Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего фио, судей фио, фио, при помощнике судьи Кльован С.П, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-1265/2023 по административному исковому заявлению Галлямова... к Министерству юстиции РФ о признании незаконным и отмене решения о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, обязании исключить данные сведения из реестра
по апелляционной жалобе представителя фио - Гамазова А.О. на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 28 июля 2023 г, заслушав доклад судьи фио, выслушав объяснения представителя Министерства юстиции РФ - фио, полагавшего решение суда законным и обоснованным,
УСТАНОВИЛА:
решением Замоскворецкого районного суда адрес от 28 июля 2023 г. в удовлетворении названного выше административного иска отказано.
Рассматривая дело и разрешая спор по существу, суд исследовал заявленные основания иска, связанные с нарушением прав фио оспариваемым распоряжением Министерства юстиции РФ от 10 февраля 2023 г. (далее - Распоряжение), поскольку оно по мнению административного истца, является политически мотивированным, повлекло вмешательство в его права и свободы на выражение мнения, носит дискриминационный характер, является вмешательством на свободу выражения мнения, уважение частной жизни.
Исследуя указанные обстоятельства, суд принял во внимание объяснения представителей сторон, оценил представленные доказательства, и дал им оценку с учетом установленных законом критериев иностранного агента, определений форм политической деятельности.
В апелляционной жалобе представителя фио ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.
Судебная коллегия на основании ст.ст. 150, 152 Кодекса административного судопроизводства РФ нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражения на нее, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда пришла к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
При этом судебная коллегия исходила из следующего.
Суду представлено распоряжение Министерства юстиции РФ о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, фио
Из содержания Распоряжения видно, что оно вынесено уполномоченным лицом Министерства юстиции РФ в соответствии с ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
Названный Федеральный закон (нормы которого приведены в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), как следует из его содержания, предусматривает правовое регулирование, допускающее признание физического лица выполняющим функции иностранного агента в случае, если оно получает поддержку и (или) находится под иностранным влиянием в иных формах, осуществляя деятельность, виды которой установлены статьей 4 настоящего Федерального закона.
В статье 2 названного Федерального закона под иностранным влиянием, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, понимается предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами.
Перечень иностранных источников приведен в ст. 3 того Закона и включает как иностранные государства, так и их органы публичной власти, организации (международные и иностранные), иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранные структуры, иные лица, перечень которых содержится в данной норме права.
В ст. 4 названного Федерального закона даны признаки политической деятельности, согласно которым таковой признается деятельность в определенных сферах, включая сферу государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности органов публичной власти, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование органов публичной власти, их решения и действия.
Данной нормой права также определены и формы осуществления политической деятельности, в частности - распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" в целях ведения единого реестра уполномоченному органу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, предоставляются сведения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (за исключением результатов оперативно-разыскной деятельности), федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Сведения, необходимые для ведения единого реестра, предоставляются уполномоченному органу иными государственными органами и организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" в случае выявления лица, действующего в качестве иностранного агента, которое не подало заявление, предусмотренное частью 1 или 2 настоящей статьи, уполномоченный орган принимает решение о включении такого лица в реестр в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня выявления, о чем уведомляет такое лицо в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня принятия соответствующего решения (ч. 7).
Решение о включении в реестр сведений об иностранном юридическом лице, иностранной структуре без образования юридического лица принимается уполномоченным органом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (ч. 8).
Решение уполномоченного органа о включении в реестр может быть обжаловано в суд (9).
В соответствии с этим Министерство юстиции РФ представило доказательства того, что в его адрес поступили материалы из Роскомнадзора и из Главного управления по противодействию экстремизма МВД России в отношении фио, свидетельствующие о его участии в период с января 2022 г. по январь 2023 г. в такого рода политической деятельности в форме распространения своего мнения о принимаемых государственными органами Российской Федерации решениях и проводимой ими политике, в частности распространение Галлямовым А.Р. через свой телеграм-канал, социальные сети..,.., информации об организациях и лицах, признанных в Российской Федерации иностранными агентами, таких как О.., "... ", "... ",... ", "... ", "... ",.., адрес, "... ",.., ООО "... ",... ", фио, фиоМ, фио, фио, фио, фио, фио, фио, включенных в реестр иностранных агентов.
Данные факты подтверждены исследованными судом доказательствами и применительно к названным выше нормам материального права давали основания для отказа в удовлетворении административного иска, дополнительно принимая во внимание то, что сам Галлямов А.Р. не подал заявление в порядке ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", определяющей, что лицо, намеревающееся действовать в качестве иностранного агента, обязано до начала своих действий подать в уполномоченный орган заявление о включении его в реестр.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить, ссылаясь на несогласие с ним фио по мотивам недоказанности установленных судом обстоятельств, нарушения и неправильного применения закона, включая принцип равенства, а также указывает на недопустимость вмешательства, обусловленного политической мотивацией, в право на свободу выражения мнения и на частную жизнь.
Однако доводы апелляционной жалобы преимущественно сводятся к цитированию закона без их связи с конкретными обстоятельствами, которые бы подтверждали нарушения, о которых заявлено в жалобе.
При этом заявитель, не отрицая политическую деятельность фио, не оспаривает правильность установленных судом первой инстанции обстоятельств выражения Галлямовым А.Р. мнения по указанным выше темам, которые в смысле, определяемом Федеральным законом от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", имеют признаки политической деятельности, содержание которых раскрыто выше.
В частности, в жалобе не оспариваются установленные судом факты интервью фио, данные им, в том числе, украинским адрес новин", адрес, "Телеканал Прямий", в которых он подрывает доверие к российской армии в связи с ее участием в СВО.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, ставящие по сомнение, что высказанные Галлямовым А.Р. комментарии основаны на поддержке иностранных каналов, предоставляющих административному истцу поле для их размещения.
Доводы жалобы о том, что применение к Галлямову А.Р. норм названного Федерального закона является дискриминацией, основано на неправильном понимании этого принципа, поскольку обжалуемое решение принято Министерством юстиции Российской Федерации в строгом соответствии с действующим законодательством.
В апелляционной жалобе заявитель также утверждает, что сбор информации в отношении фио явился необоснованным вмешательством в его право на уважение частной жизни.
Однако это утверждение не учитывает, что такая информация распространялась самим фио и находилась в общем доступе.
Утверждение в жалобе о политической мотивации ограничения прав административного истца не учитывает, что решение суда по данному делу основано исключительно на достоверных фактах, которые получили оценку только в пределах регулирования Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
Вопреки доводам жалобы право на выражение мнения судом не нарушено в свете Международного пакта о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН), поскольку нормы данного правового акта предусматривают, что каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения или иными способами по своему выбору. В то же время пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми:
a) для уважения прав и репутации других лиц;
b) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
В данном случае ограничения установлены нормами названного Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
Руководствуясь ст.ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Замоскворецкого районного суда адрес от 28 июля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение в соответствии с ч. 5 ст. 311 Кодекса административного судопроизводства РФ вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через Замоскворецкий районный суд адрес в судебную коллегию по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.