Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Ендовицкой Е.В, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Абульевой Н О, Кудряковой С В на решение Саратовского областного суда от 15 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 сентября 2023 года по административному делу по административным исковым заявлениям Абульевой Н О, Кудряковой С В к комитету по управлению имуществом Саратовской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, государственному бюджетному учреждению Саратовской области "Центр государственной кадастровой оценки" о признании незаконным бездействия, о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Заслушав доклад судьи Ендовицкой Е.В, объяснения представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области - Шатуновой О.Г, комитета по управлению имуществом Саратовской области - Ярыш И.А, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Кудрякова С.В. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в не проведении в установленные законом сроки очередной кадастровой оценки принадлежащего ей объекта недвижимости.
В обоснование заявленных требований указала, что до 2020 года являлась собственником квартиры с кадастровым номером N. Установленная по результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает ее права как налогоплательщика.
Абульева Н.О. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в не проведении в установленные законом сроки очередной кадастровой оценки принадлежащего ей объекта недвижимости.
Требования мотивированы тем, что до 2021 года являлась собственником объектов недвижимости - ветхого жилого дома с кадастровым номером N и земельного участка с кадастровым номером N. Установленная по результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость объектов недвижимости значительно превышает их фактическую стоимость и неправомерно возлагает на нее обязанность по уплате налога с продажи имущества в завышенном размере.
Определением Саратовского областного суда от 13 июня 2023 года административные дела по административным исковым заявлениям Кудряковой С.В. и Абульевой Н.О. объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Определением Саратовского областного суда от 15 июня 2023 года административные исковые заявления Кудряковой С.В, Абульевой Н.О. в части требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, об определении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости оставлены без рассмотрения.
Решением Саратовского областного суда от 15 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 сентября 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационных жалобах, поданных через суд первой инстанции 10 октября 2023 года, поступивших в Первый кассационный суд общей юрисдикции, 24 октября 2023 года и 31 октября 2023 года соответственно, Кудрякова С.В, Абульева Н.О. ставят вопрос об отмене состоявшихся судебных актов как принятых с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда, обстоятельствам административного дела. В обоснование доводов кассационных жалоб указывают, что административным ответчиком не предоставлено доказательств законности и обоснованности стоимости недвижимого имущества в спорный период.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции оснований для ее удовлетворения и отмены либо изменения обжалуемых судебных актов не находит.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких нарушений допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее также - Федеральный закон N 237-ФЗ) регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.
В части 2 статьи 3 Федерального закона N 237-ФЗ указано, что кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объектов недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Согласно статье 11 Федерального закона N 237-ФЗ, очередная государственная кадастровая оценка проводится через четыре года с года проведения последней государственной кадастровой оценки соответствующих видов объектов недвижимости, указанных в ч. 1 настоящей статьи, в городах федерального значения в случае принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего решения - через два года (часть 4).
Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимается уполномоченным органом субъекта Российской Федерации (часть 5).
В Саратовской области принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, утверждение результатов определения государственной кадастровой оценки и осуществление иных функций отнесено к компетенции комитета по управлению имуществом Саратовской области (Положение о Комитете, утверждённое постановлением Правительства Саратовской области от 23 мая 2018 года N 280-П).
Судами установлено и следует из материалов административного дела, что Кудрякова С.В. в период с 6 декабря 2018 года по 19 октября 2020 года являлась собственником квартиры с кадастровым номером N, расположенной по адресу: "адрес"
Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости была утверждена комитетом по управлению имуществом Саратовской области на основании распоряжения от 28 декабря 2012 года N в размере 2 570 876, 88 рублей (архивная), в последующем изменена и установлена на 1 января 2020 года в размере 836 418, 55 рублей с датой применения с 1 января 2020 года, которая в настоящее время является актуальной.
Абульева Н.О. в период с 3 августа 2021 года по 19 августа 2021 года являлась собственником жилого дома с кадастровым номером N и земельного участка с кадастровым номером N, расположенных по адресу: г "адрес"
Кадастровая стоимость жилого дома утверждена комитетом по управлению имуществом Саратовской области на основании распоряжения от 28 декабря 2012 года N в размере 6 926 845, 32 рубля (архивная), изменена и установлена на 1 января 2020 года в размере 1 913 690, 03 рублей с датой применения 1 января 2021 года (актуальная).
Оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка установлена на основании распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области от 20 ноября 2018 года N, в размере 988 785 рублей по состоянию на 1 января 2019 года.
9 января 2019 года в ЕГРН внесены сведения о кадастровая стоимости земельного участка с кадастровым номером N на основании распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области от 20 ноября 2018 года N "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Саратовской области" по состоянию на 1 января 2018 года в размере 988 785 рублей с датой применения 1 января 2019 года.
Актуальная кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена на основании распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области от 22 ноября 2022 года N "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Саратовской области, по состоянию на 1 января 2022 года" в размере 1 356 789 рублей по состоянию на 1 января 2022 года с датой начала применения - 1 января 2023 года.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия административного ответчика и об отсутствии нарушения прав административных истцов. Указал, что действие положений статей 24.12 - 24.17 Закона об оценочной деятельности было приостановлено, установленные сроки проведения очередной государственной кадастровой оценки в отношении спорных объектов недвижимости административным ответчиком соблюдены. При этом указал, что кадастровая стоимость, установленная 4 июня 2015 года на основании распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 декабря 2012 года N 990-р, указывает на отсутствие пропуска проведения кадастровой оценки на 2018 год. В отношении определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:030217:99 указано, что очередная государственная кадастровая оценка данного объекта недвижимости должна проводиться в 2024 году.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов, поскольку они сделаны на основе правильного применения норм материального права и надлежащей оценки представленных в материалы дела доказательств.
Как следует из положений статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" до 3 июля 2016 года проведение государственной кадастровой оценки предусматривалось не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в статью 24.12 внесены изменения, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Действие статей 24.12 - 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ приостановлено с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом (статья 18 Федерального закона N 360-ФЗ).
Согласно положениями статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, вступившего в законную силу с 1 января 2017 года, постановления Правительства Саратовской области от 7 ноября 2017 года N 56-П, проведение государственной кадастровой оценки в соответствии с указанным законом на территории Саратовской области осуществляется с 10 ноября 2017 года.
Комитетом по управлению имуществом Саратовской области 13 декабря 2018 года во исполнение указанных нормативных правовых актов принято распоряжение N1096-р "О проведении государственной кадастровой оценки на территории Саратовской области в 2020 году".
Результаты государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2020 года утверждены распоряжением Комитета от 16 ноября 2020 года N 1110-р.
Исходя из пункта 6 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 11 января 2020 года N 4-р, в 2023 году должна быть проведена государственная кадастровая оценка зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, учтенных по состоянию на 1 января 2023 года в ЕГРН на территории Саратовской области.
На основании вышеуказанных положений законодательства, суд первой и апелляционной инстанции пришел к выводу, что кадастровая стоимость, установленная 4 июня 2015 года на основании распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 декабря 2012 года N 990-р, указывает на отсутствие пропуска проведения кадастровой оценки на 2018 год.
В отношении определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N очередная государственная кадастровая оценка данного объекта недвижимости должна проводиться в 2024 году.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия полагает, что выводы судов нижестоящих инстанций сделаны на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, которым дана надлежащая правовая оценка с учетом требований действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.
Доводы кассационных жалоб не содержат правовых оснований к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку они не опровергают выводы судов, а сводятся к изложению правовой позиции административных истцов, выраженной в судах нижестоящих инстанций, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную правовую оценку в вынесенных судебных решениях.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судами установлены правильно, представленные доказательства оценены в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены постановленных судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Саратовского областного суда от 15 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы Абульевой Н О, Кудряковой С В - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.