Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей Кирпиковой Н.С., Лукашенко Н.И.
при секретаре Галан А.С, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N2а-1451/2022 по административному иску Никитиной... к Генеральной прокуратуре РФ, и.о. заместителя начальника управления Генеральной прокуратуры РФ по обеспечению деятельности Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека о признании незаконным решения
по апелляционной жалобе административного истца Никитиной Л.А, подписанной в ее интересах адвокатом Рассохиным А.А, на решение Тверского районного суда адрес от 19 декабря 2022 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Никитина Л.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Генеральной прокуратуре РФ, и.о. заместителя начальника управления Генеральной прокуратуры РФ по обеспечению деятельности Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека о признании незаконным решения от 2 сентября 2022 года N Отв-90/4-1860-22/293515, выразившегося в неисполнении постановления Европейского Суда по правам человека по делу N8051/20 фио против Российской Федерации" от 15 марта 2022 года, которым государству-ответчику предписано восстановить право собственности заявительницы на квартиру либо, в качестве альтернативы, если власти больше не владеют указанной квартирой, предоставить заявительнице эквивалентную квартиру, а также выплатить заявителю сумма в качестве компенсации морального вреда. Данный отказ мотивирован административным ответчиком тем, что 15 марта 2022 года... прекратила членство в Совете Европы. Оспариваемое решение административный истец полагала незаконным, поскольку в соответствии с резолюцией Комитета Министров Совета Европы от 23 марта 2022 года... перестала быть стороной Европейской конвенции по правам человека с 16 сентября 2022 года. До указанной даты Европейский Суд по правам человека был компетентен рассматривать жалобы против Российской Федерации, а Комитет Министров вправе осуществлять надзор за исполнением судебных решений. С учетом изложенного, поскольку вынесенное в отношении административного истца постановление Европейского Суда по правам человека стало окончательным 15 июня 2022 года, оно являлось обязательным и подлежало исполнению Российской Федерацией.
Принятие административным ответчиком оспариваемого решения привело к нарушению права собственности Никитиной Л.А. и ее права на жилище.
Решением Тверского районного суда адрес от 19 декабря 2022 года в удовлетворении административных исковых требований Никитиной Л.А. отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца адвокат Рассохин А.А. ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного ответчика прокурора фио, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Полномочия Генеральной прокуратуры РФ по обеспечению представительства и защиты интересов Российской Федерации в Европейском Суде по правам человека были установлены статьей 39.2 Федерального закона от 17 января 1992 года N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
Пунктом 1 статьи 39.2 указанного Закона предусматривалось, что в целях обеспечения представительства и защиты интересов Российской Федерации в Европейском Суде по правам человека Генеральная прокуратура Российской Федерации, в том числе обеспечивала взаимодействие федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при исполнении ими постановлений Европейского Суда по правам человека, принятых по результатам рассмотрения жалоб о нарушении Российской Федерацией положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в том числе при восстановлении нарушенных прав заявителей и принятии мер, направленных на предотвращение аналогичных нарушений.
Согласно пункту 4 статьи 39.2 данного Закона в случае вынесения Европейским Судом по правам человека постановления о нарушении Российской Федерацией положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод Генеральная прокуратура Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления заключала с заявителем соглашение о возможном исполнении вступившего в законную силу постановления Европейского Суда по правам человека о нарушении Российской Федерацией положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при условии, что исполнение такого постановления иными способами является невозможным, а также информировала Европейский Суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы о заключении этого соглашения.
Согласно пункту 5 той же статьи в случае вынесения Европейским Судом по правам человека постановления, в соответствии с которым... обязана выплатить заявителю денежную компенсацию, Генеральная прокуратура Российской Федерации осуществляла выплату такой компенсации в установленные Европейским Судом по правам человека сроки.
В силу статьи 1 Федерального закона от 11 июня 2022 года N183-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" приведенные выше положения статьи 39.2 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" признаны утратившими силу.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 11 июня 2022 года N183-ФЗ постановления Европейского Суда по правам человека, вступившие в силу после 15 марта 2022 года, не подлежат исполнению в Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что постановлением Европейского Суда по правам человека от 15 марта 2022 года N 8051/20 по делу фио против России" государству-ответчику предписано восстановить право собственности заявительницы на квартиру либо, в качестве альтернативы, если власти больше не владеют указанной квартирой, предоставить заявительнице эквивалентную квартиру, а также выплатить заявителю сумма в качестве компенсации морального вреда.
Постановление вступило в законную силу 15 июня 2022 года.
10 августа 2022 года Никитина Л.А. направила в Генеральную прокуратуру Российской Федерации заявление об исполнении вышеуказанного постановления.
В ответном письме Генеральной прокуратуры от 2 сентября 2022 года N Отв-90/4-1860-22/293515 Никитиной Л.А. сообщено, что 15 марта 2022 года... прекратила членство в Совете Европы. В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 11 июня 2022 года N 183-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" постановления Европейского Суда по правам человека, вступившие в силу после 15 марта 2022 года, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Постановление Европейского Суда по правам человека по делу N 8051/20 фио против Российской Федерации" вступило в силу 15 июня 2022 года.
Как установлено судом, требования административного истца сводятся к понуждению административного ответчика исполнить постановление ЕСПЧ по делу N 8051/20 фио против Российской Федерации", которое вступило в силу 15 июня 2022 года.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований, поскольку установил, что незаконных действий либо бездействия, нарушающих права административного истца, должностными лицами Генеральной прокуратуры РФ не допущено.
В силу закона оснований для исполнения постановления ЕСПЧ по делу N8051/20 фио против Российской Федерации" не имеется, о чем она была уведомлена ответом от 2 сентября 2022 года.
Данные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом.
Доводы апелляционной жалобы о том, что правовое регулирование, установленное частью 1 статьи 7 Федерального закона от 11 июня 2022 года N 183-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", противоречит статье 58 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в истолковании резолюции Комитета министров Совета Европы от 23 марта 2022 года, которые обязательны для исполнения Российской Федерацией, не могут быть приняты во внимание, поскольку... прекратила членство в Совете Европы 15 марта 2022 года.
При этом в соответствии с Федеральным законом от 28 февраля 2023 года N43-ФЗ "О прекращении действия в отношении Российской Федерации международных договоров Совета Европы" в связи с прекращением членства Российской Федерации в Совете Европы с 16 марта 2022 Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года считается прекратившей действие в отношении Российской Федерации, таким образом, ее положения в отношении РФ применению не подлежат.
Обжалуемое решение суда принято с учетом положений частей 9 и 11 статьи 226, части 2 статьи 227 КАС РФ, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению; верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности; нарушений норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского районного суда адрес от 19 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 октября 2023 года
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.