Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе и уточненной жалобе фио на определение заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по адрес в адрес от 29 апреля 2022 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ, в отношении кассира магазина "Дикси" адрес Юг" Нурдиновой, на решение судьи Савеловского районного суда адрес от 26 августа 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
31 марта 2022 года в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по адрес в адрес поступило обращение фио о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ кассира магазина "Дикси" адрес Юг" Нурдинову, которая 10 марта 2022 года в магазине "Дикси" по адресу: адрес, совершила обсчет (обман) заявителя при реализаци пива "Хамовники" в количестве 5 штук по цене сумма за единицу, всего на сумму сумма, тогда как на ценнике указаны две цены, а именно: сумма без карты и сумма - по карте, со скидкой.
Определением заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по адрес в адрес от 29 апреля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Савеловского районного суда адрес от 26 августа 2022 года, Рыбину А.В. отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ, в отношении кассира магазина "Дикси" адрес Юг" Нурдиновой.
В настоящее время в Московский городской суд Рыбин А.В. обжалует решение судьи районного суда по доводам поданных жалобы и уточненной жалобы, согласно которым правовых оснований для отказа в возбуждении дела об администратвином правонарушении у должностного лица Роспотребнадзора не имелось; судьей районного суда проигнорирована позиция заявителя, не дана должная оценка его доводам; при рассмотрении настоящего дела не учтены положения ст.28.1 КоАП РФ, регламентирующей порядок возбуждения дела об административном правонарушении, в соответствии с которым, принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении требует в числе прочих проверки содержащихся в нем сведений; выводы должностного лица административного органа и судьи районного суда противоречат действующему законодательству Российской Федерации, судебной практике, правовой позиции Конституционного Суда Рсосийской Федерации.
В судебном заседании Московского городского суда Рыбин А.В. в полном объеме поддержал изложенные в жалобе и в уточненной жалобе доводы, настаивал на их удовлетворении.
Проверив материалы дела, изучив доводы поданной жалобы, выслушав объяснения заявителя, оснований к отмене либо изменению оспариваемых актов не имеется в силу следующего.
Административная ответственность по ч. 1 ст.14.7 КоАП РФ предусмотрена за обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до сумма прописью; на должностных лиц - от десяти тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сумма прописью.
Требования к порядку рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами установлены Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ", в силу ч. 1 ст. 12 которого, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с его компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Вопрос о том, являются ли сообщенные в заявлении данные достаточными для возбуждения дела об административном правонарушении, разрешается лицом, уполномоченным возбуждать такие дела.
Статьей 28.1 КоАП РФ определено, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ст. 14.12, ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Указанные материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч. ч. 1 и 1.1 ст.28.1 Кодекса, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Исходя из изложенного, одним из поводов для возбуждения дела об административном правонарушении являются, в том числе, заявления физических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ), производство по делу об административном правонарушении может быть начато при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, вопрос о том, являются ли сообщенные в заявлении данные достаточными для возбуждения дела об административном правонарушении, разрешается лицом, уполномоченным возбуждать такие дела.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 29 сентября 2015 года N2315-О, связывая возможность возбуждения дела об административном правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях исключает возможность начала производства по делу об административном правонарушении, в частности, в случае отсутствия события административного правонарушения и отсутствия состава административного правонарушения (часть 1 статьи 24.5 названного Кодекса). Соответственно, принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении, которое согласно части 5 статьи 28.1 указанного Кодекса должно быть мотивированным, требует, в частности, проверки указанных в заявлении об административном правонарушении сведений и не предполагает, что такое решение принимается по факту поступления заявления.
Из анализа приведенных выше норм следует, что, если отсутствуют достаточные данные, подтверждающие совершение лицом административного правонарушения, либо имеются предусмотренные частью 1 статьи 24.5 названного кодекса обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, по сообщению, заявлению физического или юридического лица выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, что предусмотрено частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ.
На основании части 4 статьи 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отказывая Рыбину А.В. в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ, в отношении кассира магазина "Дикси" адрес Юг" Нурдиновой, заместитель начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по адрес в адрес исходил из того, что оценка достаточности данных для решения вопроса о привлечении к административной ответственности может быть осуществлена только по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, возбуждение должностными лицами контрольных (надзорных) органов дел об административных правонарушениях без проведения соответствующих мероприятий не допускается, тогда как в силу Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" возможность организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий в 2022 году исключена, за исключением случаев причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан.
Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное выяснение всех обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.
На основании ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В соответствии с частью 1 ст. 57, подпунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31 июля 2020 года N248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", внеплановые контрольно-надзорные мероприятия в отношении хозяйствующих субъектов могут быть проведены органами государственного контроля (надзора) при наличии у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров и только после согласования с органами прокуратуры; при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" установлено, что в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, за исключением случаев причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан.
Исходя из пункта 9 того же Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 года N 336, должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" N248-ФЗ (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).
Оценка достаточности данных для решения вопроса о привлечении к административной ответственности может быть, осуществлена только по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в ходе которого допускается взаимодействие с контролируемым лицом, в том числе в случае, предусмотренном пунктом 10.1 Постановления N 336. Возбуждение должностными лицами контрольных (надзорных) органов дел об административных правонарушениях без проведения соответствующих мероприятий не допускается.
Оставляя без изменения оспариваемое определение заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по адрес в адрес от 29 апреля 2022 года, судья районного суда сочла, что должностным Роспотребнадзора правомерно отказано в возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.7 КоАП в отношении кассира магазина "Дикси" адрес Юг" Нурдиновой, в связи с невозможностью проведения соответствующих контрольных (надзорных) мероприятий, возможность организации которых в 2022 году исключена, а установить ответственное в совершении правонарушении должностное лицо в настоящее время не представляется возможным.
С учетом изложенного, оснований не согласиться с выводами судьи районного суда не имеется.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Кроме того следует отметить, что в силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных ст. 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
Срок давности привлечения по ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ составляет один год с момента совершения административного правонарушения, в данном случае - с 10 марта 2022 года.
Учитывая, что на момент рассмотрения в Московском городском суде жалобы и уточненной жалобы фио установленные законом сроки давности привлечения должностного лица адрес Юг" истекли, возможность правовой оценки действий кассира магазина Нурдиновой в силу закона отсутствует, предусмотренных КоАП РФ оснований для отмены обжалуемых определения заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по адрес в адрес от 29 апреля 2022 года, решения судьи Савеловского районного суда адрес от 26 августа 2022 года и направлении дела на новое рассмотрение не имеется, жалоба и уточненная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
определение заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по адрес в адрес от 29 апреля 2022 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ, в отношении кассира магазина "Дикси" адрес Юг" Нурдиновой, решение судьи Савеловского районного суда адрес от 26 августа 2022 года оставить без изменения, жалобу и уточненную жалобу фио - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Л.Н.Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.