлено судом без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно положениям Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ (ред. от 20 июля 2020 года) "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 (ред. от 16 декабря 2022 года) "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" средства федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
При этом органами местного самоуправления формируются списки соответствующей категории граждан, которые передаются в Министерство социального развития Оренбургской области.
Данное Министерство, в свою очередь, выдает сертификаты для их последующей оплаты за счет средств федерального бюджета, которые уже были заложены в бюджете на эти цели.
При этом Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ (ред. от 20 июля 2020 года) "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в ст. 2 установлена очередность предоставления жилищных субсидий. Так, в первую очередь субсидии предоставляются инвалидам, во вторую - пенсионерам, в третью - признанным безработными гражданам, в четвертую очередь работающим гражданам.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что суд не вправе подменять собой орган, уполномоченный на принятие соответствующего решения в установленном законом порядке, решение о предоставлении или отказе в предоставлении субсидии может быть принято компетентным органом после того, как право Яцюка В.М. на получение субсидии будет им снова подтверждено.
Кроме того, у органа местного самоуправления имеется право на принятие решения о снятии Яцюка В.М. с учета нуждающихся в жилом помещении, которое не могло быть им реализовано из-за отсутствия со стороны Яцюка В.М. действий по представлению документов, подтверждающих его право на таком учете состоять.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявленного Яцюком В.М. требования о предоставлении ему субсидии в настоящее время не имеется. Вопрос о предоставлении ему субсидии или отказе в ее предоставлении не рассматривался уполномоченным органом, в данном случае Министерством социального развития Оренбургской области ввиду непредставления администрацией Оренбургского района списков лиц, имеющих право на получении субсидии. После восстановления Яцюка В.М. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении как гражданина, выехавшего из районов Крайнего Севера, принятии решения соответствующей жилищной комиссией органа местного самоуправления о наличии или отсутствии оснований у него на таком учете состоять, он может быть включен в такой список с направлением его в Министерство социального развития Оренбургской области для принятия решения о предоставлении субсидии. Такое решение может быть обжаловано в отдельном порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с вышеизложенными выводами суда и не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам кассационной жалобы ответчика.
Выводы суда соответствуют вышеизложенным нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, подробное толкование которых приведено в обжалуемом судебном постановлении, а также обстоятельствам данного гражданского дела.
Доводы кассационной жалобы ответчика, суть которых сводится к тому, что истец не был поставлен на соответствующий учет, а также иные доводы об отсутствии оснований для удовлетворения иска, не опровергают выводов суда предыдущей инстанции и не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, поскольку выражают субъективное отношение стороны к правильности разрешения спора, основанное на неправильном толковании норм материального права применительно к настоящему делу и иной оценке доказательств. Несогласие же стороны с оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами отмены вступившего в законную силу судебного акта само по себе не влечет, так как по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Следовательно, не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу судебного акта, либо отвергнутых судом, включая те из них, на которые заявитель ссылается в кассационной жалобе.
Вопреки доводам жалобы, из материалов дела следует, что в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследованы представленные сторонами по делу доказательства, дана им надлежащая правовая оценка с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отражены результаты их оценки в судебном акте.
Доводы кассационной жалобы о неясности относительно исполнения судебного акта, а также о том, что заявителю отказано в удовлетворении заявления о разъяснении апелляционного определения, также основаниями к отмене судебного акта в кассационном порядке являться не могут.
Иные доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную в суде предыдущей инстанции, они являлись предметом обсуждения и получили в судебном акте надлежащую оценку с достаточно подробным приведением мотивов принятого решения.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судом и не получили правовую оценку.
При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 20 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального образования Оренбургского района Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий Т.Е. Тураева
Судьи Н.В. Бросова
Т.В. Ившина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.