Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Зайнуллиной Г.К.
Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу председателя Общественной организации "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики" Сабанчиева И.Ж. на решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 9 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 19 июня 2023 г.
по административному делу по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике к Общественной организации "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики" о признании прекратившей деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав объяснения председателя Общественной организации "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики" Сабанчиева И.Ж, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике Гиляхову К.В, возражавшую относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (далее - Управление Минюста России по Кабардино-Балкарской Республике) обратилось в суд с административным иском к Общественной организации "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики" (далее - Общественная организация) о признании прекратившей деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование требований указано, что Общественная организация "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики" зарегистрирована Управлением Федеральной регистрационной службы по Кабардино-Балкарской Республике 11 января 2006 г. за ведомственным регистрационным номером N. Запись о создании внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 17 января 2006 г. за основным государственным регистрационным номером N. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, лицом, имеющим право действовать без доверенности, является Сабанчиев И.Ж, который в свою очередь является Председателем центрального совета.
Управлением Минюста России по Кабардино-Балкарской Республике по требованию прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики от 15 апреля 2022 г. N 27-1365-22 и в соответствии с распоряжением от 18 апреля 2022 г. N93-Р в период с 22 апреля по 25 мая 2022 г. проведена внеплановая документарная проверка Общественной организации на предмет соблюдения требований Федеральных законов от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", в результате которой выявлены многочисленные нарушения требований федерального законодательства и положений Устава. В том числе Общественной организацией допущено неоднократное непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных законодательством об общественных объединениях. Полагая, что деятельность организации не соответствует заявленным в учредительных документах целям и задачам и осуществляется с нарушениями требований действующего законодательства, Управление Минюста России по Кабардино-Балкарской Республике обратилось в суд с административным иском.
Решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 9 марта 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 19 июня 2023 г, требования Управления Минюста России по Кабардино-Балкарской Республике удовлетворены.
В кассационной жалобе председателя Общественной организации "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики" Сабанчиева И.Ж, поданной 15 сентября 2023 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 26 сентября 2023 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении административного иска.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, Общественная организация "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики" зарегистрирована Управлением Федеральной регистрационной службы по Кабардино-Балкарской Республике 11 января 2006 г. за ведомственным регистрационным номером N.
Запись о создании Общественной организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 17 января 2006 г. за основным государственным регистрационным номером N. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, лицом, имеющим право действовать без доверенности, является Сабанчиев И.Ж, который, в свою очередь, является Председателем центрального совета.
Управлением Минюста России по Кабардино-Балкарской Республике по требованию прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики от 15 апреля 2022 г. N 27-1365-22 и в соответствии с распоряжением от 18 апреля 2022 г. N93-р в период с 22 апреля по 25 мая 2022 г. проведена внеплановая документарная проверка Общественной организации на предмет соблюдения требований Федеральных законов от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".
Названным распоряжением от 18 апреля 2022 г. N 93-р запрошены для достижения целей и задач проверки документы, в том числе, решения высшего органа управления некоммерческой организации, решения постоянно действующего руководящего органа, распорядительные документы других органов управления, в том числе по утверждению финансового плана. По утверждению добровольных, вступительных и иных взносов, по утверждению численного состава работников, по использованию имущества, по использованию безвозмездного труда граждан, решения контрольно-ревизионного органа, информация о пожертвованиях, содержательные отчеты об использовании финансовых средств согласно целям, указанным в договорах пожертвований, сведения об источниках формирования денежных средств и иного имущества, сведения о членах (участниках) некоммерческой организации с указанием даты рождения и гражданства, сведения о членских взноса и иных имущественных взносах, сведения о ежегодном опубликовании отчета о деятельности некоммерческой организации.
В результате проверки выявлены нарушения требований федерального законодательства и положений Устава Общественной организации "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики". По итогам проведения внеплановой документарной проверки в адрес Общественной организации направлено предупреждение от 25 мая 2022 г. N07/03-1537 об устранении следующих нарушений.
В нарушение закона при проведении проверки Общественной организацией на проверку не представлены документы, указанные в распоряжении от 18 апреля 2022 г. N 93-р.
Согласно статье 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", в целях обеспечения открытости и доступности информации о деятельности, некоммерческие организации обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.
Такой порядок установлен Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 7 октября 2010 г. N 252 "О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций", согласно которому отчеты и сообщения размещаются на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru) и официальные сайты его территориальных органов в сети Интернет. Отчеты и сообщения дополнительно могут быть размещены в сети Интернет на сайте НКО и на иных сайтах в сети Интернет. Направление отчета или сообщения для размещения на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет производится путем заполнения содержащейся на сайте формы отчета или сообщения либо посредством прикрепления файла, содержащего заполненный отчет или сообщение. Датой размещения отчетов и сообщений на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет является дата предоставления открытого доступа к ним.
В нарушение вышеуказанных положений публикация отчетов и сообщений о продолжении деятельности Общественной организацией не осуществлялась. В письме Общественной организации от 26 апреля 2022 г. указано, что организация осуществляет такие публикации только в своей периодичной газете "Вестник Балкарского народа". Между тем, представленные Управлению Минюста России по Кабардино-Балкарской Республике на проверку образцы газет не содержат в себе сведений об отчетах и сообщениях о продолжении деятельности Общественной организацией, в том числе в установленной форме.
Согласно пункту 4.1 Устава высшим руководящим органом организации является Съезд Общественной организации "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики". Съезд собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Вопросы исключительной компетенции высшего органа Общественной организации изложены в статье 29 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и пункте 4.3 Устава. В число таких вопросов входит и избрание состава Центрального совета. Протоколы съезда с результатами голосования по вопросам исключительной компетенции не представлены. Между тем, в материалах проверки имеются протоколы счетной комиссии и протокол мандатной комиссии от 29 февраля 2020 г, о проведенном 6-м Съезде Общественной организации "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики". Согласно пункту 4.4. Устава, постоянно действующим выборным руководящим органом Общественной организации является Центральный Совет, заседания которого проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год. То есть на проверку должны быть представлены 3 протокола заседания совета, которые у организации на момент проверки отсутствуют. Следовательно, указанный орган не осуществляет свои функции.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4.5.10 Устава к компетенции Центрального Совета относится в том числе, формирование Исполкома Организации сроком на 3 года, в полномочия которого входит ежегодное информирование регистрирующего органа о продолжении деятельности Организации с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях организации в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц. Однако, в представленных на проверку материалах, нет документов, подтверждающих формирование данного органа, соответственно указанный орган не выполняет свои функции.
Пунктом 6.1 Устава установлено, что контроль, за финансово-хозяйственной деятельностью осуществляется Ревизионной комиссией, которая избирается Съездом в составе 3-х человек сроком на 3 года из числа членов организации, не реже одного раза в год. Между тем, документы, подтверждающие работу данного органа (акты проверок) не представлены на проверку, что свидетельствует о том, что требования устава игнорируются, контрольно-ревизионный орган не исполняет свои обязанности. Кроме того, в период, охваченный проверкой, должно было состояться переизбрание состава Ревизионной комиссии на новый срок, соответственно срок полномочий данного органа на момент проведения проверки истек.
Организацией представлены протокол съезда Общественной организации от 29 февраля 2020 г. по вопросу об избрании состава Центрального совета, протоколы заседания Центрального совета Общественной организации от 30 ноября 2019 г, 22 марта 2020 г, 28 марта 2020 г, протокол заседания Центрального совета от 22 марта 2020 г. по вопросу о формировании состава Исполкома, отчет ревизионной комиссии за 2019 год. Однако, указанные документы представлялись Управлению Минюста России по Кабардино-Балкарской Республике за пределами сроков проведенной проверки, а, именно, после подачи настоящего административного искового заявления в суд. В ходе проверки, напротив, представлены документы о сложившихся препятствиях для проведена соседствующих съезда и организационных мероприятий.
Согласно статье 6 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.
Пункт 2 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 г. N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" определяет, что требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
По материалам, представленным на проверку, невозможно установить ни точное количество членов Общественной организации, ни их поименный состав, так как требования собственного устава не выполняются и в части приема членов, и в части их исключения. Общественная организация не представляла на проверку документы, подтверждающие ведение учета членов, как того требуют положения статей 6, 8, 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
В статье 31 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" указано, что имущество общественного объединения формируется, в том числе на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом.
Согласно пункту 8.2 Устава Общественной организации "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики" имущество организации формируется на основе вступительных и членских взносов, добровольных взносов и пожертвований, и иных мероприятий и приносящей доход деятельности. Однако, основное требование о формировании имущества не реализуется, что подтверждается письмом Общественной организации от 26 апреля 2022 г. Членские взносы не собираются, что является нарушением указанного пункта Устава и пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
В соответствии с пунктом 2 статьи 123.6 Гражданского кодекса Российской Федерации участник (член) общественной организации наряду с обязанностями, предусмотренными для участников корпорации пунктом 4 статьи 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, также несет обязанность по уплате предусмотренных ее уставом членских и иных имущественных взносов.
Однако в нарушение приведенных норм права, проверкой установлено, что в проверяемом периоде в Организации не устанавливались и не уплачивались вступительные и членские взносы, что является нарушением как приведенных норм права, так и пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 г. N7-ФЗ "О некоммерческих организациях", абзаца 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Устав Общественной организации в действующей редакции (2013г.) не соответствует требованиям законодательства, в том числе (в связи с изменениями в Гражданском кодексе Российской Федерации, внесенными Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ и вступившими в силу с 1 сентября 2014 г.). Административный ответчик указал, что Устав Общественной организации "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики" в новой редакции с учетом изменений в законодательстве будет утвержден и принят лишь на очередным съезде Общественной организации.
Управлением Минюста России по Кабардино-Балкарской Республике, в качестве одной из мер реагирования по результатам внеплановой документарной проверки, было вынесено предупреждение от 25 мая 2022 г. N07/03-1537 об устранении допущенных нарушений в срок до 22 августа 2022 г. (вручено Сабанчиеву И.Ж. нарочно 25 мая 2022 г.).
Ввиду неисполнения требований предупреждения, Управлением Минюста России по Кабардино-Балкарской Республике в адрес Организации было направлено информационное письмо от 23 августа 2022 г. N 07/03-2578 с копией предупреждения, в соответствии с которым срок исполнения предписания продлился еще на 90 дней до 23 ноября 2022 г. (направлено в адрес Общественной организации почтовым отправлением 24 августа 2022 г, однако письмо вернулось в отправителю с отметкой почтового отделения "истек срок хранения".).
В установленные в предупреждениях сроки, нарушения Общественной организацией не были устранены. Материалы дела не содержат сведения, которые объективно препятствовали бы устранению в срок, а также в дополнительно предоставленный срок выявленных нарушений.
В ходе осуществления федерального государственного надзора за деятельностью общественных объединений Управление Минюста России по Кабардино-Балкарской Республике по итогам изучения документов, представленных Общественной организацией,
УСТАНОВИЛО
, что деятельность административного ответчика осуществляется с нарушениями законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность общественных объединений. При этом административным ответчиком допущено неоднократно непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным ответчиком допущены нарушения требований законодательства, в том числе, выразившиеся в неоднократном непредставлении в установленный срок предусмотренных законом сведений, в связи с чем имеются основания для признания юридического лица прекратившим свою деятельность и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.
С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, признав их обоснованными, поскольку административным ответчиком не предоставлено доказательств ведения деятельности в соответствии с целями создания организации, указанными в Уставе организации, фактическое осуществление организацией деятельности; более того из материалов дела не следует, что Общественной организацией совершены действия направленные на устранение выявленных нарушений законодательства Российской Федерации; характер допущенных нарушений свидетельствует о том, что они являются грубыми, а повторное не выполнение требований изложенных в предупреждении подтверждает неоднократность. Таким образом, исходя из характера и многочисленности допущенных Организацией нарушений, применение крайней меры публично-правовой ответственности в виде прекращения деятельности организации в качестве юридического лица является обоснованным и соответствует принципу соразмерности допущенным нарушениям.
При этом суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ
, что выявленные нарушения свидетельствуют о функционировании Общественной организации с нарушением порядка формирования, с нарушением принципа гласности в деятельности общественных объединений; препятствуют уполномоченным органам осуществлению контроля за деятельностью Общественной организации, что, в свою очередь, указывает на формирование условий, создающих угрозу для общественных отношений, возникающих в связи с реализацией гражданами права на объединение.
Кроме того, судом апелляционной инстанции отклонены доводы апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального законодательства, выразившееся в ненадлежащем уведомлении административного ответчика о времени и месте судебного заседания суда первой инстанции, как несостоятельные, опровергнутые материалами дела. Как следует из материалов дела административный ответчик извещен судом первой инстанции о времени и месте рассмотрения дела 9 марта 2023 г. заблаговременно письмом с почтовым идентификатором N, в соответствии с информацией, содержащейся на официальном сайте АО "Почта России", отправление прибыло в место вручения 21 января 2023 г, 24 января 2023 г. состоялась неудачная попытка вручения, отправлено в адрес отправителя в виду истечения срока хранения 31 января 2023 г. с соблюдением порядка вручения судебной корреспонденции, установленного главой 3 Приказа Минкомсвязи России от 31 июля 2014 г. N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи".
Судебная коллегия полагает выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими обстоятельствам дела и требованиям материального права, подлежащего применению к спорным правоотношениям, в отсутствие нарушений норм процессуального права.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", действие которого распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).
Статьей 8 названного Федерального закона определено, что общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
В силу положений статьи 15 названного Федерального закона общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.
Статья 29 указанного Федерального закона также обязывает общественные объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами общественного объединения.
Согласно статье 20 Федерального закона устав общественного объединения должен предусматривать: 1) наименование, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму; 2) структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность; 3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство); 4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа; 5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения; 6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом; 7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения. В случае использования общественным объединением символики общественного объединения ее описание должно содержаться в уставе общественного объединения. В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности общественного объединения, не противоречащие законам.
Статьей 29 названного Федерального закона закреплены обязанности общественного объединения, в частности: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании абзаца 10 статьи 29 указанного Федерального закона неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно абзацу 11 статьи 29 Федерального закона неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 29 указанного Федерального закона, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 1246-О приведены разъяснения, согласно которым обладание правами юридического лица сопряжено с обязанностями, которые, в частности, общественная организация должна исполнять, будучи юридическим лицом, - при том что в силу части первой статьи 41 Федерального закона "Об общественных объединениях" их неисполнение может влечь ответственность именно самой общественной организации, а не только ее руководителей или членов, - а также с применением к общественной организации такой меры принуждения, как признание ее судом прекратившей деятельность в качестве юридического лица с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.
Эта мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов как в судебном, так и во внесудебном порядке и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.
Признание общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица с исключением ее из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует этой общественной организации продолжить (возобновить) свою деятельность на правах общественного объединения, не являющегося юридическим лицом. Не препятствует оно и ее последующей регистрации в качестве юридического лица, поскольку Федеральный закон "Об общественных объединениях" не связывает с таким признанием запрет на ее деятельность (в отличие от ликвидации общественного объединения по решению суда) и не лишает ее возможности приобрести статус юридического лица заново.
Функции контроля за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям законом возложены на орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, которым в силу подпункта 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, является Министерство юстиции Российской Федерации.
Управление Минюста России по Кабардино-Балкарской Республике в рамках своей компетенции, определенной действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2014 г. N 26, принимает решения о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций), ведет реестр указанных некоммерческих организаций и осуществляет контроль за их деятельностью.
Приведенные положения закона правильно применены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении административного дела, материалами которого подтвержден факт неоднократного непредставления общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 29 указанного Федерального закона, что является основанием для обращения в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц. При этом в ходе судебной проверки подтвердился не только формально сам факт неоднократного непредставления необходимых сведений, но и грубый характер допущенных нарушениях, перечисленных в предупреждении Управления Минюста России по Кабардино-Балкарской Республике от 25 мая 2022 г. N07/03-1537. При этом непредставление документов, предусмотренных статьей 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", носило длительный характер, имело место после запроса таких сведений со стороны административного истца, ввиду неисполнения распоряжения о проведении проверки от 18 апреля 2022 г. N 93-р, а также неисполнения от 25 мая 2022 г. N07/03-1537 в срок до 22 августа 2022 г. и дополнительно предоставленный (продленный) срок до 23 ноября 2022 г, тем самым не может быть признано связанным с уважительными причинами либо несущественным, так как не было устранено административным ответчиком до обращения в суд с административным иском в январе 2023 г.
Указание в жалобе на то, что факт не предоставления запрошенных документов не может расцениваться как неоднократное либо грубое нарушение закона, признается несостоятельным в силу того, что приведенное законоположение является гарантией осуществления контроля за соблюдением некоммерческой организацией требований действующего законодательства Российской Федерации, поскольку неисполнение организацией требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", существенно затрудняет выполнение уполномоченным органом его функций.
Изложенные в жалобе аналогичные ранее приведенным в суде апелляционной инстанции доводы о том, что формирование бюджета из членских взносов является правом, а не обязанностью, не могут быть признаны состоятельными. Как мотивированно указали суды, административный ответчик в нарушение пункта 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, являясь юридическим лицом, не имеет имущества и не намерена его формировать, о чем свидетельствует письмо Общественной организации от 26 апреля 2022 г, при том, что членские взносы являются одним из источников денежных средств для корпоративных юридических лиц. Данное нарушение в совокупности с непредоставлением списка всех членов (с указанием их даты рождения и гражданства) Общественной организации, которая согласно своему Уставу основана на членстве, свидетельствует об уклонении от предоставления сведений о поименном составе указанных лиц.
Доводы жалобы о том, что необходимые публикации отчетов и сообщений о продолжении деятельности Общественной организацией осуществлялись в своей периодичной газете "Вестник Балкарского народа" повторяют правовую позицию административного ответчика в судах первой и абляционно инстанций, однако выводов о том, что представленные Управлению Минюста России по Кабардино-Балкарской Республике на проверку экземпляры газет не содержат в себе сведений об отчетах и сообщениях о продолжении деятельности Общественной организацией, в том числе в установленной форме не опровергают.
Вопреки доводам жалобы о том, что сведения, опубликованные в обращении к Президенту Российской Федерации, Совету Федерации Федерального собрания Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации направлены на реализацию права балкарского народа на самоопределение в составе Российской Федерации и не противоречит Конституции Российской Федерации, указанные обстоятельства были изложены в акте проверки, однако сами по себе не являются основаниями к принятому решению о признании прекратившей деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, так как результаты внеплановой проверки в указанной части направлены в прокуратуру Кабардино-Балкарской Республики для принятия мер прокурорского реагирования.
Ссылка на нарушение судом первой инстанции норм процессуального законодательства, выразившееся в ненадлежащем уведомлении административного ответчика о времени и месте судебного заседания 9 марта 2023 г. подбежит отклонению как ранее опровергнутая судом апелляционной инстанции с учтем детального исследования доказательств соблюдения обязанности по направлению судебного извещения, порядка его вручения и возврата в связи с истечением срока хранения, а также с учетом разъяснений, изложенных в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", согласно которым извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо. В то же время заявитель не подтвердил объективную невозможность получения судебной корреспонденции.
Приведенные в суде кассационной инстанции доводы о том, что Общественная организация существует и функционирует в обычном режиме с 2006 г, ранее надзорным органом, налоговым органом и прокуратурой какие-либо специальные требования к опубликованию сведений, предоставлению отчетности и деятельности съезда Общественной организации, Центрального совета, исполкома и ревизионной комиссии не предъявлялись, подлежат отклонению, так как указанное не освобождает Общественную организацию от необходимости соблюдения названных требований, в то же время, судом апелляционной инстанции разъяснено, что признание общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица с исключением ее из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует этой общественной организации продолжить (возобновить) свою деятельность на правах общественного объединения, не являющегося юридическим лицом; не препятствует оно и ее последующей регистрации в качестве юридического лица, поскольку Федеральный закон "Об общественных объединениях" не связывает с таким признанием запрет на ее деятельность (в отличие от ликвидации общественного объединения по решению суда) и не лишает ее возможности приобрести статус юридического лица заново.
Иные доводы апелляционной жалобы оснований для отмены или изменения решения суда не содержат, сводятся к несогласию с вынесенным решением и переоценке имеющихся в материалах дела доказательств, что само по себе не влечет отмену судебного акта.
При таком положении, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суды первой и апелляционной инстанции сделали выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам дела с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 9 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 19 июня 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу председателя Общественной организации "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики" Сабанчиева И.Ж. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 23 ноября 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.