Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Лукашенко Н.И., судей адресВ., фио, при секретаре Нагорном А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи адресВ., административное дело N 2а-255/2021 по апелляционной жалобе административного истца Тачаева И.А. на решение Таганского районного суда адрес от 20 декабря 2021 года, которым постановлено:
в удовлетворении административных исковых требований Тачаева Ильи Александровича к объединенному военному комиссариату адрес, призывной комиссии адрес о признании решения призывной комиссии незаконным, обязании устранить допущенное нарушение прав отказать,
УСТАНОВИЛА:
Тачаев И.А. просил суд признать незаконным решение призывной комиссии адрес от 26 октября 2016 г, на основании которого Тачаев И.А, паспортные данные, зачислен в запас согласно п. 1.1 ст. 28 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", то есть как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; обязать призывную комиссию адрес зачислить Тачаев И.А, паспортные данные в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, как не подлежащего призыву на военную службу по достижению возраста 27 лет в соответствии с абзацем 6 п. 1 ст. 52 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и, мотивируя заявленные требования тем, что административный истец постоянно зарегистрирован и фактически проживает по адресу: адрес. С 31 января 2006 г. Тачаев И.А. состоит на воинском учете в объединенном военном комиссариате адрес. 09 октября 2016 года Тачаеву И.А. исполнилось 27 лет, в связи с этим административный истец перестал подлежать призыву. Кроме того Тачаев И.А. имеет хроническое заболевание почек, согласно представленному медицинскому заключению. Граждане, имеющие хронические заболевания почек, подлежат зачислению в запас как лица, являющиеся годными к военной службе (категория годности "В" к военной службе) и не могут быть призваны на военную службу.
Судом постановлено приведенное выше решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить административный истец, указывая на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам административного дела.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя административного истца по доверенности фио, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, об уважительных причинах неявки не уведомивших, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 2 статьи 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Законом "О воинской обязанности и военной службе".
Федеральный законодатель полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей и прохождение военной службы по призыву, возложил на военные комиссариаты, которые организуют призыв на военную службу через свои структурные подразделения, призыв на военную службу осуществляют призывные комиссии (статьи 1, 5, абзац четвертый п. 1 ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", призыву на военную службу подлежат: а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе).
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
В соответствии с п. 1.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663.
В силу пункта 34 Положения, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 31 января 2006 года административный истец Тачаев И.А. состоял на воинском учете в ОВК адрес.
Административному истцу Тачаеву И.А. было выдано удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приписное удостоверение), вместе с тем указанное удостоверение суду со стороны административного истца представлено не было.
В соответствии с п. 4 ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет.
Из копии личного дела призывника Тачаева И.А. судом было установлено, что в период с 2007 года по 2012 год административный истец Тачаев И.А. проходил обучение по программе специальности в высшем учебном заведении, на очном отделении, по освоению образовательной программы по направлению "Безопасность жизнедеятельности", в связи с чем ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании п. 2 ст. 24 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". После освоения образовательной программы бакалавриата, Тачаев И.А. поступил в высшее учебное заведение, на очное отделение, по освоению образовательной программы магистра.
Согласно пп. "а" п.2 ст. 24 по Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ: право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ.
В период с 2013 года по 2016 год административным ответчиком ВК адрес неоднократно проводились розыскные мероприятия в отношении призывника Тачаева И.А, ни по одной из повесток Тачаев И.А. не явился в назначенное время и место на призывные мероприятия 22.05.2013 года Тачаев И.А, будучи зарегистрированный по адресу: адрес, был оповещен о явке в адрес Москвы по адрес на 30.04.2013 года под роспись (л.д. 31), согласно п. 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ утвержденной приказом Министерства Обороны РФ.
Также Тачаев И.А. 19.08.2016 года, лично под роспись был оповещен о явке в ВК адрес по адрес на 29.09.2016 года (л.д.32). Однако Тачаев И.А. в ОВК адрес по адрес в назначенное время и место не являлся.
Решением призывной комиссии адрес от 26.10.2016 г. (протокол N 2-у) на основании пп. 1.1 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" N 53-ФЗ от 1998 г. административный истец был признан "не прошедшим военную службу по призыву, не имя на то законных оснований" и зачислены в запас.
Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, в разделе III устанавливает правовое регулирование вопросов, связанных с признанием гражданина не прошедшим военную службу по призыву.
В силу п. 34 Положения, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 01 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
В соответствии с требованиями п. 3 ст. 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", п. п. 6, 7 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками отдела (муниципального).
Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками отделов (муниципальных) (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют отделы (муниципальные) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.
Исходя из положений п. 2 ст. 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.
В соответствии с п. 4 ст. 31 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 4 п. 1 ст. 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службы", п. п."г" п. 50 раздела IX Постановления Правительства РФ N 719 от 27 ноября 2006 года "Об утверждении Положения о воинском учете", граждане, подлежащие воинскому учету обязаны сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
В нарушение требований ст. 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службы", в период с 01 января 2014 года по декабрь 2016 г. Тачаев И.А, как гражданин, подлежащий воинскому учету, обязан был сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства, об изменении места пребывания (жительства), места работы, однако этого не сделал, что также свидетельствует о его умышленном уклонении от прохождения военной службы по призыву.
Согласно п. п. 5, 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 г. N 663, призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
Призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суде первой инстанции исходил из того, что административный истец Тачаев И.А. подлежал призыву на военную службу, однако, от явки в ОВК адрес в 2014-2016 г.г. последний уклонился, тем самым, воспрепятствовал проведению в отношении него мероприятий, связанных с призывом на военную службу; не предоставил в военный комиссариат результаты медицинского обследования, на основании чего призывная комиссия приняла законное и обоснованное решение в отношении административного истца о зачислении его в запас в связи с достижением возраста 27 лет, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Разрешая заявленные требования, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда являются мотивированными, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующих рассматриваемые правоотношения; юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно; нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, какого-либо несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела судебная коллегия не усматривает; судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, материальный закон, подлежащий применению к рассматриваемым правоотношениям.
Таким образом, по доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Таганского районного суда адрес от 20 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.