Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Зайнуллиной Г.К. и Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу местной администрации Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики на решение Зольского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 29 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 15 сентября 2023 г. по административному делу N 2а-440/2023 по административному исковому заявлению прокурора Зольского района Кабардино-Балкарской Республики в интересах неопределенного круга лиц к местной администрации Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя местной администрации Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики ФИО1, поддержавшего доводы кассационной жалобы, помощника прокурора Зольского района Кабардино-Балкарской Республики ФИО2, возражавшей против кассационной жалобы, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО6, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Зольского района Кабардино-Балкарской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к местной администрации Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (далее также - местная администрация) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование своих требований указал на то, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользования, в ходе которой установлено, что на земельном участке, не оборудованном для накопления отходов, расположенном вблизи сельских поселений Совхозное и Дженал, с географическими координатами 43 градусов 48 минут северной широты, 47 градусов 07 минут восточной долготы размещены отходы производства и потребления, а также корни и ветви деревьев, шины, строительный мусор, деревянные доски, шифер, которые складированы непосредственной на почву, навалами высотой до полутора метров. Площадь, на которой располагается несанкционированная свалка отходов, составляет около 1 га. Загрязненный участок земли не огорожен, имеет свободный доступ, границы не обозначены, информационные баннеры при подъезде к нему не установлены, система предотвращения попадания загрязняющих веществ в окружающую среду отсутствует, сетью ливнестоков не оборудована. Просил признать незаконным бездействие местной администрации Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики по устранению объектов размещения отходов, расположенных на территории сельского поселения Совхозное Зольского района, возложить на местную администрацию в течении 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории сельского поселения Совхозное с географическими координатами 43 градусов 48 минут северной широты, 47 градусов 07 минут восточной долготы, площадью 1 га.
Решением Зольского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 29 июня 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 15 сентября 2023 г, административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 4 октября 2023 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 12 октября 2023 г, местная администрация Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики просит отменить судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение судами норм материального права, норм процессуального права.
Относительно доводов жалобы прокуратурой Кабардино-Балкарской Республики поданы письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя местной администрации Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики ФИО1, поддержавшего доводы кассационной жалобы, помощника прокурора Зольского района Кабардино-Балкарской Республики ФИО2, возражавшей против кассационной жалобы, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО7, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользования, в ходе которой установлено, что на земельном участке, не оборудованном для накопления отходов, расположенном вблизи сельских поселений Совхозное и Дженал, с географическими координатами 43 градусов 48 минут северной широты, 47 градусов 07 минут восточной долготы, размещены отходы производства и потребления.
Согласно акту выездного осмотра от 11 января 2023 г. N 07-22-32/Р/ВО, проведенного комиссией Северо-Кавказского Межрегионального управления Росприроднадзора, в расположенном вблизи сельских поселений Совхозное и Дженал, с географическими координатами 43 градусов 48 минут северной широты, 47 градусов 07 минут восточной долготы, на площади 3 га размещены отходы производства и потребления незначительное количестве свежих навалов отходов (выгребы из стоил домашних животных - солома, навоз, кочерыжки от початков кукурузы и т.п.), значительное количество остатков строительного мусора, частично задернованного, включая остовы железобетонных конструкций (фундамента), плит перекрытий, подобие железобетонных свай, шифер и т.п. Отходы расположены навалами на открытом грунте, в месте, не оборудованном для накопления отходов, навес отсутствует. Система предотвращения попадания загрязняющих веществ в окружающую среду отсутствует, сетью ливнестоков объект не оборудован.
Прокуратурой района 26 марта 2023 г. в адрес и.о.главы местной администрации Зольского муниципального района внесено представление об устранении нарушений Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления, Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", на которое местной администрацией Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики прокурору дан ответ о том, что объект размещения отходов, указанный в представлении входит в земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты". Данный участок распоряжением Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республики от 30 июня 2022 г. N 07-80-р передан из собственности Российской Федерации в муниципальную собственность сельского поселения Совхозное Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики и администрацией сельского поселения Совхозное ведутся активные работы по ликвидации несанкционированной свалки, в этой связи с региональным оператором ООО "Экологистика" заключен договор на оказание услуг по приему и размещению отходов на специализированном полигоне для размещения отходов IV-V класса опасности.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, проанализировав положения норм, закрепленных в статье 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 131-ФЗ), пункте 2 статьи 8, пункте 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации, в Законе Кабардино-Балкарской Республики от 10 декабря 2014 г. N 64-РЗ "О закреплении за сельскими поселениями отдельных вопросов местного значения", пункте 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, пункте 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", установив, что в нарушение требований вышеназванных норм, несанкционированная свалка на территории сельского поселения Совхозное на момент проведения проверки и рассмотрения дела не ликвидирована, счел требования прокурора подлежащими удовлетворению. Разрешая вопрос ответственности, суды первой и апелляционной инстанций правильно исходили из того, что в составе несанкционированной свалки имеются отходы, которые не являются коммунальными отходами, характеризуются скоплением неоднородных отходов; твердых коммунальных отходов, отходов производства и строительства, другого мусора, при этом в материалах дела отсутствуют документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на указанном выше земельном участке, с учетом этого, принимая во внимание, что несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, расположенном на территории сельского поселения Совхозное Зольского муниципального района, обязанность по его ликвидации возложил на орган местного самоуправления администрацию муниципального района.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
В части 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ закреплен минимальный перечень вопросов местного значения сельского поселения, в который включены вопросы, предусмотренные подпунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14 закона. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 названной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 указанной статьи).
При этом в силу части 4 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ только в случае отсутствия указания об отнесении иных вопросов местного значения, предусмотренных частью 1 данной статьи для городских поселений, к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 поименованной статьи они решаются на территориях сельских поселений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ и Закона Кабардино-Балкарской Республики от 10 декабря 2014 г. N 64-РЗ "О закреплении за сельскими поселениями отдельных вопросов местного значения" полномочия по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Таким образом, суд правомерно признал заявленные требования прокурора подлежащими удовлетворению, с чем обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на совокупности исследованных при судебном разбирательстве доказательств, проверенных и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов об удовлетворении заявленных административным истцом требований правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Зольского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 29 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 15 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу местной администрации Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 ноября 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.