Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора ООО ГСА "Системы" фио на постановление судьи Кузьминского районного суда адрес от 17 октября 2022 года, которым
ООО ГСА "Системы" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере сумма,
УСТАНОВИЛ:
12 июля 2022 года старшим инспектором ГИАЗ ОВМ УВД по адрес ГУ МВД России по адрес майором полиции фио в отношении ООО ГСА "Системы" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело передано на рассмотрение в Кузьминский районный суд адрес, судьёй которого вынесено указанное выше постановление.
Не согласившись с вынесенным постановлением, директор ООО ГСА "Системы" (далее - Общество) фио подал жалобу в Московский городской суд, в которой просил отменить обжалуемое постановление, производство по делу прекратить. В обосновании доводов жалобы ссылается на то, что иностранный гражданин работал в ООО "Диалог Металлстрой". адрес по акту приёма-передачи Обществу не передавалась. Также просит применить положения части 3.2-3.3 статьи 4.1, части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебное заседание законный представитель Общества не явился, извещён надлежащим образом, повестка вручена по почте 12 октября 2023 года, обеспечил явку в суд защитника фио, который доводы жалобы поддержал в полном объеме, указав, что работы на строительной площадке выполнял ООО "Диалог Металлстрой". ООО ГСА "Системы" заключило 19 октября 2021 года договор субподряда с ООО "ВОСТОК-М", последние направили им письмо о допуске на строительную площадку их работников, но поскольку, в последствии, было выяснено, что ООО "ВОСТОК-М" не могло в полном объёме исполнить свои обязательства по договору субподряда, то с ними, в тот же день, был расторгнут договор субподряда. Указывает, что письма о допуске иностранных граждан были составлены заблаговременно, однако данные работники так и не приступили к работе, поскольку аванс за работы не был перечислен. Аванс поступил Обществу лишь 26 октября 2021 года, а до этого числа, Общество не приступало к строительным работам.
Проверив также письменные материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность, предусмотренная частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наступает за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание.
В соответствии с частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушения, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или адрес, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до сумма прописью; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до сумма прописью либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на день совершения административного правонарушения) разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на адрес трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
Патент - документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 13 вышеназванного Закона иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Как следует из содержания части 1 статьи 13.3 указанного Закона, работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на адрес иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов дела, установлено судьёй районного суда 20 октября 2021 года в 12 час. 00 мин. по адресу: адрес выявлено нарушение ООО ГСА "Системы" пункта 4 статьи 13, пункта 1 статьи 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", выразившееся в том, что ООО ГСА "Системы" привлекло к трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего гражданина адрес, паспортные данные, при отсутствии у него разрешения на работу либо патента, действующего в Российской Федерации на территории адрес, а именно на момент проверки указанный иностранный гражданин осуществлял уборку строительного мусора на территории стройки по вышеуказанному адресу, чем нарушены требования части 4 статьи 18.15 данного Кодекса, учитывая место совершения административного правонарушения.
Указанные действия Общества квалифицированы по части 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, верно.
Факт совершения административного правонарушения и вина ООО ГСА "Системы" в его совершении подтверждены совокупностью представленных в материалы дела доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО ГСА "Системы", в котором подробно приведено событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указаны нормы закона, нарушение которых вменяется Обществу, при этом права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, протокол составлен с участием защитника - фио, которому разъяснены положения статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, копия протокола ему вручена, протокол соответствует требованиям, предъявляемым статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; рапортом старшего инспектора ГИАЗ ОВМ УВД по адрес ГУ МВД России по адрес майора полиции фио; распоряжением о проведении выездной внеплановой проверки иностранных граждан, пребывающих в Российской Федерации N 267 от 20 октября 2021 года; протоколом осмотра территории от 20 октября 2021 года; фототаблицей; постановлением судьи Лефортовского районного суда адрес от 21 октября 2021 года о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении фио; фотоматериалом; актом проверки N 267 от 22 октября 2022 года; государственным контрактом N 191/21 на выполнение работ по капитальному ремонту здания и наружных инженерных сетей ГБПОУ адрес музыкальный педагогический колледж" по адресу: адрес, д. 14, заключенным между ГКУ "Технический центр Департамента культуры адрес" (Заказчик) и ООО "Диалог Металлстрой" (Подрядчик) на выполнение работ по капитальному ремонту здания и наружных инженерных сетей; определением о
возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 03/16-1760 от 23 ноября 2021 года; письменными объяснениями представителя ООО "Диалог Металлстрой" фио, согласно которым, по адресу: адрес, д. 14, выполняются работы по капитальному ремонту ГКУ "Технический центр Департамента культуры адрес" на основании государственного контракта, в связи с чем, на строительную площадку были допущены рабочие, иностранные граждане, в том числе, фио, при этом субподрядчиком являлся ООО "ЭД-Строй", который в свою очередь заключил договора субподряда с ООО ГСА "Системы", ООО "ИнТехСтро", ИП фио, оплатив эти работы, а также представив сведения о том, что иностранные граждане, допущенные на строительную площадку, в том числе фио являлся работником ООО ГСА "Системы"; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Диалог Металлстрой"; договором субподряда N 04/10-2021/СПД от 04 октября 2021 года, заключенным между ООО "ЭД-Строй" и ИП фио на выполнение демонтажных работ на объекте по адресу: адрес, д. 14; договором субподряда N 19/10-2021/СПД от 19 октября 2021 года, заключенным между ООО "ЭД-Строй" и ООО ГСА "Системы" на выполнение демонтажных работ на объекте по адресу: адрес, д. 14; платёжным поручением N 449 от 26 октября 2021 года о б оплате аванса 15% за демонтажные работы; договором субподряда N 15/10-2021/СПД от 15 октября 2021 года, заключенным между ООО "ЭД-Строй" и ИнТехСтрой" на выполнение демонтажных работ на объекте по адресу: адрес, д. 14, корпус Б; актом приёма-передачи строительной площадки объекта 01 октября 2021 года ООО "ЭД-Строй"; письменными объяснениями генерального директора ООО "ЭД-Строй" фио, в соответствии с которыми ООО "ЭД-Строй" выполняет демонтажные работы по адресу: адрес, д. 14 на основании договора субподряда N 01/10-2021/СПД, заключенного с ООО "Диалог Металлстрой" 01 октября 2021 года, при этом, иностранный гражданин фио является работником ООО адрес, последний выполнял демонтажные работы на основании договора
субподряда от 19 октября 2021 года N 19/10-2021/СПД; письмом генерального директора ООО ГСА "Системы" фио направленного генеральному директору ООО "ЭД-Строй" фио, согласно которому ООО ГСА "Системы" (Субподрядчик) уведомляет ООО "ЭД-Строй" (Подрядчика) о том, что в соответствии с заключенным договором субподряда ООО ГСА "Системы" были привлечены иностранные граждане, в том числе фио; письменными объяснениями защитника ООО ГСА "Системы" фио от 13 декабря 2021 года, согласно которым выявленный иностранный гражданин фио не является работником ООО ГСА "Системы", поскольку работы Обществом не проводились; договором субподряда N 2021/10-ДМ от 19 октября 2021 года, заключенным между ООО ГСА "Системы" (Субподрядчик) и ООО "ВОСТОК-М" (Субсубподрядчик), в соответствии с которым Субсубподрядчик по заданию Генерального подрядчика обязуется выполнить демонтажные работы на объекте по адресу: адрес д. 14, корп. А, этаж 1, и иными письменными доказательствами, имеющимися в деле.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывает, доказательствам по делу дана надлежащая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Объективных сведений, опровергающих или ставящих под сомнение данные доказательства, не имеется.
Вывод должностного лица и судьи районного суда о виновности ООО ГСА "Системы" в совершении правонарушения соответствует письменным материалам дела, представленным доказательствам, которым дана надлежащая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, а именно, требований пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ.
Возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у Общества имелась, доказательства принятия Обществом всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований Обществом не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
При таких обстоятельствах, действия ООО ГСА "Системы" по части 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях квалифицированы правильно.
Довод жалобы о том, что иностранные граждане, в том числе фио, допущенные на строительную площадку являются работниками ООО "Диалог Металлстрой", не нашёл своего подтверждения.
В силу положений статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на адрес правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
Статьёй 16 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
По смыслу части 2 статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трёх рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.
Исходя из изложенного, наличие оформленного трудового либо гражданско-правового договора, не является необходимым элементом объективной стороны вменённого ООО ГСА "Системы" административного правонарушения, так как доказыванию в данном случае подлежит фактический допуск ООО ГСА "Системы" конкретного иностранного гражданина к выполнению каких-либо работ в своих интересах.
Доводы о том, что ООО ГСА "Системы" как Субподрядчик заключило договор субсубподряда N 2021/10-ДМ от 19 октября 2021 года с ООО "ВОСТОК-М", последний, в свою очередь, направило ООО ГСА "Системы" письмо о привлечении иностранных граждан к работам по договору, - не могут повлечь отмену оспариваемого постановления, поскольку письменными материалами дела не подтверждено, что данный договор был оплачен ООО ГСА "Системы". Кроме того, установлено, что ООО "ВОСТОК-М" так и не приступило к выполнению указанных выше работ. При этом в деле имеется договор субподряда от 19 октября 2021 года N 19/10-2021/СПД, заключенный между ООО "ЭД-Строй" (Генеральный подрядчик) и ООО адрес (Субподрядчик), последний выполнял демонтажные работы по вышеуказанному адресу с привлечением труда иностранных работников, что также подтверждено письмом генерального директора ООО ГСА "Системы" фио направленного генеральному директору ООО "ЭД-Строй" фио, согласно которому ООО ГСА "Системы" (Субподрядчик) уведомляет ООО "ЭД-Строй" (Генерального подрядчика) о том, что в соответствии с заключенным договором субподряда ООО ГСА "Системы" были привлечены иностранные граждане, в том числе фио По вышеуказанному договору субподряда Генеральным подрядчиком внесён аванс.
Таким образом, ООО ГСА "Системы" как Субподрядчик обязан контролировать надлежащее исполнение демонтажных работ по вышеуказанному адресу, а также недопущение к трудовой деятельности на строительном объекте иностранных граждан, не имеющих разрешения на работу на адрес. Таким образом, Общество должно было осуществлять проверку легальности привлечения к трудовой деятельности как своих работников, являющихся иностранными гражданами так и работников субсубподрядчиков для обеспечения исполнения публично-правовой обязанности как лица, ответственного за осуществление демонтажных работ.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до сумма прописью; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до сумма прописью либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма назначено в пределах санкции части 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, имущественного положения юридического лица. Выводы по мере наказания мотивированы, оснований не согласиться с назначенной мерой наказания, не имеется.
Оснований для снижения наказания и применения положений частей 3.2 - 3.3 части 4.1, части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нахожу.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемого постановления судьи, решения судьи, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Кузьминского районного суда адрес от 17 октября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО ГСА "Системы" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.