Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ГУ МВД России по Саратовской области на решение Кировского районного суда г. Саратова от 3 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 29 июня 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Бахтияра Э к ГУ МВД России по Саратовской области, УВМ ГУ МВД России по Саратовской области, ведущему специалисту-эксперту отдела по вопросам гражданства УВМ ГУ МВД России по Саратовской области Амошиной А.Г. о признании незаконным отказа в предоставлении временного убежища.
Заслушав доклад судьи Ендовицкой Е.В, объяснения представителя ГУ МВД России по Саратовской области Каревой А.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Бахтияр Э. обратился с административным исковым заявлением о признании незаконным решения ГУ МВД России по Саратовской области от 8 сентября 2022 года о повторном отказе в предоставлении временного убежища.
В обоснование заявленных требований указал, что ранее 26 января 2022 года Бахтияру Э. отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. Решением Кировского районного суда г. Саратова от 9 марта 2022 года отказано в удовлетворении административных исковых требований. Однако апелляционным определением Саратовского областного суда от 9 июня 2022 года решение отменено, решение ГУ МВД России по Саратовской области об отказе в предоставлении ему временного убежища признано незаконным, на ГУ МВД России по Саратовской области возложена обязанность повторно рассмотреть его заявление. При повторном рассмотрении заявления решение суда было проигнорировано, при этом новых оснований для отказа в предоставлении временного убежища не возникло. Кроме того, не учтена опасная ситуация в Республике Афганистан, тот факт, что пересечение границы было для Бахтияра Э. и членов его семьи вынужденной мерой для защиты жизни и здоровья, угрозы насилия в связи с тем, что его брат Бахтияр Х. служил в полиции, мать Бахтияр Л. работала преподавателем. Не принято во внимание тяжелое состояние здоровья его отца. Оспариваемым решением также нарушается принцип единства семьи, поскольку его сестре Бахтияр З. предоставлено временное убежище.
Решением Кировского районного суда г. Саратова от 3 ноября 2022 года (с учетом определения от 12 декабря 2022 года об исправлении описки), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 29 июня 2023 года, административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 25 октября 2023 года, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции, 30 октября 2023 года, ГУ МВД России по Саратовской области просит отменить вынесенные судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального и процессуального права. Указывает, что решение вынесено законно и обоснованно. Отсутствуют факты, подтверждающие опасения административного истца стать жертвой или быть подвергнутым наказанию, преследованию, реальным угрозам безопасности либо негуманному обращению в случае возврата в страну гражданской принадлежности. Кроме того, Бахтияр Э. привлекался к уголовной ответственности.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Судами установлено и следует из материалов административного дела, что Бахтияр Э. является гражданином Исламской Республики Афганистан.
29 августа 2020 года без документов на право въезда на территорию России административный истец вместе с членами своей семьи незаконно пересек границу Российской Федерации, за что был осужден приговором Новоузенского районного суда Саратовской области от 10 сентября 2021 года по части 3 статьи 322 Уголовного кодекса Российской Федерации.
27 октября 2021 года Бахтияр Э. обратился в УВМ ГУ МВД России по Саратовской области с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
К заявлению Бахтияром Э. предоставлена анкета лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории Российской Федерации (подавшего заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации). Из анкеты и опросного листа следует, что он не желает возвращаться на территорию Афганистана, намерен проживать на территории Российской Федерации в мирной стране. Также указано, что на территории Афганистана нестабильная военная и политическая обстановка, угрозы со стороны сторонников Талибана, поскольку несовершеннолетняя сестра принуждается к вступлению в брак.
Решением ГУ МВД России по Саратовской области от 26 января 2022 года Бахтияру Э. отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах" и пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации".
Решением Кировского районного суда г. Саратова от 9 марта 2022 года в удовлетворении административного иска Бахтияра Э. о признании незаконным и отмене решения ГУ МВД России по Саратовской области от 26 января 2022 года отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 9 июня 2022 года решение Кировского районного суда г. Саратова от 9 марта 2022 года отменено, по делу принято новое решение, которым административные исковые требования Бахтияра Э. к ГУ МВД России по Саратовской области о признании незаконным отказа в предоставлении временного убежища удовлетворены. Признано незаконным и отменено решение ГУ МВД России по Саратовской области от 26 января 2022 года об отказе в предоставлении временного убежища Бахтияру Э. На ГУ МВД России по Саратовской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление о предоставлении временного убежища.
При повторном рассмотрении заявления ГУ МВД России принято обжалуемое решение от 8 сентября 2022 года об отказе в предоставлении Бахтияру Э. временного убежища на территории Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что непредоставление Бахтияру Э. на территории Российской Федерации временного убежища будет являться существенным вмешательством в его личную и семейную жизнь, поскольку сделает невозможным совместное проживание с семьей, поставив его в сложную жизненную ситуацию, а также создаст реальную угрозу его жизни и здоровью. Какие-либо новые документы в отношении Бахтияра Э. при рассмотрении заявления административного истца должностными лицами УВМ ГУ МВД России по Саратовской области не исследовались, не проверялись и не запрашивались, новые фактические обстоятельства не устанавливались. На момент повторного рассмотрения заявления внутригосударственная ситуация (в частности в сфере соблюдения прав человека, обеспечения безопасности жизни и здоровья) в стране его гражданской принадлежности значительно не изменилась.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанции, поскольку они сделаны на основе правильного применения норм материального права и надлежащей оценки представленных в материалы дела доказательств.
Федеральный закон от 19 февраля 1993 N4528-1 "О беженцах", устанавливая, среди прочего, правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула), рассматривает беженца как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое, в силу вполне обоснованных опасений, может стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (подпункт 1 пункта 1 статьи 1).
Названный Федеральный закон, помимо предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства статуса беженца (статья 3), предусматривает также возможность предоставления данным лицам временного убежища (статья 12).
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона "О беженцах" предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации, либо не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются, в том числе, реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено, а также реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
В соответствии с пунктом 7 Положения о порядке предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N 274, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья).
Пунктом 12 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации определено, что временное убежище предоставляется на срок до одного года, который может продлеваться на каждый последующий год решением территориального органа Федеральной миграционной службы при наличии обстоятельств, послуживших основанием для предоставления лицу временного убежища.
По своей правовой природе временное убежище является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынужденных находиться на территории Российской Федерации. Данный институт носит экстраординарный характер и действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке. Иное привело бы к возможности злоупотребления правом со стороны лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, и к нарушению конституционного принципа равенства, который, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории (Постановление от 27 апреля 2001 года N 7-П, Определение от 30 сентября 2010 года N 1317-О-П).
Как отмечается в Позиции Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) от 28 октября 2021 года, после вывода международных войск из Афганистана ситуация с безопасностью и соблюдением прав человека стремительно ухудшилась на значительной территории страны. Группировка Талибан захватила большую часть Афганистана, всплеск насилия оказал серьезное влияние на гражданское население, включая женщин и детей.
По данным УВКБ ООН, движение Талибан систематически осуществляет нападения на гражданских лиц, которые были связаны с афганским правительством. Основными объектами нападений становились, в том числе гражданские государственные служащие, гражданские лица, которых считают выступающими против ценностей "Талибов". Риски существуют для лиц, возвращающихся из западных стран. Сообщается, что их подвергали угрозам и пыткам или убивали, поскольку считали их принявшими ценности, ассоциируемые с этими странами, либо стали шпионами тех стран.
Суды нижестоящих инстанций обоснованно исходили из того, что при принятии оспариваемого решения административным ответчиком не были исследованы все жизненные обстоятельства, указанные административным истцом. Доводы административного истца о реальной угрозе в стране гражданской принадлежности по политическим мотивам со стороны властей, административным ответчиком не учтены.
При таких обстоятельствах, суд первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о возложении на административный орган обязанности предоставить гражданину Исламской Республики Афганистан Бахтияру Э. временное убежище на территории Российской Федерации.
Кассационная жалоба каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятого по делу судебного акта, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки нижестоящих судов, и выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Вопреки доводам кассационной жалобы при рассмотрении данного административного спора нормы материального и процессуального права судами обеих инстанций применены правильно. Оснований для отмены или изменения судебных актов, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 3 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 29 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ МВД России по Саратовской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.