Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу судебного пристава-исполнителя Пятигорского городского отдела судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю ФИО10
на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 30.03.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 03.08.2023
по административному делу по административному исковому заявлению ФИО11 к Пятигорскому городскому отделу судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю, судебному приставу-исполнителю Пятигорского городского отдела судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю Карслиеву Ю.Т, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, его постановления об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, а также пояснения Карслиева Ю.Т, поддержавшего доводы кассационной жалобы, и возражения против ее удовлетворения представителя административного истца Лобжанидзе И.А, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Дикарева Т.В. обратилась в Пятигорский городской суд Ставропольского края с административным исковым заявлением к Пятигорскому ГОСП ГУ ФССП России по Ставропольскому краю, судебному приставу-исполнителю Пятигорского ГОСП ГУФССП России по Ставропольскому краю Карслиеву Ю.Т, ГУФССП России по Ставропольскому о признании незаконными бездействия судебного пристава-исполнителя, постановления об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю.
Просила суд признать незаконными постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства и возвращении ей исполнительного документа от 05.12.2022; бездействие судебного пристава-исполнителя в части невыполнения исполнительного розыска должника и его имущества, в части не проведения работ по обращению взыскания на принадлежащие должнику имущественные права, а именно дебиторскую задолженность и в части не реализации имущества должника на торгах.
Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 30.03.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 03.08.2023, административные исковые требования удовлетворены, признано незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Пятигорского ГОСП ГУФССП России по Ставропольскому краю Карслиева Ю.Т. от 05.12.2022 N об окончании исполнительного производства N-ИП и возвращении исполнительного документа взыскателю; признано незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Пятигорского ГОСП ГУФССП России по Ставропольскому краю Карслиева Ю.Т, допущенного в рамках исполнительного производства N-ИП (в составе сводного исполнительного производства N-СД), выразившееся в непринятии мер принудительного характера, направленных на своевременное, полное и правильное исполнение исполнительного документа.
На должностных лиц Пятигорского ГОСП ГУФССП России по Ставропольскому краю возложена обязанность принять меры принудительного исполнения, предусмотренные Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", направленные на исполнение требований исполнительного документа ФС N от 16.12.2020.
Не согласившись с постановленными судебными актами, судебный пристав-исполнитель Пятигорского ГОСП ГУФССП России по Ставропольскому краю Карслиев Ю.Т. обжаловал их в кассационном порядке, в кассационной жалобе приводит доводы об их незаконности и необоснованности, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, не соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит их отменить.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 06.10.2023.
На кассационную жалобу представителем административного истца Лобжанидзе И.А. поданы возражения, в которых выражается несогласие с ее доводами.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о рассмотрении кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу статьи 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 этого Кодекса.
В соответствии со статьей 227 главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (статья 2, пункты 1 - 3 статьи 4, абзац первый части 1 статьи 64 указанного федерального закона).
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в Пятигорском ГОСП ГУ ФССП России по Ставропольскому краю на исполнении находилось исполнительное производство N-ИП, возбужденное 25.08.2020 на основании исполнительного документа - исполнительного листа ФС N от 21.07.2020 с предметом исполнения взыскание с должника ООО "Медик-Проф" в пользу ФИО2 денежных средств в размере 265 184, 40 руб, а также исполнительное производство N-ИП, возбужденное 29.01.2021 на основании исполнительного документа - исполнительного листа ФС N от 16.12.2020 с предметом исполнения по которому является взыскание с должника ООО "Медик-Проф" в пользу ФИО2 денежных средств в размере 23 000 руб. Указанные исполнительные производства наряду с иными, где должником выступает указанное юридическое лицо, объединены в сводное исполнительное производство N-СД.
05.12.2022 упомянутые исполнительные производства окончены судебным приставом-исполнителем по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" ввиду невозможности установить местонахождение должника и его имущества, исполнительные документы в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 47 названного Федерального закона возвращены взыскателю.
Судами также установлено, что требования исполнительных листов ФС N от 21.07.2020 и ФС N от 16.12.2020 на момент окончания исполнительных производств не исполнены.
До вынесения постановления об окончании исполнительных производств N-ИП, N-ИП судебным приставом-исполнителем в рамках сводного исполнительного производства направлялись запросы в кредитные организации, ФНС России, ГИБДД МВД России, Росреестр.
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции, установив, что по данным бухгалтерского баланса ООО "Медик-Проф" на 31.12.2020, а также по данным налоговой декларации по УСН за 2020 г. размер прибыли ООО "Медик Проф" за 2020 г. составил 7 489 000 руб, и согласно акту сверки взаимных расчетов между ООО "Медик-Проф" и ИП Алтынбаевой Э.Ф. по состоянию на ту же дату дебиторская задолженность ИП Алтынбаевой Э.Ф. перед ООО "Медик Проф" составила 15 937 801, 85 руб, пришел к выводу, что судебный пристав-исполнитель на дату вынесения оспариваемого постановления об окончании исполнительного производства не выполнил необходимый комплекс исполнительских действий, предусмотренных законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), что свидетельствует о его бездействии и незаконности принятого им решения об окончании исполнительного производства, - пришел к выводу об удовлетоврении требований в полном объеме.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
У судебной коллегии иснования не согласиться с выводами судебных инстанций не имеется.
Так, согласно статье 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 4 Закона об исполнительном производстве установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; со относимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В силу статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (далее - Закон об органа принудительного исполнения) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона об органах принудительного исполнения судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В силу части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом- исполнителем в соответствии с данным Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, перечень которых содержится в данной статье.
Мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом- исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу (часть 1 статьи 68 Закона об исполнительном производстве).
Исполнительные действия совершаются судебным приставом - исполнителем в зависимости от обстоятельств соответствующего исполнительного производства. При этом целью осуществления исполнительных действий является дальнейшее своевременное применение мер принудительного исполнения, общий перечень которых указан в статье 68 Закона об исполнительном производстве.
Основания для окончания судебным приставом-исполнителем исполнительного производства установлены статьей 47 Закона об исполнительном производстве.
В силу положений пункта 3 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона.
Исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично возвращается взыскателю, если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда данным Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества (пункт 3 части 1 статьи 46) или если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными (пункт 4 части 1 статьи 46).
Согласно пункту 10 части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве пристав-исполнитель вправе в целях обеспечения исполнения исполнительного документа производить розыск должника, его имущества. Исполнительный розыск объявляется в силу статьи 65 Закона об исполнительном производстве по инициативе судебного пристава-исполнителя или по заявлению взыскателя, при условии, что совершенные судебным приставом-исполнителем иные исполнительные действия, предусмотренные Федеральным законом, не позволили установить местонахождение должника, его имущества.
Под исполнительным розыском должника, его имущества понимаются проводимые судебным приставом-исполнителем, на которого возложены функции по розыску, предусмотренные настоящей статьей исполнительно-розыскные действия, направленные на установление местонахождения должника, имущества должника (часть 1.1 статьи 65 Закона об исполнительном производстве).
С учетом фактических обстоятельств дела, и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, суды пришли к обоснованному выводу, что судебный пристав-исполнитель не предоставил доказательств, подтверждающих наличие правовых оснований для окончания исполнительного производства ввиду принятия им исчерпывающего комплекса мер, направленных на установление местонахождения должника и его имущества, которые оказались безрезультатными.
Несмотря на установление дебиторской задолженности ИП Алтынбаевой Э.Ф. перед ООО "Медик-Проф" в соответствии с актом сверки взаимных расчетов в сумме 15 937 801, 85 руб, судебный пристав-исполнитель каких-либо исполнительских действий с этой задолженностью не проводил, розыск должника не объявил, несмотря на то, что на день вынесения оспариваемого административным истцом постановления от 05.12.2022 административный ответчик располагал достоверными сведениями об изменении местонахождения должника, что в силу закона препятствовало ему принять решение об окончании исполнительного производства по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве ввиду невозможности установления местонахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях.
В целом, судебным приставом-исполнителем не приняты действительные меры по выяснению местонахождения учредителя ООО "Медик Проф" Гозюмовой Л.Р. и генерального директора Байбурина Р.В. и о получаемых ими доходах, в рамках сводного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем не проводилась проверка расчетов ООО "Медик Проф" с контрагентами, сотрудниками общества; генеральному директору ООО "Медик Проф" Байбурину Р.В. документы не направлялись; судебный пристав-исполнитель не
УСТАНОВИЛ
по каким основаниям в период исполнительного производства, возбужденного в отношении ООО "Медик Проф", оплату задолженности в пользу отдельных взыскателей производила ИП Алтынбаева Э.Ф. Перечисленное свидетельствует о бездействии судебного пристава-исполнителя при выполнении обязанностей по исполнению исполнительных документов по сводному исполнительному производству.
В связи с этим, а также с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 50 от 17.11.2015 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", согласно которым бездействие должностного лица службы судебных приставов может быть признано незаконным при наличии возможности совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа, в установленный законом срок, и отсутствии доказательств их совершения, чем нарушаются права и законные интересы сторон исполнительного производства, - суды пришли к обоснованному выводу об наличии оснований для удовлетворения требований административного истца поскольку совокупность критериев, установленных статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нашла свое подтверждение при рассмотрении дела.
Действия судебного пристава-исполнителя и оспариваемые принимаемые им решения не соответствовали требованиям Закона об исполнительном производстве.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанций дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, позиция сторон рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные сторонами доказательства получили надлежащую оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основания для отмены постановленных судебных актов, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с выводами судов не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, выводы судов основаны на исследованных ими доказательствах.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 30.03.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 03.08.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу судебного пристава-исполнителя Пятигорского ГОРП ГУ ФССП России по Ставропольскому краю Карслиева Ю.Т. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф.Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 06.12.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.