Московский городской суд в составе председательствующего судьи Лоскутовой А.Е., при помощнике Добровольской А.А., с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Крона-Маркет" о признании недействующим отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", -
УСТАНОВИЛ:
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП, вступившего в силу с 1 января 2021 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2021 года (далее - Перечень на 2021 год). Нормативный правовой акт опубликован 8 декабря 2020 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 68, т. 1, 2, 3, 4, а также размещен 25 ноября 2020 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП, вступившего в силу с 1 января 2022 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2022 года (далее - Перечень на 2022 год). Нормативный правовой акт опубликован 7 декабря 2021 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 31, т. 2, 3, 4, 5, 6, а также размещен 24 ноября 2021 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП, вступившего в силу с 1 января 2023 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2023 года (далее - Перечень на 2023 год). Нормативный правовой акт опубликован 6 декабря 2022 года в издании "Вестник Москвы" N 67, т. 1, а также размещен 23 ноября 2022 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктами 7013, 7014, 7015, 7016, 7017 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП), пунктами 10645, 10646, 10647, 10648, 10649 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП), пунктами 10211, 10212, 10213, 10214, 10215 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП), в Перечни на 2021 -2023 годы включены следующие объекта недвижимости:
1.Нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0009005:1009, расположенное по адресу: адрес;
2.Нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0009005:1014, расположенное по адресу: адрес;
3.Нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0009005:1015, расположенное по адресу: адрес;
4.Нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0009005:1016, расположенное по адресу: адрес;
5.Нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0009005:1017, расположенное по адресу: адрес.
ООО "Крона-Маркет" обратилось в Московский городской суд с требованиями, уточнёнными в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, о признании недействующим постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года в части включения в Перечень на 2021 год пунктов 7013, 7014, 7015, 7016, 7017, в Перечень на 2022 год пунктов 10645, 10646, 10647, 10648, 10649, в Перечень на 2023 год пунктов 10211, 10212, 10213, 10214, 10215, то есть в части включения в Перечни вышеуказанных зданий. (т.1 л.д.16-23, т.2 л.д.58-59)
В обоснование своих требований административный истец указал, что спорные объекты недвижимости не отвечает критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона адрес от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций". Включение объектов в Перечни противоречит приведенным законоположениям и нарушает права и законные интересы административного истца, как налогоплательщика, так как незаконно возлагает на него обязанности по уплате налога на имущество в большем размере.
Представитель административного истца в судебном заседании требования поддержал, правомочия Правительства Москвы на принятие обжалуемого нормативного правового акта не оспаривал.
Представитель Правительства Москвы фио в судебном заседании возражал против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменном отзыве, дополнительно указав, что постановление принято в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав оспариваемые заявителями положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Статья 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Проверяя в порядке части 8 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полномочия Правительства Москвы на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу о том, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, оспариваемые постановлени приняты Правительством Москвы в пределах его полномочий, предусмотренных пунктом 5 статьи 1, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", статьями 1, 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", пунктом 1 статьи 44 Закона адрес от 28 июня 1995 года "Устав адрес", пунктом 9 статьи 11 Закона адрес от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", которые сторонами не оспаривались.
В соответствии с требованиями Закона адрес от 08 июля 2009 года N 25 "О правовых актах адрес" постановление (в том числе в оспариваемых редакциях) подписано Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке. Стороны также не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в настоящей статье термина - "административно-деловой центр", под которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом фактическим использованием здания в целях делового, административного или коммерческого назначения, согласно абз. 3 пп. 2 п. 3 ст. 378 НК РФ признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
На территории адрес в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона адрес от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", начиная с 1 января 2017 года налоговая база исходя из кадастровой стоимости определяется в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона адрес от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Системный анализ положений федерального и регионального законодательства, включая статью 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункты 1, 2 статьи 1.1 Закона адрес от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", позволяет сделать вывод о том, что отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру на территории адрес осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания и (или) вида его фактического использования.
В силу пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что административному истцу принадлежат на праве собственности следующие объекты недвижимости:
1.Нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0009005:1009, общей площадью 3 443, 8 кв.м, расположенное по адресу: адрес (т.1 л.д.29-35);
2.Нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0009005:1014, общей площадью 18 441, 4 кв.м, расположенное по адресу: адрес (т.1 л.д.63-72);
3.Нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0009005:1015, общей площадью 73, 9 кв.м, расположенное по адресу: адрес (т.1 л.д.49-52);
4.Нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0009005:1016, площадью 146, 4 кв.м, расположенное по адресу: адрес (т.1 л.д.88-92);
5.Нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0009005:1017, общей площадью 188, 2 кв.м, расположенное по адресу: адрес (т.1 л.д.107-111).
Из материалов дела, отзыва Правительства Москвы следует, что здания включены в оспариваемые Перечни по критерию вида разрешенного использования земельного участка, на котором они расположены, нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0009005:1014, расположенное по адресу: адрес, включено в оспариваемый Перечень на 2023 год также по фактическому использованию.
В соответствии со сведениями, предоставленными Филиалом ППК "Роскадастр" по Москве на запрос суда, по состоянию на 01.01.2021, 01.01.2022, 01.01.2023 была установлена связь объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:03:0009005:1009 с земельным участком с кадастровым номером 77:03:0009005:2146, уточненная площадь (погрешность измерения 25) 8179 кв. м, адрес (местоположение): адрес;
- по состоянию на 01.01.2021, 01.01.2022, 01.01.2023 была установлена связь объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 77:03:0009005:1014, 77:03:0009005:1015, 77:03:0009005:1016, 77:03:0009005:1017, с земельным участком с кадастровым номером 77:03:0009005:2147, уточненная площадь (погрешность измерения 56) 40721 кв. м, адрес (местоположение): адрес, 3, 4, 5, соор. 6, 7.
Также Филиал сообщает, что в соответствии со сведениями, содержащимися в информационных системах ЕГРН:
- по состоянию на 01.01.2021, 01.01.2022, 01.01.2023 земельный участок с кадастровым номером 77:03:0009005:2146 имел вид разрешенного использования - "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.5/1.2.9)";
- по состоянию на 01.01.2021, 01.01.2022, 01.01.2023 земельный участок с кадастровым номером 77:03:0009005:2147 имел вид разрешенного использования - "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.3/1.2.7/1.2.9/1.2.10)". (т.1 л.д.137-144, том 6 л.д.188-194)
Арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:03:0009005:2146 является ООО "Крона-Маркет" на основании договора аренды NМ-03-044172 от 14 января 2014г. (т.1 л.д.125-130)
В соответствии с п.1.1 договора аренды, земельный участок предоставлены для целей эксплуатации торгово-складского здания.
адрес с кадастровым номером 77:03:0009005:2147 предоставлен ООО "Крона-Маркет" в пользование на основании договора аренды NМ-03-044171 от 14 января 2014г. в целях эксплуатации складского здания, зданий центрального теплового пункта, контрольно-пропускного пункта, насосной станции, сооружений канализационной насосной станции и очистных сооружений ливневых стоков. (т.1 л.д.131-136)
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка в адрес установлен постановлением Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в адрес", пунктом 3.2 которого было предусмотрено, что разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка, с 15 июня 2016 года согласно названному пункту в редакции постановления Правительства Москвы от 15 июня 2016 года N 343-ПП - в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", с 30 декабря 2021 года - в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, установленных приложением к Приказу Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
В силу положений части 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" определено 17 видов разрешенного использования, в том числе: земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок (п.1.2.3); земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п. 1.2.5); земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (п. 1.2.7); земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (п.1.2.9); земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов (п.1.2.10).
Согласно приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" к кодам видов разрешенного использования отнесены, в том числе - деловое управление (код 4.1): размещение объектов капитального строительства с целью размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности); - бытовое обслуживание (код.3.3): размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро); - объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (код 4.2): размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.8.2, размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра; - общественное питание (код 4.6): размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).
В соответствии с приложением к "Классификатору видов разрешенного использования земельных участков", утвержденному приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020г. N П/0412 (далее приказ Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412), к коду вида разрешенного использования - "бытовое обслуживание (3.3)" отнесено: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро); - "деловое управление (4.1) отнесено: размещение объектов капитального строительства с целью размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности; - "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (4.2)" отнесено: размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5, 4.6, 4.8 - 4.8.2; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра; - "общественное питание (код 4.6)" отнесено: размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).
Таким образом, установленные виды разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 77:03:0009005:2146 и 77:03:0009005:2147 являются смешанными, обладающими признаками множественности, в связи с чем правовое значение имеет фактическое использование зданий в оспариваемые периоды.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок), Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости адрес определена уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - адрес по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав (далее - Госинспекция) (пункт 1.2 Порядка).
Постановлением Правительства Москвы от 26 мая 2020 года N 626-ПП изменена редакция пункта 1.2 Порядка, указано, что такие мероприятия проводятся с привлечением подведомственного Государственного бюджетного учреждения адрес контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (далее - ГБУ "МКМЦН").
В отношении нежилого задания с кадастровым номером 77:03:00009005:1009, площадью 3 443, 8 кв.м проводились мероприятия по определению его фактического использования, по результатам которого составлен акт от 27 мая 2016г, из выводов акта следует, что здание не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
ГБУ "МКМЦН" 30 июня 2023г. составлен акт N91234621/ОФИ о фактическом использовании нежилого задания с кадастровым номером 77:03:00009005:1009, согласно выводам которого здание не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Из расчетной части акта следует, что 100% от площади здания используется под склад (не связанный с торговлей). (т.6 л.д. 252-271)
По данным технического паспорта и экспликации здание с кадастровым номером 77:03:00009005:1009 относится к складу. (т. 1 л.д.36-48)
В отношении нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:03:00009005:1015; 77:03:00009005:1016; 77:03:00009005:1017 в юридически значимый период мероприятия по обследованию их фактическому использованию в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП, не проводились.
По данным технического паспорта и экспликации здание с кадастровым номером 77:03:00009005:1015 является Центральным тепловым пунктом. (т.1 л.д.53-62)
По данным технического паспорта и экспликации здание с кадастровым номером 77:03:00009005:1016 является контроль-пропускным пунктом. (т.1 л.д. 93-106)
По данным технического паспорта и экспликации здание с кадастровым номером 77:03:00009005:1017 является насосной. (т.1 л.д.112-124)
Госинспекцией по недвижимости 15 июля 2014г. проведены мероприятия по фактическому использованию здания с кадастровым номером 77:03:00009005:1014, в связи с чем составлен Акт обследования N 9030918, в соответствии с которым здание фактически используется для размещения офисов. Из раздела 6 акта следует, что 78, 9% от общей площади здания используется под склад, 21, 1 % под офис. (т.2 л.д.27-31)
Во 2 разделе Акта от 2014г. "Описание фактического использования помещений" усматривается, что к офисным помещениям государственными инспекторами отнесены все помещения расположенные на 2 и 3 этаже здания, общей площадью 3 888, 5 кв.м.
Между тем, в нарушение пункта 3.4 Порядка, согласно которому в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, в Акте 2014 года имеется лишь одна фотография кабинета, одна фотография вывески на двери "отдел кадров".
Согласно экспликации помещения, расположенные в спорном здании, имеют следующее назначение: "складские" - 17 643, 4 кв.м; "прочие" - 798 кв. м. (т.1 л.д. 87)
Из акта N 91237513/ОФИ от 10 октября 2023г. о фактическом использовании нежилого задания с кадастровым номером 77:03:00009005:1014 следует, что здание фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Из расчетной части акта следует, что 90, 46% от общей площади используется под технические помещения и склады (не связанный с торговлей). (т.6 л.д.199-223)
Административным истцом также представлены действующие в юридически значимый период договоры аренды, заключенные с ООО "Эпидбиомед-диагностика", ООО "РусИнтелКом", ООО "Мейн", ООО "Инжиниринг", ООО "Малекс", ООО "Пея Агро", согласно которым помещения в здании с кадастровым номером 77:03:00009005:1014 на даты принятия Перечней на 2021-2023 годы были сданы в аренду исключительно для размещения складов.
Из предоставленных административным истцом договоров следует, что для размещения офисов в спорном здании используют: ООО "Азбука логистики" (7, 5 кв.м.), ООО "Лига сварки" (7, 5 кв.м.), ИП фио (8 кв.м.); ООО "Орматек" (7, 5 кв.м.); ООО "Эпидбиомед-диагностика" (28, 5 кв.м.), ООО "РусИнтелКом" (13, 7 кв.м.), что не подтверждает фактическое использование более 20% площади спорного здания для целей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Довод административного ответчика о том, что помещения, переданные в аренду ООО "Эпидбиомед-диагностика" используются для разрешения офисов и склада связанного с торговлей подлежит отклонению, поскольку согласно информации размещенной на официальном сайте указанная организация специализируется на поставках диагностической продукции и лабораторного оборудования российских и зарубежных производителей, является комплексным поставщиком питательных средств и препаратов для диагностики (иммунноглобулины, ИФА тест-системы, сыворотки (сальмонеллезные, эшерхиозные) и т.д. Партнерами ООО "Эпидбиомед-диагностика" являются ФБУ "ГНЦ ПМБ" Роспотребнадзора России, ООО "НПП "ДиаВита", АмплиТест, ООО "БИОХод", ФГБНУ "ФНЦИРИП им. фио РАН", ФГУП "СПбНИИВС ФМБА РФ". ООО НПФ "Абрис+".
Административным истцом предоставлен договор поставки от 11 сентября 2023г, заключенный ООО "Эпидбиомед-диагностика" и ИП фио, из которого следует, что поставка товара осуществляется следующим путем: передача товара покупателю в месте нахождения товара (самовывоз товара покупателем со склада поставщика), оплата товара осуществляется покупателем 100 % предварительной оплаты товара на основании счета поставщика.
Основным видом деятельности организации является "торговля оптовая фармацевтической продукцией", в качестве дополнительной "Производство фармацевтических субстанций", "Производство лекарственных препаратов для медицинского применения".
Иных доказательств подтверждающих, что в спорном здании помещения используются под склад связанный с торговлей, административным ответчиком не предоставлено.
При таких обстоятельствах Акт от 2014 года не может быть расценен судом как однозначно подтверждающий факт использования более 20 % от общей площади здания в целях размещения офисных помещений, поскольку он не отвечает требованиям Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, а его выводы опровергаются представленными стороной административного истца доказательствами.
Акт N 91237513/ОФИ от 10 октября 2023г. не являлся основанием для включения нежилого здания с кадастровым номером 77:03:00009005:1014 в Перечни на налоговые периоды 2021-2023 г, однако с учетом представленных сторонами доказательств свидетельствует о том, что нежилое здание не использовалось для объектов, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Наличие в сети "Интернет" сайтов тех или иных организаций с указанием адресов объектов недвижимости само по себе не свидетельствует о том, что данные организации фактически там находятся, а также не позволяет сделать выводы о том, какая площадь ими используется.
Иных доказательств нахождения в здании офисных, торговых, объектов общественного питания, бытового обслуживания, занимающих более 20% от общей площади зданий, административным ответчиком не предоставлено, несмотря на то, что согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 этой статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Законность заявленных административным истцом требований также подтверждается сведениями, содержащимися в экспликации поэтажного плана спорных зданий, согласно которым, назначение помещений не соответствует целям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ.
Принимая во внимание установленные обстоятельства по делу, а также, что именно на Правительство Москвы возложена обязанность по доказыванию соответствия объектов недвижимости, включенных в оспариваемые Перечни, признакам административно-делового и (или) торгового центра, объекта общественного питания или бытового обслуживания, установленным действующим законодательством, однако, таких доказательств не представлено, в связи с чем приходит к выводу о законности заявленных административным истцом требований, поскольку вышеуказанные здания, включенные в Перечни объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости, не соответствуют критериям, определенным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 1.1 Закона адрес "О налоге на имущество организаций".
В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного производства Российской Федерации, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Оспариваемые положения затрагивают права административного истца регулируют правоотношения по уплате налога на имущество за 2021-2023 гг.
В связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца следует признать недействующими заявленные в административном иске пункты постановлений Правительства Москвы с 1 января вышеуказанных налоговых периодов.
По правилам статей 103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Правительства Москвы в пользу ООО "Крона-Маркет" подлежит взысканию сумма, в счет возмещения понесенных административным истцом судебных расходов по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
Признать недействующим с 1 января 2021 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункты 7013, 7014, 7015, 7016, 7017.
Признать недействующим с 1 января 2022 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункты 10645, 10646, 10647, 10648, 10649.
Признать недействующим с 1 января 2023 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункты 10211, 10212, 10213, 10214, 10215.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит размещению в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы www.mos.ru.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу ООО "Крона-Маркет" расходы по уплате государственной пошлины в размере сумма
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Московского городского суда А.Е.Лоскутова
Решение в окончательной форме изготовлено 07 декабря 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.