Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Ендовицкой Е.В, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу УМВД России по Белгородской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 27 июля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Шувалова С А к УМВД России по Белгородской области УВМ УМВД России по Белгородской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении временного убежища.
Заслушав доклад судьи Ендовицкой Е.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Шувалов С.А. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным решение УМВД России по Белгородской области от 24 августа 2022 года об отказе в предоставлении ему временного убежища на территории Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указал, что в настоящее время его возвращение в страну гражданской принадлежности сопряжено с угрозой жизни и здоровью. В связи с проведением специальной военной операции Вооруженными Силами Российской Федерации на территории Украины объявлена всеобщая мобилизация. В случае прибытия в данное государство он будет принудительно направлен в зону боевых действий с целью убийства граждан Российской Федерации, принимающих участие в специальной военной операции, что для него неприемлемо, поскольку он не поддерживает действующий в государстве политический режим, большую часть жизни проживал в Российской Федерации, где находятся все родственники. Полагал, что изложенные обстоятельства являются безусловными для предоставления временного убежища на территории Российской Федерации.
Решением Октябрьского районного суда города Белгорода от 20 февраля 2023 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 27 июля 2023 года решение суда отменено. Принято новое решение, которым признано незаконным решение УМВД России по Белгородской области от 24 августа 2022 года об отказе в предоставлении гражданину Украины Шувалову С.А. временного убежища на территории Российской Федерации. Возложена на УМВД России по Белгородской области обязанность предоставить гражданину Украины Шувалову С.А. временное убежище на территории Российской Федерации
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 19 сентября 2023 года, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции, 23 октября 2023 года, УМВД России по Белгородской области просит отменить апелляционное определение, оставив в силе решение суда, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального и процессуального права. Указывает, что решение вынесено законно и обоснованно. Судом не учтено, что ФИО9. является тетей Шувалова С.А, которая не является членом семьи и близким родственником. Кроме того, не приведено веских доводов в обоснование предоставления временного убежища на территории Российской Федерации. Решение о депортации от 2 февраля 2022 года, а также решение о не разрешении въезда в Российскую Федерацию Шуваловым С.А. оспорено не было.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Судами установлено и следует из материалов административного дела, что приговором Валуйского районного суда Белгородской области от 6 июля 2021 года гражданин Украины Шувалов С.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в Украинской ССР, осужден за совершение преступления, предусмотренного частью 2 статьи 322 Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год.
12 января 2022 года УФСИН России по Белгородской области приняло решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию данному иностранному гражданину в течение трех лет после отбытия (исполнения) наказания.
2 февраля 2022 года вынесено решение УМВД России по Белгородской области о депортации Шувалова С.А. за пределы Российской Федерации.
После освобождения из мест лишения свободы (22 апреля 2022 года) в целях исполнения решения о депортации он был помещен в Центр временного содержания иностранных граждан на основании решения заместителя начальника УМВД России по Белгородской области от 15 апреля 2022 года, решений Шебекинского районного суда Белгородской области от 26 апреля 2022 года, 22 июля 2022 года, 24 октября 2022 года, 22 декабря 2022 года, 19 января 2023 года.
25 мая 2022 года Шувалов С.А. подал в УМВД России по Белгородской области заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
В анкете заявитель сообщил о себе, помимо прочего, следующие сведения: национальность - русский; вероисповедание - православие; государство гражданства - Украина; в каком государстве существует реальная угроза преследования - на Украине за то, что он является носителем русского языка; образование - среднее специальное, окончил ПТУ-1 (Харьковская область); семейное положение - холост; указать причины, по которым заявитель не может или не желает вернуться в государство гражданской принадлежности - отсутствие жилья и родственников; какими хроническими заболеваниями страдает - хронический туберкулез.
Решением УМВД России по Белгородской области от 24 августа 2022 года заявителю отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации в связи с отсутствием обстоятельств, указанных в пункте 2 статьи 12 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N4528-1 "О беженцах" в качестве оснований для предоставления ему временного убежища, о чем он был уведомлен письмом от 24 августа 2022 года N.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение уполномоченного органа вынесено с соблюдением установленного порядка в пределах полномочий и компетенции органа, прав административного истца не нарушает, не противоречит нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в том числе международному законодательству. Шувалов С.А. преследует цель проживания на территории Российской Федерации и использует процедуру предоставления временного убежища в качестве способа своей легализации в ней, к тому же не представлено достоверных сведений о родственниках. Находясь ранее нелегально на территории Российской Федерации, он официально не трудоустраивался, многократно привлекался к уголовной ответственности, грубо игнорировал законодательство Российской Федерации. События, происходящие на Украине, не могут иметь безусловного преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, безопасности граждан Российской Федерации, наличие (неустановленных) родственников не обеспечивает иностранному гражданину иммунитета от законных принудительных мер миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых).
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда, указал, что УМВД России по Белгородской области не учло обстоятельства, очевидно свидетельствующие о наличии реальной угрозы жизни и здоровью административного истца на территории Украины, наличия возможности проживания у родственников в Российской Федерации и принял решение об отказе в предоставлении убежища на территории Российской Федерации из гуманных побуждений, противоречащее нормам действующего законодательства.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они сделаны на основе правильного применения норм материального права и надлежащей оценки представленных в материалы дела доказательств.
Федеральный закон от 19 февраля 1993 N4528-1 "О беженцах", устанавливая, среди прочего, правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула), рассматривает беженца как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое, в силу вполне обоснованных опасений, может стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (подпункт 1 пункта 1 статьи 1).
Названный Федеральный закон, помимо предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства статуса беженца (статья 3), предусматривает также возможность предоставления данным лицам временного убежища (статья 12).
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона "О беженцах" предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации, либо не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются, в том числе, реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено, а также реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
В соответствии с пунктом 7 Положения о порядке предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N 274, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию РФ либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья).
Пунктом 12 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации определено, что временное убежище предоставляется на срок до одного года, который может продлеваться на каждый последующий год решением территориального органа Федеральной миграционной службы при наличии обстоятельств, послуживших основанием для предоставления лицу временного убежища.
По своей правовой природе временное убежище является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынужденных находиться на территории Российской Федерации. Данный институт носит экстраординарный характер и действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке. Иное привело бы к возможности злоупотребления правом со стороны лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, и к нарушению конституционного принципа равенства, который, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории (Постановление от 27 апреля 2001 года N 7-П, Определение от 30 сентября 2010 года N 1317-О-П).
Установлено, что Шувалов С.А, который был подвергнут депортации за пределы Российской Федерации в 2020 году и в отношении которого вынесено решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию от 12 января 2022 года, не может претендовать на получение разрешения на временное проживание или вида на жительство в Российской Федерации.
Решение УМВД России по Белгородской области от 2 февраля 2022 года о депортации гражданина Украины Шувалова С.А, находившегося в Центре временного содержания иностранных граждан в период с 22 апреля 2022 года до 16 марта 2023 года, за пределы Российской Федерации фактически неисполнимо вследствие прекращения дипломатических отношений между Российской Федерации и Украиной.
Как следует из ответа представительства Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Российской Федерации от 30 декабря 2022 года, по имеющимся данным в результате эскалации конфликта на Украине наблюдается увеличение жертв среди гражданского населения, разрушений гражданской инфраструктуры и людей, вынужденных покинуть свои дома в поисках безопасности, защиты и помощи. В настоящее время миллионы людей из Украины были вынуждены покинуть свою страну и искать убежище, а также стали внутренне перемещенными лицами на территории Украины. Управление Верховного комиссара ООН по правам человека зафиксировало 15 246 жертв среди мирных жителей на Украине в период с 24 февраля 2022 года по 2 октября 2022 года. На территории Украины многие люди лишены возможности удовлетворения базовых потребностей, включая доступ к пище, воде и лекарствам. В этой связи Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев призывало все страны разрешить гражданским лицам любой гражданской принадлежности, покидающим Украину, без дискриминации въехать на их территории и обеспечить соблюдение принципа недопущения высылки во всех случаях. Поскольку ситуация на Украине является нестабильной и может какое-то время оставаться неопределенной в будущем, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев также призывало государства приостановить принудительное возвращение граждан этой страны и лиц, прежде проживавших на Украине, включая тех, чьи ходатайства о предоставлении убежища были отклонены. Запрет на принудительное возвращение служит минимальным стандартом и должен действовать до тех пор, пока ситуация в сфере безопасности на Украине не улучшиться значительным образом, чтобы обеспечить безопасное и достойное возвращение тех лиц, которые признаны не нуждающимися в международной защите. В случае возвращения заявителя в страну гражданской принадлежности существуют реальные риски для его жизни и здоровья.
В соответствии с ответом представительства Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Российской Федерации от 17 марта 2023 года на запрос представителя административного истца по данным ООН на Украине продолжают гибнуть и получать ранения мирные жители в результате боевых действий. По обе стороны линии фронта важнейшая инфраструктура подвергается повреждениям, в том числе здания больниц. Управление Верховного комиссара ОНН по правам человека зафиксировало 21 965 жертв среди мирных жителей на Украине в период с 24 февраля 2022 года по 12 марта 2023 года. Почти 18 миллионов человек на Украине нуждаются в гуманитарной помощи и сталкиваются с особенно суровыми условиями в зимние месяцы. Конфликт повлиял на право людей на здоровье, образование, достаточное жилище, питание и воду. Особенно пострадали некоторые уязвимые группы, такие как пожилые люди, дети, инвалиды и лица, принадлежащие к меньшинствам. В текущих обстоятельствах Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев не считает Украину "безопасной страной происхождения". Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев вновь призывало государства приостановить принудительное возвращение граждан этой страны и лиц, прежде проживавших на Украине, включая тех, чьи ходатайства о предоставлении убежища были отклонены, указав, что запрет принудительного возвращения ("принцип невысылки") является основополагающим принципом, отражающим обязательство международного сообщества защищать основные права человека, включая право на жизнь, защиту от пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, а также на личную свободу и безопасность. "Принцип невысылки" изложен в ряде международных договоров и документов, к которым присоединилась Российская Федерация, признав их обязательными для исполнения.
Факты гибели и ранения гражданских лиц на территории Украины подтверждаются также информацией, размещенной на сайте Управления Верховного комиссара ОНН по правам человека по состоянию на 3 января 2023 года.
В настоящее время на Украине сложилась исключительная ситуация, которая характеризуется наличием чрезвычайных обстоятельств, сопровождающихся гибелью людей.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что на территории Российской Федерации проживает тетя административного истца ФИО10, подтвердившая свое намерение предоставить Шувалову С.А. жилье в принадлежащем ее семье жилом доме, расположенном по адресу: "адрес"
Суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что при принятии оспариваемого решения административным ответчиком не были исследованы все жизненные обстоятельства, указанные административным истцом. Доводы административного истца о реальной угрозе в стране гражданской принадлежности по политическим мотивам со стороны властей, административным ответчиком не учтены.
При таких обстоятельствах, суд нижестоящей инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении на административный орган обязанности предоставить гражданину Украины Шувалову С.А. временное убежище на территории Российской Федерации.
Кассационная жалоба каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятого по делу судебного акта, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки нижестоящего суда, и выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Вопреки доводам кассационной жалобы при рассмотрении данного административного спора нормы материального и процессуального права судами обеих инстанций применены правильно. Оснований для отмены или изменения судебных актов, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 27 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу УМВД России по Белгородской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.