Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ООО "ЮЛТРЕКС" Иващенко А.В. на решение судьи Бабушкинского районного суда адрес от 10 октября 2022 года, которым
постановление N 1401-1507/2021 заместителя главного государственного инспектора адрес в области охраны окружающей среды адрес фио от 03 декабря 2021 года, решение главного государственного инспектора адрес в области охраны окружающей среды фио от 11 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 4.17 Закона адрес от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях", в отношении ООО "ЮЛТРЕКС" (далее - Общество), оставлены без изменения, жалоба - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
постановлением N1401-1507/2021 заместителя главного государственного инспектора адрес в области охраны окружающей среды адрес от 03 декабря 2021 года оставленным без изменения решением главного государственного инспектора адрес в области охраны окружающей среды от 11 января 2022 года, ООО "ЮЛТРЕКС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 4.17 Закона адрес от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях", и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма.
Не согласившись с такими постановлением защитник ООО "ЮЛТРЕКС" Иващенко А.В. подал на них жалобу в суд.
Решением судьи Бабушкинского районного суда адрес от 10 октября 2022 года вышеуказанные постановление и решение должностных лиц административного органа оставлены без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд указанное постановление и решение судьи районного суда обжалует защитник ООО "ЮЛТРЕКС" Иващенко А.В. по доводам поданной жалобы, согласно которым, вина юридического лица во вменяемом ему административном правонарушении не доказана; выводы судьи районного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам.
В судебное заседание Московского городского суда ООО "ЮЛТРЕКС" по доверенности Иващенко А.В. явился, доводы жалобы поддержал в полном объёме, указав о том, что на основании гражданско-правового договора N 0873500000820003956/1571, заключенного 02 ноября 2020 года с ГБОУ Школа N 1571, Общество произвело в полном объёме в период с 01 ноября 2020 года по 30 апреля 2021 года омолаживающую обрезку деревьев в количестве 15 штук по адресу: адрес, о чём был составлен акт сдачи-приёмки оказанных услуг от 28 мая 2021 года. Договор N 0873500000820003956/1571 от 02 ноября 2020 года был выполнен ООО "ЮЛТРЕКС" в полном объёме. В этой связи, 20 сентября 2021 года ООО "ЮЛТРЕКС" каких-либо работ не выполняло, бесплатно дополнительные работы по омолаживающей обрезке двух деревьев не должно было осуществлять. Дополнительных соглашений в рамках договора N 0873500000820003956/1571 от 02 ноября 2020 года на омолаживающую обрезку деревьев в большем количестве, Общество с ГБОУ "Школа N 1571" не заключало. Также, указывает на то, что материалами дела подтверждено, что порубочный билет от 21 августа 2020 года N 2318550-2020 был выдан ГБОУ "Школа N 1571", однако судьёй не было выяснено, на какое количество деревьев был выдан порубочный билет и кто в школе ответственен за соблюдение природоохранных требований, в частности заключение государственных контрактов, дополнительных соглашений и их выполнение. Считает, что ответственность за не проведение работ по омолаживающей обрезке 2-х деревьев (N 96, N 84 по перечётной ведомости и схеме) должна быть возложена на ГБОУ "Школа N 1571", последняя не заключила дополнительные соглашения на указанные работы с ООО "ЮЛТРЕКС".
Исследовав также письменные материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 4.17 Закона адрес от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях" предусмотрено, что нарушение правил содержания зеленых насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 8.10 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - сумма прописью.
В соответствии со статьёй 2 Закона адрес от 05 мая 1999 года N17 "О защите зеленых насаждений" защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории адрес, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены. Юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений.
В силу статьи 7 Закона адрес от 05 мая 1999 года N17 "О защите зеленых насаждений" граждане и юридические лица обязаны обеспечивать сохранность зеленых насаждений, производить весь комплекс агротехнических мероприятий по уходу за зелеными насаждениями на земельных участках, предоставленных им в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, временное пользование, аренду, в том числе и на озелененных территориях.
Согласно пункта 9.1 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002г. N 743-ПП (далее - Правила), правообладатели земельных участков территорий зеленого фонда адрес обязаны: обеспечить сохранность насаждений; обеспечить квалифицированный уход за насаждениями, дорожками и оборудованием в соответствии с настоящими Правилами, не допускать складирования строительных отходов, материалов, бытовых отходов и т.д.; в течение всего года доводить до сведения производственной службы защиты растений (ПСЗР) ГУП "Мосзеленхоз" информацию обо всех случаях массового появления вредителей и болезней и принимать меры борьбы с ними в соответствии с указаниями специалистов, обеспечивать уборку сухостоя, вырезку сухих и поломанных сучьев и лечение ран, дупел на деревьях; по мере необходимости поливать газоны, цветники, деревья и кустарники; не допускать вытаптывания газонов и складирования на них строительных материалов, песка, мусора, снега, сколов льда и т.д.; новые посадки деревьев и кустарников, перепланировку с изменением сети дорожек и размещением оборудования производить только по проектам, согласованным в установленном порядке со строгим соблюдением агротехнических условий; во всех случаях вырубку и пересадку деревьев и кустарников, производимых в процессе содержания и ремонта, осуществлять в соответствии с требованиями данных Правил и технологическим регламентом; при наличии водоемов на озелененных и природных территориях содержать их в чистоте и производить капитальную очистку их не менее одного раза в 10 лет; предусматривать в годовых сметах выделение средств на содержание зеленых насаждений; организовывать разъяснительную работу среди населения о необходимости бережного отношения к зеленым насаждениям.
Оставляя без изменения постановление и решение должностных лиц административного органа, судья районного суда исходил из того, что в департамент природопользования и охраны окружающей среды адрес поступила заявка от 19 августа 2021 года N 2238018-2021 от ГБОУ "Школа N 1571" на закрытие порубочного билета от 25 августа 2020 года N 2369930-2020. Данным порубочным билетом предусмотрена вырубка 1 дерева, омолаживающая образке 17 деревьев. В рамках оказания государственной услуги по закрытию порубочного билета N 25 августа 2020 года, осуществлен выезд 20 сентября 2021 года на место по адресу: адрес (акт обследования территории) на предмет соблюдения природоохранных требований. Осмотром установлено, что работы по омолаживающей обрезке 2 деревьев (N 96, N 84 по перечетной ведомости и схеме) не проведены, чем допущены нарушения требований главы 4 Приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ адрес", статьи 2, 7 Закона адрес от 05 мая 1999 года N17 "О защите зеленых насаждений".
Действия ООО "ЮЛТРЕКС" квалифицированы по части 2 статьи 4.17 Закона адрес от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях"
Факт совершения ООО "ЮЛТРЕКС" указанного административного правонарушения и его вину судья счёл установленными представленным в материалы дела протоколом об административном правонарушении от 09 ноября 2021 года; письменными объяснениями ООО "ЮЛТРЕКС" Иващенко А.В.; копией гражданско-правового договора бюджетного учреждения на выполнение работ по обслуживанию техническому и содержанию зеленых насаждений N 0873500000820003956/1571 от 02 ноября 2020 года с техническим заданием и приложениями; актом сдачи-приемки оказанных услуг; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований; порубочным билетом; иными доказательствами.
Вместе с тем, с таким выводом судьи районного суда о доказанности вины ООО "ЮЛТРЕКС" согласиться не представляется возможным ввиду следующего.
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно частей 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
На основании части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении, на что также указано и в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
В силу статьи 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела.
Статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Исходя из положений части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
При этом, часть 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признает противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (указанного Кодекса).
Между тем, приведенные заявителем доводы о недоказанности вины ООО "ЮЛТРЕКС" в рамках судебного разбирательства в суде первой инстанции ничем не опровергнуты, должным образом судьей суда первой инстанции проверены не были, не опрошено должностное лицо вынесшее постановление в судебном заседании, не истребованы дополнительные документы, в нарушение требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предметом проверки не являлся, тогда как обстоятельства, на которые ссылался защитник Общества Иващенко А.В. в своей жалобе, имеют существенное значение для разрешения настоящего дела.
Как следует, из дела на основании гражданско-правового договора N 0873500000820003956/1571, заключенного 02 ноября 2020 года с ГБОУ Школа N 1571, ООО "ЮЛТРЕКС" произвело в период с 01 ноября 2020 года по 30 апреля 2021 года омолаживающую обрезку деревьев в количестве 15 штук по адресу: адрес, о чём был составлен акт сдачи-приёмки оказанных услуг от 28 мая 2021 года. Данные работы были оплачены школой на основании платежного поручения N 1429 от 04 июня 2021 года. Сведений о том, что ООО "ЮЛТРЕКС" должно было произвести омолаживающую обрезку деревьев в большем размере, чем предусмотрено договором в деле нет. Данные сведения (доп.соглашения) не были запрошены у ГБОУ "Школа N 1571".
При этом, защитник ООО "ЮЛТРЕКС" Иващенко А.В. указывает, что работы по омолаживающей обрезке ими проведены в полном объёме, согласно заключенного договора. Других договоров и дополнительных соглашений с ГБОУ "Школа N 1571" об омолаживающей обрезке в большем количестве деревьев ООО "ЮЛТРЕКС" не заключало.
Из дела следует, что ООО "ЮЛТРЕКС" привлечено к административной ответственности за не проведение работ по омолаживающей обрезке 2 деревьев (N 96, N 84 по перечетной ведомости и схеме).
Однако на основании каких документов (договоров) данные работы должны были быть проведены именно ООО "ЮЛТРЕКС", судьёй не выяснено. Также судьёй не было выяснено, кто ответственен за закрытие порубочного билета и его выполнение в объёме работ, указанных в нём.
Указанные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, поскольку не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть поданную защитником жалобу на оспариваемые акты должностных лиц административного органа, отсутствие в деле дополнительных доказательств не позволяет должным образом проверить обоснованность и доводов поданной в Московский городской суд жалобы.
На основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, решение судьи районного суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а дело - возвращению на новое судебное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела судье надлежит учесть вышеизложенное, вынести законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, известив в установленном порядке участников процесса о месте и времени слушания дела, проверив доводы жалобы привлекаемого к административной ответственности лица, с изложением обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, описанием события административного правонарушения, мотивов принятого решения, с указанием на нормы права, в соответствии с которыми лицо привлекается к административной ответственности, ссылками на доказательства, которые подтверждают установленные обстоятельства дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Бабушкинского районного суда адрес от 10 октября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 4.17 Закона адрес от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях", в отношении ООО "ЮЛТРЕКС" отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.
Судья Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.