Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио и судей фио, фио, при секретаре фио, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на решение Черемушкинского районного суда адрес от 21 июня 2023 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление фио к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконным решения, обязании зарегистрировать право собственности - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности от 10.01.2023 года...
Обязать должностное лицо Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве устранить допущенные нарушения прав фио в полном объеме, повторно рассмотреть заявление о государственной регистрации права собственности на нежилое помещение - гаражный бокс N 98, расположенный по адресу: адрес.
В удовлетворении требований административного истца в остальной части - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец фио обратился в Черемушкинский районный суд адрес с административным иском к административному ответчику Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (далее Управление Росреестра по Москве) о признании незаконным уведомления об отказе в регистрации права собственности, обязании осуществить регистрацию.
Требования мотивированы тем, что он является членом ГСК N23, выплатил пай на гаражный бокс N 98, получил право собственности на указанный гаражный бокс на основании договора купли-продажи с фио от 08.12.2021 и 06.10.2022 обратился в Росреестр через МФЦ для регистрации права собственности, 10.10.2022 Управление приостановило регистрацию, предложив ему представить дополнительные документы, что им было сделано 09.01.2023, однако 10.01.2023 получил уведомление об отказе в государственной регистрации права, т.к. не представлены документы, необходимые для осуществления кадастрового учета, а форма или содержание представленных документов не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. Полагал отказ незаконным, т.к. им были представлены справка о выплате пая, договор купли-продажи, технический план, акт приемки гаражей в эксплуатацию.
Ответчик в письменных возражениях административный иск не признал.
Суд постановилприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного ответчика фио, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного решения в апелляционном порядке.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частями 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Исполнительного комитета Московского Городского Совета депутатов трудящихся N12/36 от 07.04.1966 года "Об улучшении обслуживания и ремонта автомобилей, принадлежащих гражданам под строительство кооперативных гаражей", были закреплены земельные участки, предусмотренные утвержденной схемой (т. 2 л.д. 13-17).
Устав кооператива по строительству и эксплуатации коллективного гаража-стоянки для автомобилей индивидуальных владельцев был утвержден Общим собранием членов ГСК-23 11 января 1969 года и зарегистрирован в Отделе по руководству и контролю за ЖСК, ДСК и адрес за N114 от 22 апреля 1971 года (т. 1 л.д. 12-16).
В пункте п. 2 Устава был указан адрес ГСК-23: адрес.
Для строительства ГСК-23 был разработан технический проект, который был утвержден Решением Исполкома Советского районного Совета депутатов трудящихся адрес N 31/418 от 16 июля 1969 года. Проект был согласован Мосгоргеотрестом ГлавАПУ адрес от 25.08.1969 года (т. 1 л.д. 17).
В соответствии с актом государственной приемки здания, утвержденным заместителем председателя Исполкома Советского районного Совета от 13.07.1973 года одноэтажный боксовой гараж на 105 м/мест и одна сторожка был принят государственной комиссией и введен в эксплуатацию 9т. 1 л.д. 18).
ГСК-23 поставлен 05.11.1993 года на учет в налоговом органе в соответствии со свидетельством 77 N 0078743 о постановке на налоговый учет, 20.09.1995 года внесена дались в ЕГРЮЛ в соответствии со свидетельством N... и присвоен... (т. 1 л.д. 20).
Справкой Архитектурно-планировочного управления адрес N 9-45/16 от 29.11.1994 года ГСК-23 был уведомлен о смене адреса. Согласно данной справке существующим строениям ГСК-23, расположенным по адресу: адрес, присвоен милицейский адрес: адрес (т. 1 л.д. 21).
20 сентября 1995 года ГСК-23 был перерегистрирован в Московской регистрационной палате, филиал ЮЗ и внесен в общегородской реестр адрес за N485.736, что подтверждается свидетельством серии АИ N009108, выданным Московской регистрационной палатой 24.10.1995 года. В свидетельстве указан адрес ГСК-23 - Москва, адрес 9т. 1 л.д. 22).
В соответствии с ответом Первого заместителя руководителя Департамента городского имущества адрес фио на обращение Государственного регистратора прав Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве фио NДГИ-1-378699/19-1 от 20.05.2019 на земельный участок с кадастровым номером по адресу: адрес, был оформлен договор аренды... от 25.12.1997 (т. 1 л.д. 26).
06.10.2022 истец обратился в Управление Росреестра по адрес с заявлением о государственной регистрации права собственности на гаражный бокс N 98, расположенный по адресу: адрес, ГСК N 23, представив справку ГСК N 23 о выплаченном пае, технический план, в котором содержится информация о введении здания по укачанному адресу в эксплуатацию, договор купли-продажи от 08.12.2021, заключенный между фио и фио на приобретение гаражного бокса N 98 в ГСК-23, расположенного по адресу: адрес, которые были приняты ответчиком (т. 1 л.д. 34).
Из справки ГСК-23 выданной 25.02.2022 N 22 следует, что фио является членом ГСК с 08.12.2021 и владеет одноэтажным боксом, первичный пай внесен полностью в 1968 году, также указано об отсутствии задолженностей по оплате взносов (т. 1 л.д. 25).
Уведомлением от 10.10.2022 административному истцу сообщено о приостановлении регистрации прав и предложено представить дополнительные документы (т. 1 л.д. 35-36).
Решением Управления Росреестра по адрес от 10.01.2023 года фио отказано в государственной регистрации права собственности на основании статьи 27 указанного Федеральною закона - по причине того, что в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федеральною закона (т. 1 л.д. 39).
При этом Управление Росреестра по адрес указано, что заявителем не представлены документы, подтверждающие факт создания ГСК-23 здания, в состав которого входит нежилое помещение.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 6 Закон СССР от 06.03.1990 года N 1305-1 "О собственности в СССР" пришел к выводу о частичном удовлетворении административного иска фио, при этом обоснованно исходил из того, что административным истцом для осуществления государственного кадастрового учета и регистрации права собственности на объект недвижимости в регистрирующий орган были представлены документы, соответствующие требованиям законодательства, необходимые для осуществления запрашиваемых действий, в том числе данные о вводе в эксплуатацию в 1973 году здания, в котором расположен гараж, а равно технический план в отношении гаражного бокса, содержащий сведения о данном объекте, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, имеющаяся в справке о выплаченном пае информация также подтверждает наличие всех необходимых сведений о возникновении у фио права собственности на гараж применительно к требованиям действующего законодательства.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений Федерального закона Российской Федерации от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Закона СССР от 06.03.1990 года N 1305-1 "О собственности в СССР"; выводы суда первой инстанции подтверждаются представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2, 4 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей (часть 1).
Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами (часть 2).
Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости (часть 4).
Вопреки установленным законом гарантиям признания прав, возникших до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Управление Росреестра по адрес не учло, что гараж является ранее учтенным объектом, содержащиеся в сведениях государственного кадастрового учета данные о вводе в эксплуатацию в 1973 году здания, в котором расположен гараж, признаются достоверными.
В соответствии с частью 1 статьи 1 названного Закона право собственности в СССР признается и охраняется законом.
Настоящим Законом в соответствии с Конституцией СССР устанавливаются основные положения о собственности, действующие на всей адрес (часть 1 статьи 2 Закона).
В собственности могут находиться земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, здания, сооружения, оборудование, предметы материальной и духовной культуры, деньги, ценные бумаги и иное имущество (часть 1 статьи Закона).
Собственность в СССР выступает в форме собственности советских граждан, коллективной и государственной собственности (часть 1 статьи 4 Закона).
Собственность граждан создается и приумножается за счет их трудовых доходов от участия в общественном производстве, от ведения собственного хозяйства и доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги, приобретения имущества по наследству и по иным основаниям, допускаемым законом (часть 1 статьи 6 Закона).
В силу части 2 статьи 6 Закона член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или другого кооператива, полностью внесший свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное строение или помещение, предоставленные ему в пользование, приобретает право собственности на это имущество.
Пунктом 3 Постановления ВС СССР от 06.03.1990 N1306-1 "О введении в действие Закона СССР "О собственности в СССР" определялось, что Закон СССР "О собственности в СССР" применяется к правоотношениям, возникшим после введения в действие Закона, то есть с 1 июля 1990 года.
По правоотношениям, возникшим до 1 июля 1990 года, Закон СССР "О собственности в СССР" применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения в действие Закона.
Имеющаяся в представленных фио документах информация подтверждает наличие всех необходимых сведений о возникновении у него права собственности на гараж применительно к названным выше нормам Закона о собственности.
Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации соглашается с судом первой инстанции в том, что Управлением Росреестра по Москве не доказаны обстоятельства, имеющие значение, и не представлены доказательства, подтверждающие, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, административный доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, полностью повторяют позицию истца, изложенную в обоснование заявленных требований, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
Решение Черемушкинского районного суда адрес от 21 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации.
Полный текст апелляционного определения изготовлен 09 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.