Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И.
и судей фио, фио, при помощнике Тимониной И.В, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
дело по апелляционной жалобе ООО "Управляющая компания микрорайона "Родники" на решение Щербинского районного суда адрес от 25 мая 2023г, которым постановлено:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес в лице территориального отдела в Троицком и адрес действуя в защиту неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания микрорайона "Родники" о признании действий в отношении неопределенного круга лиц противоправными, признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия - удовлетворить.
Признать противоправными в отношении неопределенного круга лиц действия ответчика ООО "Управляющая компания микрорайона "Родники" (ОГРН 1065074062360, ИНН 5074033360) по осуществлению питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения и эксплуатации систем водоснабжения при отсутствии согласованной с Территориальным отделом программы производственного контроля, а так же не проведению, в рамках производственного контроля, лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований к качеству питьевой и горячей воды.
Признать незаконным бездействие ООО "Управляющая компания микрорайона "Родники" (ОГРН 1065074062360, ИНН 5074033360) по согласованию программы производственного контроля и проведению, в рамках производственного контроля, лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований к качеству питьевой и горячей воды установленным требованиям.
Обязать ООО "Управляющая компания микрорайона "Родники" (ОГРН 1065074062360, ИНН 5074033360) разработать и представить для согласования в адрес Территориального отдела программу производственного контроля с графиком проведения лабораторных исследовании качества питьевой воды в течение двух месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу
Обязать ООО "Управляющая компания микрорайона "Родники" (ОГРН 1065074062360, ИНН 5074033360) довести в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей настоящее решение суда.
Взыскать с ООО "Управляющая компания микрорайона "Родники" (ОГРН 1065074062360, ИНН 5074033360) в доход бюджета адрес государственную пошлину в размере сумма,
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес в лице территориального отдела в Троицком и адрес, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратилось в суд с исковым заявлением к ООО "Управляющая компания микрорайона "Родники". В обоснование исковых требований указывал, что ООО "Управляющая компания микрорайона "Родники" осуществляет с 25.10.2018 года деятельность по управлению многоквартирными домами. Ответчик имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N 077 000208 от 02.04.2015 года. Ответчик эксплуатирует внутренние водопроводные распределительные сети холодного и горячего водоснабжения в управляемых жилых домах. Таким образом, ответчик является не посредником между населением и ресурсоснабжающими организациями, а исполнителем коммунальных услуг. В соответствии с требованиями ст.ст. 11, 19, 32, 39 Федерального закона 52-ФЗ, п. 75 и п. 77 СанПиН 2.1.3684-21 ответчик обязан осуществлять производственный контроль качества питьевой воды, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний по программе производственного контроля, согласованной с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор - Территориальным отделом Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес в Троицком и адрес. Между тем, программа производственного контроля качества питьевой и горячей воды ООО "Управляющая компания микрорайона "Родники" для согласования в адрес Территориального отдела не поступала. Кроме того, в территориальный отдел на рассмотрение поступило письмо ответчика исх.... от 22.02.2023 г..о проведении исследований горячей и холодной воды в многоквартирных домах с предоставлением заключения по результатам исследования.
Исходя из сути письма ответчик лабораторные исследования и испытания качества питьевой и горячей воды, проводимые в рамках производственного контроля, не осуществляет. Таким образом, ответчиком нарушаются требования положений ст.ст. 11, 19, 32 Федерального закона 52-ФЗ, п.п. 75, 77 СанПиН 2.1.3684-21 и ст. 23, 25 Федерального закона 416-ФЗ.
На основании изложенного истец просил признать противоправным в отношении неопределенного круга лиц действия ответчик ООО "Управляющая компания микрорайона "Родники" по осуществлению питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения и эксплуатации систем водоснабжения при отсутствии согласованной с Территориальным отделом программы производственного контроля, а так же не проведение, в рамках производственного контроля, лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований к качеству питьевой и горячей воды. Просил также признать незаконным бездействие ответчика по согласованию программы производственного контроля и проведению, в рамках производственного контроля, лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований к качеству питьевой и горячей воды установленным требованиям. Кроме того, просил обязать ООО "Управляющая компания микрорайона "Родники" разработать и представить для согласования в адрес Территориального отдела программу производственного контроля с графиком проведения лабораторных исследовании качества питьевой воды в срок до 01 июня 2023 года.
Представитель истца по доверенности фио доводы иска в судебном заседании суда первой инстанции поддержала.
Ответчик ООО "Управляющая компания микрорайона "Родники" надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда первой инстанции представителя не направил.
Решением Щербинского районного суда адрес от 25 мая 2023г. иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе ООО "Управляющая компания микрорайона "Родники" выражает несогласие с данным судебным решением, считая его незаконным и необоснованным.
В заседание судебной коллегии участвующие в деле лица не явились, извещены надлежащим образом с соблюдением требований закона. Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.
Согласно статье 11, пункту 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Исходя из положений пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления (пункт 3 статьи 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ).
Согласно статье 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ).
В силу пункта 75 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3) качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
В соответствии с пунктом 77 СанПиН 2.1.3684-21, хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 523) и приложениями N 2 - N 4 к Санитарным правилам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, обслуживании ООО "Управляющая организация микрорайона "Родники" находятся многоквартирные дома NN 1, 2, 4, 7 и 10, расположенные по адресу: адрес, адрес, адрес Октября, микрорайон "Родники". Данные многоквартирные дома подключены к сетям горячего и холодного водоснабжения.
В соответствии с осуществляемой деятельностью ответчик обязан осуществлять производственный контроль качества питьевой воды, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний по программе производственного контроля, согласованной с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор - Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес в Троицком и адрес.
22.02.2023 года ООО "Управляющая организация микрорайона "Родники" направило в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес письмо, в котором просило направить представителей для проведения контрольных заборов горячей и холодной воды в многоквартирных домах и провести необходимые исследования по соответствию качества воды нормам, требованиям действующего законодательства РФ и предоставить документы/заключения по результатам исследования (л.д. 13).
Исходя из содержания данного письма ООО "Управляющая организация микрорайона "Родники" лабораторные исследования и испытания качества питьевой и горячей воды, проводимые в рамках производственного контроля, не осуществляет. Доказательств того, что программа производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанная ООО "Управляющая организация микрорайона "Родники" поступала в адрес территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес, не представлено.
10.03.2023 года Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес в Троицком и адрес в отношении ООО "Управляющая организация микрорайона "Родники" вынесено мотивированное представление N.., в связи с выявлением вышеописанных нарушений (л.д. 14 - 15). В отношении ООО "Управляющая организация микрорайона "Родники" объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований N 35-00086 от 10.03.2023 года (л.д. 16 - 17).
Разрешая спор, суд с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, руководствуясь вышеприведенными нормами права, обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований, поскольку ответчиком нарушены требования положений ст. ст. 11, 19, 32 Федерального закона 52-ФЗ, п.п. 75, 77 СанПиН 2.1.3684-21 и ст. 23, 25 Федерального закона 416-ФЗ. При этом суд исходил из того, что осуществление управляющей организацией деятельности без соблюдения Санитарных правил нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, создаёт угрозу возникновения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), и как следствие причине вреда жизни и здоровью граждан.
При таких обстоятельствах, суд правомерно признал противоправными в отношении неопределенного круга лиц действия ответчика ООО "Управляющая компания микрорайона "Родники" по осуществлению питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения и эксплуатации систем водоснабжения при отсутствии согласованной с Территориальным отделом программы производственного контроля, а так же не проведению, в рамках производственного контроля, лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований к качеству питьевой и горячей воды.
На основании п. 2 ст. 46 Закона РФ "О защите прав потребителей" суд возложил на ответчика обязанность довести до сведения потребителей решение суда в течение 10 дней после его вступления в законную силу.
Суд признал незаконным бездействие ответчика по согласованию программы производственного контроля и проведению, в рамках производственного контроля, лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований к качеству питьевой и горячей воды установленным требованиям. Обязал ООО "Управляющая компания микрорайона "Родники" разработать и представить для согласования в адрес Территориального отдела программу производственного контроля с графиком проведения лабораторных исследовании качества питьевой воды в течение двух месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ суд взыскал с ответчика ООО "Управляющая компания микрорайона "Родники" государственную пошлину в размере сумма в доход бюджета адрес.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела, судом первой инстанции нарушений норм материального права, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого решения, не допущено.
Довод апелляционной жалобы о том, что поскольку ООО "Управляющая компания микрорайона "Родники" не является водоснабжающей организацией, то на него не может быть возложена обязанность по обеспечению качества питьевой и горячей воды, подлежит отклонению.
На основании ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем).
На основании ч. 1 ст. 161 адрес кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, которым может являться управление управляющей организацией на основании заключенного с нею в соответствии со ст. 162 ЖК РФ договора управления многоквартирным домом.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
В силу статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения.
Согласно ч. 15 ст. 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Согласно ч. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии с п. 77 СанПиН 2.1.3684-21, хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 523) и приложениями N 2 - N 4 к Санитарным правилам.
Учитывая, что Управляющая компания принимает на себя полномочия предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений многоквартирного жилого дома, связанные с обеспечением благоприятных и безопасных условий проживания граждан, а поэтому правильно применив нормы действующего законодательства и оценив материалы дела, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "Управляющая компания микрорайона "Родники" является исполнителем коммунальных услуг, ответственным за осуществление водоснабжения и эксплуатации систем водоснабжения, по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований к качеству питьевой и горячей воды, действующим требованиям законодательства.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые бы нуждались в дополнительной проверке, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований к отмене решения суда.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы значимые по делу обстоятельства, установленные на основании оценки представленных сторонами доказательств, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Решение суда отвечает требованиям ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ и положениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении".
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Щербинского районного суда адрес от 25 мая 2023г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания микрорайона "Родники" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.