Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Ендовицкой Е.В, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Орфанова П В на решение Нижегородского областного суда от 14 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Орфанова П В к министерству имущественных и земельных отношений Нижегородской области, ГБУ Нижегородской области "Кадастровая оценка", управлению Росреестра по Нижегородской области, ППК "Роскадастр", филиалу ППК "Роскадастр" по Нижегородской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Заслушав доклад судьи Ендовицкой Е.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Орфанов П.В. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным с момента принятия пункт 5767 акта об определении кадастровой стоимости от 25 марта 2021 года N, определяющего кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 6 988 663 руб. 16 коп. по состоянию на 1 января 2021 года.
В обоснование заявленных требований указано, что является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 157, 7 кв. м, расположенного по адресу: "адрес" Согласно приказу министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12 октября 2020 года N кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года составляла 582 283 руб. 60 коп. Актом ГБУ Нижегородской области "Кадастровая оценка" об определении кадастровой стоимости от 25 марта 2021 года N кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2021 года установлена в размере 6 988 663 руб. 16 коп. По мнению административного истца, оснований для изменения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости с кадастровым номером N не имелось, поскольку в сведения ЕГРН не вносились изменения об указанном объекте недвижимости, которые повлекли бы за собой изменение его кадастровой стоимости. Указанные обстоятельства нарушают его права как собственника нежилого помещения и плательщика налога на имущество физических лиц.
Решением Нижегородского областного суда от 14 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 августа 2023 в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 16 октября 2023 года, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции, 27 октября 2023 года, Орфанов П.В. просит отменить вынесенные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела. Указывает, что не доказана законность и обоснованность включения спорного помещения в перечень вновь учтенных, ранее учтенных в ЕГРН объектов недвижимости. Изменения, касающиеся назначения жилого помещения, не вносились. Вывод судов о принятии акта об определении кадастровой стоимости в целях устранения ошибки является необоснованным. Спорный акт об определении кадастровой стоимости не может являться решением уполномоченного органа в силу отсутствия у ГБУ Нижегородской области "Кадастровая оценка" соответствующих полномочий.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра состоявшихся судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Судами установлено и следует из материалов административного дела, что Орфанов П.В. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 157, 7 кв. м, расположенного по адресу: "адрес"
В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", на основании распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 5 марта 2019 года N "О проведении в 2020 году государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Нижегородской области" в 2020 году проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости (зданий, помещений, единых недвижимых комплексов, машино-мест, предприятий как имущественных комплексов), расположенных на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года.
Объект недвижимости с кадастровым номером N вошел в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 1 января 2020 года, с характеристиками: площадь - 157, 7 кв. м, наименование: помещение, назначение: нежилое.
Кадастровая стоимость данного объекта недвижимости, утвержденная приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12 октября 2020 года N, составляла 582 283 руб. 60 коп. по состоянию на 1 января 2020 года.
22 января 2021 года спорный объект был передан в ГБУ Нижегородской области "Кадастровая оценка" перечнем вновь учтенных, ранее учтенных в ЕГРН объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, поступившим в рамках части 7 статьи Закона о кадастровой оценке.
Актом ГБУ Нижегородской области "Кадастровая оценка" об определении кадастровой стоимости от 25 марта 2021 года N кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2021 года установлена в размере 6 988 663 руб. 16 коп.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что отсутствует ошибка в кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводов суда первой и апелляционной инстанций, поскольку они сделаны на основе правильного применения норм материального права и надлежащей оценки представленных в материалы дела доказательств.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о кадастровой оценке, Федеральный закон N 237-ФЗ). Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В части 2 статьи 3 Федерального закона N 237-ФЗ указано, что кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объектов недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Федеральным законом 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон N 237-ФЗ введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и постановлением правительства Нижегородской области от 8 октября 2020 года N 837 "О дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" на территории Нижегородской области" установлена дата перехода к применению на территории Нижегородской области положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2021 года.
В силу части 1 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ Закона о кадастровой оценке бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ, ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: 1) несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке; 2) описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости.
Пункт 13 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ предусматривает, что при рассмотрении заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, учитывается, что ошибкой также является допущенное при определении кадастровой стоимости искажение данных об объекте недвижимости, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе: неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта недвижимости, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное или ветхое состояние объекта недвижимости, степень его износа, нахождение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории); использование недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости при определении кадастровой стоимости.
По итогам рассмотрения обращения бюджетным учреждением принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при ее определении; об отказе в ее пересчете, если наличие ошибок не установлено (часть 14 названной статьи).
В силу части 25 приведенной статьи Федерального закона N 237-ФЗ решение о необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть принято уполномоченным органом субъекта Российской Федерации без заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, предусмотренных настоящей статьей.
Установлено, что при проведении основного тура государственной кадастровой оценки объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2020 года спорный объект движимости был отнесен к функциональной группе N 9 "Прочие объекты", подгруппе 0907 "прочие объекты и объекты вспомогательного назначения, отнесение которых к другим группам возможно". Согласно функциональной группе N 9, подгруппе 0907 кадастровая стоимость спорного объекта была определена в размере 582 283 руб. 60 коп.
В адрес ГБУ Нижегородской области "Кадастровая оценка" поступило обращение из администрации города Нижнего Новгорода от 9 ноября 2020 года N с приложением перечня объектов недвижимости фактически использующихся для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, что послужило основанием для проведения проверки на наличие ошибок, повлиявших на величину кадастровой стоимости объекта недвижимости, при проведении основного тура государственной кадастровой оценки объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2020 года.
При проведении проверки было установлено, что объект с кадастровым номером N включен в пункт 6996 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.
Спорный объект недвижимости включен в Перечень на 2021 год, как объект коммерческого назначения, так как фактически используется в целях размещения объекта торговли - аптеки ЖВЭД: Торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах аптеках.
Таким образом, была выявлена ошибка, повлиявшая на величину кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N, при проведении основного тура государственной кадастровой оценки объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2020 года.
В связи с выявлением ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, уполномоченным органом было принято решение о пересчете кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N без заявления об исправлении ошибки, в соответствии со статьей 21 Федерального закона N 237-ФЗ.
В соответствии с Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, с целью исправления выявленной ошибки, спорный объект недвижимости был отнесен к группе 4 "Объекты коммерческого назначения, предназначенные для оказания услуг населению, включая многофункционального назначения, подгруппе 04.03 "прочие многофункциональные торгово-сервисные комплексы, торгово-административные объекты, торгово-развлекательные объекты, за исключением отдельно стоящих зданий концерт-залов, спортивно - концертных комплексов, кинотеатров, комплексов аттракционов, торгово-складские, объекты, торговые базы".
В результате пересчета кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N составила 6 988 663 руб. 16 коп, является актуальной и действует с 1 января 2021 года.
Статья 16 Федерального закона N 237-ФЗ предусматривает, что определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 1).
В связи с изменением его количественных и (или) качественных характеристик в пункте 12.1 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226 установлено, что определение кадастровой стоимости осуществляется по алгоритмам, предусмотренным Указаниями, с применением подходящей по виду использования объекта недвижимости модели оценки, кадастровой стоимости на основе результатов последней государственной кадастровой оценки, действовавших по состоянию на дату возникновения основания пересчета кадастровой стоимости.
Как следует из пункта 12.2 Методических указаний результат расчета кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки оформляется в виде акта определения кадастровой стоимости, содержащего основание для пересчета кадастровой стоимости, в том числе присвоенные коды расчета видов использования и ссылки на модели оценки кадастровой стоимости, допущения и иную отражающуюся на стоимости информацию, а также результат определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Исходя из пункта 1.2 Методических указаний, кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект.
При таких обстоятельствах, отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суды нижестоящих инстанций, правильно применив положения статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке, Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226, подлежавших применению при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2021 года, обоснованно исходил из того, что оспариваемое решение принято Учреждением в соответствии с законом и предоставленными ему полномочиями, с соблюдением установленного порядка принятия (формы, сроков, оснований).
Суд кассационной инстанции находит правомерными выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, полагая, что, разрешая спор, суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, дали им надлежащую правовую оценку и постановили законное и обоснованное решение; выводы являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Доводы жалобы направлены на иную оценку установленных судом нижестоящей инстанции обстоятельств дела и имеющихся доказательств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов, в связи с чем, не могут быть признаны состоятельными и не могут служить основанием для отмены судебных решений в кассационном порядке.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Судебная коллегия полагает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, все юридически значимые обстоятельства определены верно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений суда не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижегородского областного суда от 14 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Орфанова П В - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 28 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.