N 88-34995/2023
N 2-1-1432/2018
город Саратов 3 ноября 2023 года
Первый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Бурлиной Е.М, рассмотрев единолично без проведения судебного заседания заявление Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области об изменении способа и порядка исполнения решения суда по гражданскому делу по иску заместителя Калужского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии Калужской области, Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Калужской области "Калужский колледж народного хозяйства и природообустройства", Обществу с ограниченной ответственностью "Кумовское" о понуждении к совершению действий, по кассационной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области на определение Калужского районного суда Калужской области от 25 мая 2023 года и апелляционное определение Калужского областного суда от 4 августа 2023 года,
УСТАНОВИЛ:
Вступившим в законную силу решением Калужского районного суда Калужской области от 26 апреля 2018 года на ГБПОУ Калужской области "Калужский колледж народного хозяйства и природообустройства" возложена обязанность совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Калужской области в течение года со дня вступления решения суда в законную силу провести преддекларационное обследование трех гидротехнических сооружений, расположенных в д. Рождествено г. Калуги, с привлечением специалистов Приокского Управления Ростехнадзора, с целью определения возможности возникновения чрезвычайной ситуации в результате возможных повреждений гидротехнического сооружения, по результатам которого составить акт в установленной законодательством форме; в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу при эксплуатации трех гидротехнических сооружений, расположенных в д. Рождествено г. Калуги обеспечить соответствующую нормам и правилам квалификацию специалистов; на Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области возложена обязанность в срок по 31 декабря 2019 года разработать проектную документацию на реконструкцию гидротехнического сооружения на р. Вырка у д. Верхняя Вырка г. Калуги, в срок до 31 декабря 2020 года провести реконструкцию гидротехнического сооружения на р. Вырка у д. Верхняя Вырка г. Калуги, в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы; на ГБПОУ Калужской области "Калужский колледж народного хозяйства и природообустройства" и ООО "Кумовское" возложена обязанность в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу при эксплуатации гидротехнического сооружения на р. Вырка у д. Верхняя Вырка г. Калуги обеспечить соответствующую нормам и правилам квалификацию специалистов.
Определениями Калужского районного суда Калужской области от 6 февраля 2020 года, от 26 марта 2021 года и от 17 февраля 2022 года Министерству природных ресурсов и экологии Калужской области неоднократно предоставлялась отсрочка исполнения указанного решения суда в части разработки проектной документации на реконструкцию гидротехнического сооружения на р. Вырка у д. Верхняя Вырка г. Калуги и в части проведения реконструкции гидротехнического сооружения на р. Вырка у д. Верхняя Вырка г. Калуги в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы.
Определением Калужского районного суда Калужской области от 17 февраля 2022 года Министерству природных ресурсов и экологии Калужской области предоставлена отсрочка исполнения указанного решения суда в части разработки проектной документации на реконструкцию гидротехнического сооружения на р. Вырка у д. Верхняя Вырка г. Калуги на срок до 31 декабря 2022 года; в части проведения реконструкции гидротехнического сооружения на р. Вырка у д. Верхняя Вырка г. Калуги в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы, на срок до 31 декабря 2023 года.
10 марта 2023 года Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области обратилось в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения указанного решения суда путем замены обязанности Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области в срок до 31 декабря 2022 года разработать проектную документацию на реконструкцию гидротехнического сооружения на р. Вырка у д. Верхняя Вырка г. Калуги, а также обязанности в срок до 31 декабря 2023 года провести реконструкцию гидротехнического сооружения на р. Вырка у д. Верхняя Вырка г. Калуги в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы, на обязанность Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области провести капитальный ремонт гидротехнического сооружения пруда на р. Вырка у д. Верхняя Вырка г. Калуги с разработкой проекта производства работ в срок до 31 декабря 2023 года.
Требования мотивированы тем, что в настоящее время решение Калужского районного суда Калужской области от 26 апреля 2018 года не может быть исполнено указанным в нем способом, поскольку согласно выводам, изложенным в разделе VIII технического заключения N ЭЗ-16/22 на предпроектное обследование с комплексной оценкой технического состояния гидротехнических сооружений пруда на р. Вырка на территории МО "Город Калуга", подготовленного в целях исполнения решения суда, для исключения аварийной ситуации необходимо выполнение капитального ремонта конструкций ГТС с разработкой проекта производства работ.
Определением Калужского районного суда Калужской области от 25 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Калужского областного суда от 4 августа 2023 года, в удовлетворении заявления Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области отказано.
В кассационной жалобе Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных, выражает несогласие с выводами судов.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему делу допущено не было.
В силу статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно статье 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления, в том числе вопрос об изменении способа и порядка исполнения.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Приведенные нормы права не содержат перечня оснований для изменения способа исполнения решения суда, предусматривая общий критерий для изменения способа исполнения - наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, либо свидетельствующих о невозможности исполнить решение суда тем способом, который указан в решении.
Указанные обстоятельства суд устанавливает в каждом конкретном случае на основании представленных сторонами доказательств и они должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий, при этом, судом должен быть обеспечен баланс прав и законных интересов как взыскателя, так и должника, а возможное изменение способа исполнения судебного постановления должно отвечать требованиям справедливости, быть адекватным и не затрагивать существа конституционных прав участников исполнительного производства.
Целью института изменения способа и порядка исполнения решения является обеспечение исполнимости решения суда при наличии обстоятельств, затрудняющих его исполнение либо свидетельствующих о невозможности его исполнения способом, указанным в решении суда.
Сам по себе факт неисполнения решения суда не является безусловным основанием для изменения способа и порядка исполнения решения суда.
Новый способ или порядок исполнения решения суда должен обеспечить устранение таких препятствий и обеспечить возможность исполнения решения суда должником или возможность принудительного исполнения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Калужского районного суда Калужской области от 26 апреля 2018 года на ГБПОУ Калужской области "Калужский колледж народного хозяйства и природообустройства" возложена обязанность совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Калужской области в течение года со дня вступления решения суда в законную силу провести преддекларационное обследование трех гидротехнических сооружений, расположенных в д. Рождествено г. Калуги, с привлечением специалистов Приокского Управления Ростехнадзора, с целью определения возможности возникновения чрезвычайной ситуации в результате возможных повреждений гидротехнического сооружения, по результатам которого составить акт в установленной законодательством форме; в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу при эксплуатации трех гидротехнических сооружений, расположенных в д. Рождествено г. Калуги обеспечить соответствующую нормам и правилам квалификацию специалистов; на Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области возложена обязанность в срок по 31 декабря 2019 года разработать проектную документацию на реконструкцию гидротехнического сооружения на р. Вырка у д. Верхняя Вырка г. Калуги, в срок до 31 декабря 2020 года провести реконструкцию гидротехнического сооружения на р. Вырка у д. Верхняя Вырка г. Калуги, в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы; на ГБПОУ Калужской области "Калужский колледж народного хозяйства и природообустройства" и ООО "Кумовское" возложена обязанность в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу при эксплуатации гидротехнического сооружения на р. Вырка у д. Верхняя Вырка г. Калуги обеспечить соответствующую нормам и правилам квалификацию специалистов.
Решение суда обжаловано не было и вступило в законную силу.
Определениями Калужского районного суда Калужской области от 6 февраля 2020 года, от 26 марта 2021 года и от 17 февраля 2022 года Министерству природных ресурсов и экологии Калужской области неоднократно предоставлялась отсрочка исполнения указанного решения суда в части разработки проектной документации на реконструкцию гидротехнического сооружения на р. Вырка у д. Верхняя Вырка г. Калуги и в части проведения реконструкции гидротехнического сооружения на р. Вырка у д. Верхняя Вырка г. Калуги в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы.
Определением Калужского районного суда Калужской области от 17 февраля 2022 года Министерству природных ресурсов и экологии Калужской области предоставлена отсрочка исполнения указанного решения суда в части разработки проектной документации на реконструкцию гидротехнического сооружения на р. Вырка у д. Верхняя Вырка г. Калуги на срок до 31 декабря 2022 года; в части проведения реконструкции гидротехнического сооружения на р. Вырка у д. Верхняя Вырка г. Калуги в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы, на срок до 31 декабря 2023 года.
Заявляя требования об изменении способа и порядка исполнения решения суда Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области, ссылаясь на выводы, изложенные в разделе VIII технического заключения N ЭЗ-16/22 на предпроектное обследование с комплексной оценкой технического состояния гидротехнических сооружений пруда на р. Вырка на территории МО "Город Калуга", подготовленного в целях исполнения решения суда, согласно которым для исключения аварийной ситуации необходимо выполнение капитального ремонта конструкций ГТС с разработкой проекта производства работ, указало на невозможность исполнения решения суда указанным в нем способом.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что в ходе рассмотрения дела Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области ссылалось на аналитический отчет ООО "Вертикаль", подготовленный по поручению министерства 19 декабря 2017 года, согласно которому ГТС пруда на р. Вырка находится в аварийном состоянии, в связи с чем необходимо проведение комплекса мероприятий по реконструкции указанного сооружения, что послужило причиной направления министерством письма об оказании содействия в рассмотрении вопроса о выделении в 2018 году средств областного бюджета на разработку проектной документации на реконструкцию ГТС на р. Вырка, пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения способа и порядка исполнения решения суда, поскольку обстоятельств, свидетельствующих о невозможности его исполнения, указанным в нем способом, не установлено.
Первый кассационной суд общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Суды обоснованно указали на то, что исключительных оснований, с которыми действующее законодательство связывает возможность изменения способа и порядка исполнения решения суда, не установлено, равно как и серьезных препятствий для его исполнения.
Доводы кассационной жалобы, направленные на иную правовую оценку установленных судами обстоятельств и толкование норм права, подлежащих применению к правоотношениям сторон, являются субъективным мнением заявителя и основаниями к отмене судебных постановлений не являются.
Принимая во внимание, что кассационная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о допущенных судами нарушениях норм права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 390, статьей 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
определение Калужского районного суда Калужской области от 25 мая 2023 года и апелляционное определение Калужского областного суда от 4 августа 2023 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.