Московский городской суд в составе судьи Казакова М.Ю., при секретаре Футерко И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5939/2023 по административному исковому заявлению ООО "Олимпия-Сервис" о признании незаконными решений об отказе в пересчете кадастровой стоимости, возложении обязанности произвести пересчет кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Олимпия-Сервис" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к ГБУ "Центр имущественных платежей", Управлению Росреестра по Москве, ППК "Роскадастр" о признании незаконными решений об отказе в пересчете кадастровой стоимости, возложении обязанности произвести пересчет кадастровой стоимости, указывая в обоснование требований, что является собственником земельного участка общей площадью 9 382 кв.м, расположенного по адресу: адрес, земельный участок 15Г/2, кадастровым номером 77:04:0002001:1004.
Решением Московского городского суда от 9 августа 2019 года, по административному делу 3а-1736/2019 установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:04:0002001:1004 в размере его рыночной стоимости, равной 101 163 442 рублей по состоянию на 1 января 2018 года.
При проведении очередной государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2021 года и 1 января 2022 года, ГБУ "Центр имущественных платежей" для земельных участков отдельно выделена подгруппа 13.3 адрес, рассчитанные с использованием иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства", предназначенной для определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости (земельных участков) индивидуально; Кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2021 года была определена затратным подходом, методом основанном на индексации иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства. К указанным земельным участкам был избран и применен метод индексации прошлых результатов в размере +7, 12%, определенного в целом по виду объектов недвижимости. Кадастровая стоимость земельных участков, отнесенных к подгруппе 13.3 по состоянию на 1 января 2022 года определена с применением сводного индекса изменения цен между датой определения (датой оценки) рыночной стоимости и датой, по состоянию на которую определяется кадастровая стоимость - 01.01.2022, в размере 1, 0226.
Таким образом, указывает административный истец, выделение бюджетным учреждением для целей государственной кадастровой оценки подобной самостоятельной оценочной группы означает, что правообладатели объектов недвижимости, ранее использовавшие процедуру оспаривания кадастровой стоимости, вправе рассчитывать на применение единой методологии оценки в отношении принадлежащих им объектов недвижимости. Вместе с тем, при проведении государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2021 года и 1 января 2022 года, ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" объект недвижимости с кадастровым номером 77:04:0002001:1004 отнесен к подгруппе 6.1. "Объекты административного и офисного назначения (основная территория)" кадастровая стоимость была определена сравнительным подходом, методом статистического (регрессионного) моделирования.
Согласно официальных данных ЕГРН для объекта недвижимости с кадастровым номером 77:04:0002001:1004 установлена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 404 605 411, 22 руб, по состоянию на 1 января 2022 года в размере 374 099 650, 58 руб.
Административный истец указывает, что ГБУ "Центр имущественных платежей" неправомерно ограничило источник сведений о кадастровой стоимости, оспоренной на основании соответствующих решений, только представленной Управление Росреестра по Москве выборкой из ЕГРН, в которой отсутствовала информация о приведенном выше решении Московского городского суда, чем, по мнению административного истца, нарушен принцип единства методологии в отношении схожих объектов.
18 июля 2023 года административный истец обратился с письменным обращением в ГБУ "Центр Имущественных Платежей" об исправлении допущенной в отношении спорного объекта недвижимости методологических ошибок, связанных с некорректным определением оценочной группы и проведением индексации кадастровой стоимости с учетом судебного акта, принятого Московским городским судом по административному делу N 3а-1736/2019. Решениями ГБУ "Центр Имущественных Платежей" от 9 августа 2023 года N 370/23, N 371/23 административному истцу отказано в пересчете кадастровой стоимости.
В связи с изложенным административный истец просит признать незаконным и решения ГБУ "Центр имущественных платежей" от 9 августа 2023 года N 370/23, N 371/23 и обязать ответчика исправить методологическую ошибку, допущенную при определении кадастровой стоимости, в порядке предусмотренном статьей 21 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке", приняв в качестве исходных данных определенную по состоянию на 1 января 2018 года рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002001:1004 в размере 101 163 442 руб.
В настоящем судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по основаниям, приведенным в иске.
Представитель административного ответчика ГБУ "Центр имущественных платежей" административные исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.
Представитель административного ответчика ППК "Роскадастр" просил отказать в удовлетворении административного искового заявления, пояснив, что в настоящее время полномочия по внесению сведений в ЕГРН о кадастровой стоимости возложены на ППК "Роскадастр", являющимся правопреемником ФГБУ "ФКП Росреестра".
Представитель административного ответчика Департамента городского имущества города Москвы административные исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.
Выслушав объяснения представителя административного истца, объяснения представителей административных ответчиков ГБУ "Центр имущественных платежей", ППК "Роскадастр", Департамента городского имущества города Москвы, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Вопросы производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости урегулированы главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
-недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
-установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (часть 1). Заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, подается в бюджетное учреждение или многофункциональный центр лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая портал государственных и муниципальных услуг (часть 7). Заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, должно содержать: фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии) физического лица, полное наименование юридического лица, номер телефона для связи с заявителем, почтовый адрес и адрес электронной почты (при наличии) лица, подавшего заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; кадастровый номер объекта недвижимости (объектов недвижимости), в отношении которого подается заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; указание на содержание ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, с указанием (при необходимости) номеров страниц (разделов) отчета, на которых находятся такие ошибки, а также обоснование отнесения соответствующих сведений, указанных в отчете, к ошибочным сведениям (часть 9). К заявлению об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, по желанию заявителя могут быть приложены документы, подтверждающие наличие указанных ошибок.
Истребование иных документов, не предусмотренных настоящей статьей, не допускается (часть 10). К заявлению об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, могут быть приложены иные документы, содержащие сведения о характеристиках объекта недвижимости (часть 11). По итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено (часть 14). Бюджетное учреждение информирует заявителя о принятом решении в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения (часть 17).
В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО "Олимпия-Сервис" является собственником земельного участка, общей площадью 9 382+/- 34 кв. м, расположенного по адресу: адрес, 4, 7, 9, 11, 12, с кадастровым номером 77:01:0004013:1004.
Решением Московского городского суда от 9 августа 2019 года, вступившим в законную силу 30 октября 2019 года по административному делу 3а-1736/2019 установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:04:0002001:1004 в размере его рыночной стоимости, равной 101 163 442 рублей по состоянию на 1 января 2018 года.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2021 года.
Согласно названному распоряжению кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2021 года установлена для объекта недвижимости с кадастровым номером 77:04:0002001:1004 в размере 336 461 318, 26 руб.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 3 ноября 2022 года N 64489 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в городе Москве по состоянию на 1 января 2022 года.
Согласно названному распоряжению кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2022 года установлена для объекта недвижимости с кадастровым номером 77:04:0002001:1004 в размере 308 669 582, 58 руб.
Также из материалов дела следует, что при проведении государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2021 года и на 1 января 2022 года объект недвижимости с кадастровым номером 77:04:0002001:1004 оценивался в составе подгруппы 6.1 - "Объекты административного и офисного назначения" (основная территория)"; кадастровая стоимость указанного объекта определялась сравнительным подходом, методом статистического (регрессионного) моделирования.
18 июля 2023 года административный истец обратился с письменным обращением в ГБУ "Центр Имущественных Платежей" об исправлении допущенной в отношении спорного объекта недвижимости методологических ошибок, связанных с некорректным определением оценочной группы и проведением индексации кадастровой стоимости с учетом судебного акта, принятого Московским городским судом по административному делу N 3а-1736/2019. Решениями ГБУ "Центр Имущественных Платежей" от 9 августа 2023 года N 370/23, N 371/23 административному истцу отказано в пересчете кадастровой стоимости.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 237-ФЗ кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний определение кадастровой стоимости предполагает расчет вероятной суммы типичных для рынка затрат, необходимых для приобретения объекта недвижимости на открытом и конкурентном рынке.
Пунктом 2.4 Методических указаний предусмотрено, что в рамках подготовки к государственной кадастровой оценке осуществляются в том числе сбор, обработка и учет (в случае если характеристики объекта недвижимости не изменялись) информации об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была оспорена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 7.2 Методических указаний установлено, что определение кадастровой стоимости в рамках сравнительного подхода осуществляется одним из следующих способов (методов):
1) метод статистического (регрессионного) моделирования.
2) метод типового (эталонного) объекта недвижимости.
3) метод моделирования на основе удельных показателей кадастровой стоимости (УПКС).
4) метод индексации прошлых результатов.
Подпунктом 7.2.4 пункта 7.2 Методических указаний предусмотрено, что метод индексации прошлых результатов заключается в индексировании значений кадастровой стоимости зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест, установленных в результате предыдущей государственной кадастровой оценки.
Метод применяется в случае невозможности применения иных методов сравнительного подхода для зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест, по которым полностью отсутствуют характеристики, а также в случаях, предусмотренных пунктом 8.6 Указаний.
Согласно пункту 8.6 Методических указаний в качестве исходных данных для моделирования, а также для установления кадастровой стоимости возможно использовать результаты иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости (в том числе выполненных по заказу самих правообладателей данных объектов недвижимости), а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства, в целях повышения достоверности результатов определения кадастровой стоимости, с обязательной индексацией этих результатов на дату определения кадастровой стоимости.
Приведенные выше положения Методических указаний не содержат требований обязывающих использовать метод индексации прошлых результатов, при определении кадастровой стоимости на новый период. Данные положения допускают применения такого метода только в случае невозможности использования иных методов сравнительного подхода для объектов капитального строительства и в случаях, предусмотренных пунктом 8.6 Методических указаний.
Из представленных разъяснений, связанных с определением оспариваемой кадастровой стоимости, усматривается, что при оценке спорного объекта недвижимости применялся сравнительный подход, метод статистического (регрессивного) моделирования. Объект справедливо отнесен к 6 оценочной группе "Объекты, предназначенные для размещения административных и офисных зданий", подгруппе 6.1 "Объекты офисно-делового назначения (основная территория)".
Земельный участок имеет вид разрешенного использования в том числе - "для размещения административных и офисных зданий". Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 4 июня 2019 года N 2992, проведенной в рамках административного дела N 3а-1736/2019, фактическое использование земельного участка определено как - "складское здание с офисно-административной частью".
Указанное фактическое использование спорного объекта недвижимости административным истцом не оспаривается.
Метод индексации прошлых результатов, в том числе с использованием результатов кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года в размере 101 163 442 рублей, при определении оспариваемой кадастровой стоимости, не применялся, что соответствует положениям Методических указаний.
Таким образом, при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2021, 01.01.2022 использовались достоверные сведения об объекте недвижимости, выбор метода оценки предоставлен законодателем органу, проводящему соответствующую оценку, следовательно, методологической ошибки при определении оспариваемой кадастровой стоимости Учреждением не допущено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного искового заявления ООО "Олимпия-Сервис" следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ООО "Олимпия-Сервис" отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда М.Ю. Казаков
Решение изготовлено в окончательной форме 15 ноября 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.