Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей Тиханской А.В., Рубцовой Н.В., при секретаре Цыганковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тиханской А.В. административное дело N2а-1038/2022 по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Зюзинского районного суда адрес от 30 ноября 2022 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного иска фио к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об обязании внести изменения, поставить на кадастровый учет отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец фио обратился в суд с административным иском и просил признать незаконным решение Управления Росреестра по Москве от 10.02.2022 года об отказе в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на помещение, расположенное по адресу: адрес, помещ. II(комната N2, открытая стоянка), обязать административного ответчика осуществить кадастровый учет данного объекта и зарегистрировать право собственности административного истца на указанный объект, внести изменения в характеристики здания, в том числе эксплуатирующую крышу, мотивируя тем, что право собственности на данный объект признано за ним решением суда. Административный истец обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о регистрации права собственности помещение и постановку его на кадастровый учет, однако 19.05.2021 года регистрационные действия приостановлены ввиду того, что решением суда за административным истцом признано право собственности на помещение II, этаж 1, комната 2, характеристика: открытая стоянка, площадью 1503, 1 кв.м. в объекте незавершенного строительства в подземном гараже - стоянке, расположенной по адресу: адрес, однако по сведениям ЕГРН сведения об этаже открытая стоянка отсутствуют. Впоследствии в постановке на кадастровый учет и регистрации права было отказано. По мнению административного истца, решение административного ответчика носит незаконный характер, нарушает его права и законные интересы.
Представитель административного истца фио в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец со ссылкой на неправильное применение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушение допущены судом первой инстанции и выразились в следующем.
Как усматривается из материалов дела, 21.06.2005 года между адрес "ЮСТ и В" и фио заключен инвестиционный договор, в соответствии с которым застройщик принял на себя обязательство осуществить проектирование и строительство объектов; по окончании строительства сдать объект Государственной приемной комиссии в порядке, предусмотренном действующим законодательством, ввести его в эксплуатацию и передать истцу в собственность автостоянку, расположенную на кровле гаража(л.д. 14(об.).
Решением Зюзинского районного суда адрес от 31 июля 2014 года за фио признано право собственности на помещение N II, этаж 1, комната 2, характеристика: открытая стоянка, площадью 1503, 1 кв.м. в объекте незавершенного строительства в подземном гараже - стоянке, расположенной по адресу: адрес.
04.05.2021 года фио было подано заявление о государственной регистрации права собственности и постановку на кадастровый учет объекта недвижимого имущества - адрес, помещ. II(комната N2, открытая стоянка).
19 мая 2021 года Управлением Росреестра по Москве вынесено решение N РКРVDMFC-2201-05-04-338357 о приостановке государственного учета и государственной регистрации права собственности административного истца на объект недвижимости, по тем основаниям, что согласно выписке из ЕГРН на всё здание с кадастровым N77:06: 0011003:1036 на кадастровом учете состоит помещение, находящееся на первом этаже здания, а на графической части выписки изображена прилегающая к зданию стоянка. По сведениями ЕГРН здание с кадастровым номером 77:06:0011003:1036 учтено с площадью 3620.0 кв.м, сведения переданы ГУП МосгорБТИ по состоянию 29.06.2010 (этажи 1 и 2 подземных), сведения об этаже кровля открытая стоянка - "эксплуатируемая кровля" отсутствуют.
10.02.2022 года административным ответчиком было принято решение КУВД-001/2021-18046121 об отказе в государственной регистрации права, в связи с истечением прока приостановления, указанного в уведомлении от 19.05.2021 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в решении суда отсутствуют сведения о внесении изменений в здание с кадастровым номером 77:06:0011003:1036, в связи с чем оснований для осуществления действий по государственному кадастровому учету изменений характеристик в отношении спорного имущества у государственного регистратора не имелось.
Судебная коллегия находит данные выводы суда ошибочными.
В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Частью 2 указанной статьи предусмотрены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, которыми являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской
Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей адрес (часть 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Аналогичное положение предусмотрено частью 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 названного закона и требованиям принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом N 218-ФЗ или иными федеральными законами (пункт 5 статьи 18 того же закона).
Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с названным выше законом (часть 1 статьи 58 Закона N 218-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 5 июля 2001 года N 154-О указал, что государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Таким образом, вступившее в законную силу судебное решение, представленное административному ответчику для совершения регистрационных действий, являлось достаточным основанием для регистрации права собственности фио и постановки объекта на кадастровый учет.
При этом, исходя из мотивировочной части решения Зюзинского районного суда адрес от 31.07.2014 года, суд установил, что между фио и застройщиком заключен инвестиционный договор, в соответствии с которым застройщик принял на себя обязательство передать истцу в собственность автостоянку, расположенную на кровле гаража.
Вопреки утверждению Управления Росреестра по адрес, в реестровом деле содержатся сведения о постановке на кадастровый учет кровли - открытой стоянки автомобилей.
При таком положении принятые Управлением Росреестра по Москве решения нельзя признать законными, они создали препятствия реализации возникшего у административного истца права собственности, чем нарушили его права.
Учитывая вышеизложенное, решение суда которым вышеуказанные обстоятельства не были приняты во внимание, подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении требований фио о признании незаконным решения Управлением Росреестра по Москве об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права в отношении помещения, расположенного по адресу: адрес, помещ. II(комната N2, открытая стоянка). Вместе с тем, принимая во внимание, что суд не подменяет собой органы власти, в компетенцию которых входит принятие того или иного решения, на административного ответчика должна быть возложена обязанность повторно рассмотреть заявление фио об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на объект недвижимости.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зюзинского районного суда адрес от 30 ноября 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым требования фио удовлетворить.
Признать незаконными решения Управлением Росреестра по Москве о приостановлении государственной регистрации и об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении помещения, расположенного по адресу: адрес, помещ. II(комната N2, открытая стоянка), возложить на Управление Росреестра по Москве обязанность повторно рассмотреть заявление фио об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на объект недвижимости.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 27 октября 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.