Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Матросовой Г.В, Юдиной С.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по исковому заявлению Фокиной С.Г. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области о признании незаконным решения пенсионного органа, включении в страховой стаж периодов работы и перерасчете пенсии, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 19 октября 2022 г, дополнительное решение Ленинского районного суда г. Пензы от 29 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 27 июня 2023 г, кассационной жалобе Фокиной С.Г. на дополнительное решение Ленинского районного суда г.Пензы от 29 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 27 июня 2023 г, заслушав доклад судьи Матросовой Г.В, выслушав пояснения Фокиной С.Г, поддержавшей доводы поданной ею кассационной жалобы и возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области,
УСТАНОВИЛА:
Фокина С.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области о признании незаконным решения пенсионного органа, включении в страховой стаж периодов работы и перерасчете пенсии.
Решением Ленинского районного суда г.Пензы от 19 октября 2022 г, с учетом определения суда от 29 марта 2023 г. об исправлении описки, исковые требования Фокиной С.Г. удовлетворены. Признано незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе от 13 января 2020 г. N об отказе Фокиной С.Г. в перерасчете размера страховой пенсии по старости; на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области возложена обязанность включить в страховой стаж Фокиной С.Г. периоды работы с 27 июля 1992 г. по 19 марта 1994 г. в должности продавца в ТОО "Олень" ("адрес") и с 25 августа 1997г. по 28 октября 1999 г. в должности заместителя начальника отдела по туризму в АООТ "Аспар" ("адрес") и произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости с учетом включенных в страховой стаж периодов работы.
Дополнительным решением Ленинского районного суда г.Пензы от 29 марта 2023 г. на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области возложена обязанность произвести Фокиной С.Г. с 01 января 2022 г. перерасчет размера страховой пенсии по старости с учетом включенных в страховой стаж периодов работы.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 27 июня 2023 г. решение Ленинского районного суда г. Пензы от 19 октября 2022 г, с учетом определения суда от 29 марта 2023 г. об исправлении описки, дополнительное решение Ленинского районного суда г.Пензы от 29 марта 2023 г. оставлены без изменения.
В кассационной жалобе, поданной Фокиной С.Г, изложена просьба об отмене дополнительного решения Ленинского районного суда г. Пензы от 29 марта 2023 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 27 июня 2023 г. в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
В кассационной жалобе представителем Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области Козновой Н.М. поставлен вопрос об отмене решения Ленинского районного суда г. Пензы от 19 октября 2022 г, с учетом определения суда от 29 марта 2023 г. об исправлении описки, дополнительного решения Ленинского районного суда г. Пензы от 29 марта 2023 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 27 июня 2023 г. ввиду нарушений норм материального и процессуального права.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили. Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Фокина С.Г. до 08 января 2015 г. являлась получателем страховой пенсии по инвалидности, 08 января 2015 г. ей установлена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Судами установлено, что Фокина С.Г. неоднократно обращалась по вопросам перерасчета страховой пенсии по старости.
Уведомлением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области от 13 января 2020 г. указано на отсутствие оснований для перерасчета размера страховой пенсии по старости со ссылкой на то, что в страховой (общий трудовой) стаж истца не был включен период работы с 27 июля 1992 г. по 19 марта 1994 г. в должности продавца в ТОО "Олень" ("адрес"), поскольку запись в трудовой книжке не заверена подписью ответственного лица, невозможности истребования подтверждающих документов в связи с ликвидацией организации и не установления местонахождения документов. Кроме того, в страховой стаж Фокиной С.Г. не включен период её работы с 25 августа 1997 г. по 28 октября 1999 г. в должности заместителя начальника отдела по туризму в АООТ "Аспар" ("адрес") ввиду того, что данная организация не состояла на учете в Пенсионном фонде Российской Федерации.
Разрешая требования в части включения в страховой стаж периодов работы с 27 июля 1992 г. по 19 марта 1994 г. в должности продавца в ТОО "Олень" ("адрес") и с 25 августа 1997 г. по 28 октября 1999 г. в должности заместителя начальника отдела по туризму в АООТ "Аспар" ("адрес"), суд первой инстанции исходил из того, что осуществление истцом деятельности в данный период подтверждено записями трудовой книжки, спорные периоды имели место до регистрации её в системе обязательного пенсионного страхования, в период с 27 июля 1992 г. по 19 марта 1994 г. страхователем ТОО "Олень" начислялись и уплачивались в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы за работника Фокину С.Г, указав на то, что отсутствие подписи директора юридического лица при увольнении не может являться основанием для не включения спорного периода в страховой стаж, поскольку обязанность по ведению трудовой книжки возложена на работодателя, в связи с чем неверное ведение трудовой книжки, равно и отсутствие регистрации АООТ "Аспар" ("адрес") в органах Пенсионного фонда в качестве плательщика страховых взносов не может ущемлять прав работников, гарантированные государством, пришел к выводу о незаконности решения пенсионного органа от 13 января 2020 г. об отказе Фокиной С.Г. в перерасчете размера страховой пенсии по старости, возложив на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области обязанность включить в страховой стаж Фокиной С.Г. периоды работы с 27 июля 1992 г. по 19 марта 1994 г. в должности продавца в ТОО "Олень" ("адрес") и с 25 августа 1997 г. по 28 октября 1999 г. в должности заместителя начальника отдела по туризму в АООТ "Аспар" ("адрес").
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
При рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций в указанной части обоснованно руководствовались положениями статей 8, 11-14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. N 1015, Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда Российской Федерации от 22 апреля 2020г. N 211н, постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий", приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости", подлежащих применению к спорным правоотношениям, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в судебных актах в указанной части приведены результаты оценки доказательств в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы суда первой инстанции и апелляционной инстанции в указанной части соответствующими установленным по делу обстоятельствам, сделанными при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон, судами определены юридически значимые обстоятельства, представленные доказательства являлись предметом исследования и оценки.
Доводы кассационной жалобы Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области относительно того, что Фокиной С.Г. не представлены иные доказательства о работе в спорные периоды (приказы о приеме на работу и увольнении, иные приказы и распоряжения работодателя о труде, личная карточка работника формы Т-2, лицевые счета о заработной плате, сведения о получении заработной платы), а также несогласия с тем, что судами приняты во внимание показания двух свидетелей, являющихся родственниками истца, о том, что АОЗТ "Аспар" не было зарегистрировано в Управлении Пенсионного фонда в "адрес", не соответствуют указанным выше правовым нормам.
Более того, данные доводы сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут в силу императивных требований, изложенных в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, заслуживают внимания доводы кассационной жалобы Фокиной С.Г. о несогласии с принятым судом первой инстанции дополнительным решением, определяющим дату перерасчета размера страховой пенсии по старости.
Принимая 29 марта 2023 г. дополнительное решение, суд первой инстанции возложил на ответчика обязанность произвести с 01 января 2022 г. Фокиной С.Г. перерасчет размера страховой пенсии по старости с учетом включенных в страховой стаж периодов работы, указав на вступление в силу Федерального закона от 26 мая 2021 г. N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в статье 6 указано о внесении в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" дополнений в статью 22 части 7.2 следующего содержания: "В случае представления пенсионером документов, поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях при оказании содействия заявителю в соответствии с частью 8.1 статьи 21 настоящего Федерального закона, подтверждающих обстоятельства, имевшие место до дня назначения страховой пенсии, влекущие увеличение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии без истребования заявления о перерасчете размера страховой пенсии со дня назначения страховой пенсии. При этом размер страховой пенсии определяется в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона. Указанный перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится не позднее чем через пять рабочих дней со дня поступления соответствующего документа в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения о перерасчете размера пенсии лица извещает данное лицо о таком перерасчете.".
При этом суд первой инстанции указал на то, что в территориальный орган Пенсионного фонда Фокина С.Г. с заявлением о перерасчете страховой пенсии в установленном законом порядке не обращалась, соответственно, пенсионным органом решение об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости не выносилось, указав на обращение истца в порядке Федерального закона от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", на которое ей был дан ответ 13 января 2020 г.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о том, что Фокиной С.Г. не было представлено каких-либо дополнительных документов, подтверждающих обстоятельства, имевшие место до дня назначения страховой пенсии, влекущих увеличение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, указав на то, что перерасчет пенсии, назначенной истцу, с учетом включения в ее страховой стаж периодов работы в ТОО "Олень" и АООТ "Аспар" может быть произведен со сроков, предусмотренных частью 7.2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции Федерального закона от 26 мая 2021 г. N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в законную силу с 01 января 2022 г.).
Данные выводы суда первой и апелляционной инстанции основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7).
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Целью названного закона согласно части 2 статьи 1 этого закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных названным федеральным законом.
Условия назначения страховой пенсии по старости определены статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения регламентированы статьями 21, 22 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением (часть 2 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях". Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 2 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В части 3 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" указано, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 названного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н (действовавшим до 01 января 2022 г.) в соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" были утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", которые действовали на момент установления Фокиной С.Г. досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях". Эти правила определяли порядок обращения за страховой пенсией, рассмотрения этих обращений, порядок назначения пенсии, перерасчета и корректировки размера пенсии, перехода (перевода) с одной пенсии на другую, а также правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии.
Аналогичные нормы содержатся в Правилах обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 августа 2021 г. N 546н, действующих с 1 января 2022 г.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 января 2016 г. N 14н был утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, действующий на момент установления досрочной страховой пенсии по старости Фокиной С.Г.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 г. N 16п утвержден новый Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, содержащий аналогичное правовое регулирование административных процедур при обращении гражданина за назначением пенсии.
Названный административный регламент определял порядок предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации через свои территориальные органы государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, сроки и последовательность административных процедур при предоставлении территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации этой государственной услуги (пункт 1 Административного регламента), а также устанавливал формы заявлений о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую (приложение N к Административному регламенту), о перерасчете пенсии (приложение N к Административному регламенту), формы уведомления со стороны пенсионного органа по вопросам, связанным с установлением пенсии (приложение N к Административному регламенту).
Таким образом, при обращении гражданина в пенсионный орган по вопросу назначения ему досрочной страховой пенсии по старости, независимо от формы такого обращения на пенсионный орган возложена обязанность разъяснять гражданину его права и обязанности, связанные с пенсионным обеспечением, в частности о том, имеет ли гражданин право на получение страховой пенсии, о подаче заявления о назначении страховой пенсии в письменной виде по соответствующей форме, о документах, необходимых для установления страховой пенсии и оценки его пенсионных прав, а также уведомлять гражданина об этих обстоятельствах по установленной форме.
В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению гражданина в пенсионный орган с заявлением установленной формы о назначении досрочной страховой пенсии по старости, указанное лицо применительно к части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" имеет право на выплату недополученных сумм страховой пенсии по старости за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. В противном случае будут нарушены государственные гарантии в области пенсионного обеспечения граждан.
Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении исковых требований Фокиной С.Г. изложенные нормативные положения о порядке назначения страховой пенсии по старости и о порядке работы пенсионного органа с обращениями граждан по вопросу установления пенсии (государственной услуги по установлению пенсий) не применили.
Суды первой и апелляционной инстанций не учли, что требования Фокиной С.Г. о возложении на пенсионный орган обязанности произвести перерасчет страховой пенсию по старости за прошлое время, то есть с момента её установления, связаны с тем, что при назначении досрочной страховой пенсии по старости с 08 октября 2015 г. информации о том, что в составе её стажа отсутствуют два периода работы, не было представлено, не были разъяснены её пенсионные права, при этом она в январе 2020 г. и в апреле 2021 г. обращалась с заявлениями о перерасчете пенсии.
Ввиду изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости с 01 января 2022 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 26 мая 2021 г. N 153-ФЗ) нельзя признать соответствующими закону.
Учитывая изложенное, дополнительное решение Ленинского районного суда г. Пензы от 29 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 27 июня 2023 г, оставившее без изменения дополнительное решение Ленинского районного суда г. Пензы от 29 марта 2023 г, подлежат отмене.
Судебная коллегия считает возможным в соответствии с положениями пункта 5 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принять по данному делу новое решение в части установления сроков перерасчета размера страховой пенсии по старости, не передавая дело на новое рассмотрение, возложив на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Пензенской области обязанность произвести Фокиной С.Г. с 08 октября 2015 г. перерасчет размера страховой пенсии по старости с учетом включенных в страховой стаж периодов работы с 27 июля 1992 г. по 19 марта 1994 г. в должности продавца в ТОО "Олень" ("адрес") и с 25 августа 1997 г. по 28 октября 1999 г. в должности заместителя начальника отдела по туризму в АООТ "Аспар" ("адрес").
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 27 июня 2023 г. и решение Ленинского районного суда г. Пензы от 29 марта 2023 г. следует оставить без изменений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1, пунктом 2 части 2 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
дополнительное решение Ленинского районного суда г. Пензы от 29 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 27 июня 2023 г. в части оставления без изменения дополнительного решение Ленинского районного суда г. Пензы от 29 марта 2023 г. отменить, в указанной части принять новое решение.
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Пензенской области (ИНН N, ОГРН N) обязанность произвести Фокиной С.Г. (паспорт серии N выдан ОУФМС России по "адрес" ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения N) с 08 октября 2015 г. перерасчет размера страховой пенсии по старости с учетом включенных в страховой стаж периодов работы с 27 июля 1992 г. по 19 марта 1994г. в должности продавца в ТОО "Олень" ("адрес") и с 25 августа 1997 г. по 28 октября 1999 г. в должности заместителя начальника отдела по туризму в АООТ "Аспар" ("адрес").
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 27 июня 2023 г. и решение Ленинского районного суда г. Пензы от 29 марта 2023 г. оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.