Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио и судей фио, Милых Н.В., при секретаре фио, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, дело по апелляционной жалобе фио на решение Чертановского районного суда адрес от 01 марта 2023 года, которым постановлено:
фио фио в удовлетворении административного искового заявления к ГКУ адрес "Центр занятости населения адрес" о признании незаконными действий и обязании выдать справку установленного образца для выплаты денежной суммы в порядке ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратился в Чертановский районный суд адрес с административным иском к адрес Москвы "Центр занятости населения адрес" о признании незаконными действия административного ответчика по не выдаче справки для получения денежной компенсации и обязании ответчика выдать справку установленного образца для получения среднего заработка на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения от бывшего работодателя.
Требования мотивированы тем, что он с 14.03.2014 по 15.08.2022 работал в ОАО Авиакомпания "Роял Флайт", откуда был уволен в связи с сокращением численности или штата работников организации по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Для получения причитающейся денежной выплаты он 16.08.2022 через портал "Госуслуги" встал на учет в центре занятости, где в личном кабинете обращение было зарегистрировано за N... Каких-либо уведомлений о снятии заявления, приостановлении не поступало. 16.112022 он обратился в Центр занятости за справкой для получения денежной суммы у бывшего работодателя в соответствии со ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации, в выдаче которой ему было отказано с ссылкой на то, что он на учете в центре занятости не состоит.
В суде первой инстанции фио исковые требования поддержал; представитель административного ответчика фио требования не признала.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит фио
Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы и доводы возражений на жалобу, выслушав административного истца фио, возражения представителя административного ответчика фио, проверив решение суда, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, имеются.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, фио 16.08.2022 через портал государственных услуг обратился в отдел трудоустройства Чертаново Центральное с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, которое в ВПК "КАТАРСИС" было в списке новых обращений, однако имело статус "отозвано", в связи с чем, электронное дело фио не было сформировано в программном комплексе.
Разрешая заявленные требования, и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, сославшись на п. 9 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат граждан, признанных в установленном порядке безработными, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 N 460, действовавших на момент обращения фио в отдел трудоустройства, руководствуясь положениями главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к выводу о том, что права административного истца не нарушены, поскольку при обращении 13.12.2022 в органы трудоустройства фио был поставлен учет как гражданин ищущий работу. Оснований для признания его безработным не имелось, т.к. он является пенсионером, что не отрицалось административным истцом в судебном заседании.
С данными выводами суда первой инстанции не может согласиться судебная коллегия.
Так, согласно ч. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 N 1032-1 (далее также - Закон о занятости населения) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
На основании п. 3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" лица, которым назначена пенсия по старости или за выслугу лет, не могут быть признаны безработными.
Однако, как следует из ст. 2 этого же Закона, такие граждане не считаются занятыми. Органы службы занятости обязаны регистрировать любых граждан, в том числе и неработающих пенсионеров, для целей поиска подходящей работы.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан. Указанное заявление подается в порядке, установленном пунктом 3.1 статьи 15 настоящего Закона.
Органы службы занятости запрашивают документы и (или) сведения, необходимые для постановки на регистрационный учет безработных граждан и находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (ч. 2 ст. 3 Закона о занятости населения).
Порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции установлен Временными правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года N 460 (далее Правила).
В силу п. 1 Правил в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Согласно п. 2 Правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на адрес (далее - заявление в электронной форме).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца к предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 4 Правил).
В силу п. 9 Правил постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных в целях поиска подходящей работы граждан центрами занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными в случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме.
Центр занятости населения уведомляет гражданина с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала о принятом решении в случаях, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Временных правил, в течение 3 рабочих дней (п. 9 (2) Порядка).
Как указывалось выше, фио 16.08.2022 через портал государственных услуг обратился в отдел трудоустройства Чертаново Центральное с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, которое согласно сведениями из личного кабинета портала "Госуслуги" в 09 час. 22 мин. успешно сформировано и отправлено в ведомство (л.д. 19), из материалов дела и объяснений истца следует, что он данное заявление не отзывал.
Из сообщения Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 02.12.2022 N П23-28361-ОГ следует, что по жалобе фио была проведена проверка по вопросу оказания услуги по постановке на учет на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) по итогам которой установлено, что фио 16.08.2022 в 09:22:34 с портала Госуслуг подано заявление N 2103685415, которое было успешно получено единой цифровой платформой в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" 16.08.2022 в 10:43:12 и на день данного сообщения находится в статусе "Заявление получено ведомством" (л.д. 10).
Таким образом, доводы административного ответчика о том, что заявление фио было отозвано, несостоятельны.
Из административного иска фио следует, что из ОАО Авиакомпания "Роял Флайт" он был уволен 15.08.2022 в связи с сокращением численности или штата работников организации по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, соответственно постановка фио 13.12.2022 на учет как гражданина ищущего работу, его права на получение средней заработной платы на период трудоустройства не восстановлены, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение двух месяцев со дня увольнения.
Соответственно данные из центра занятости населения об отсутствии трудоустройства бывшего работника в течение трех месяцев со дня увольнения влекут сохранение средней заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения.
Кроме того, судом первой инстанции не принято во внимание, что положения ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации не связывают возможность получения пособия и двухмесячного среднего заработка, а в исключительных случаях средней заработной платы за третий месяц со дня увольнения, с получением статуса безработных. Значение имеет лишь то, что бывший работник после увольнения по указанным в этой статье основаниям не смог в течение определенного времени найти работу, что в данном случае подтверждается заключением органа занятости.
При таком положении решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного иск фио, поскольку им доказано нарушение его прав, сроки обращения в суд соблюдены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Чертановского районного суда адрес от 01 марта 2023 года отменить, принять по делу новое решение.
Обязать Государственное казенное учреждение адрес Центр занятости населения адрес рассмотреть заявление фио от 16 августа 2022 года о постановке на учет для целей поиска подходящей работы и выдаче справки для получения среднего заработка на период трудоустройства.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 26 октября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.