Судья Московского городского суда Леонова М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Краевой О.Ф. на постановление заместителя начальника МАДИ N 0356043010222081602004838 от 16 августа 2022 г., решение первого заместителя начальника МАДИ от 08 сентября 2022 г. и решение судьи Савеловского районного суда адрес от 19 января 2023 г. по делу об административном правонарушении по ч. 5 ст. 12.16 КоАП РФ в отношении Краевой О.Ф.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника МАДИ N 0356043010222081602004838 от 16 августа 2022 г, оставленным без изменения решением первого заместителя начальника МАДИ от 08 сентября 2022 г, Краева О.Ф. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 12.16 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма
Решением судьи Савеловского районного суда адрес от 19 января 2023 г. названные выше постановление, решение должностных лиц оставлены без изменения, жалоба Краевой О.Ф. без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Московский городской суд, Краева О.Ф. просит состоявшиеся по делу постановления отменить, вернуть дело на новое рассмотрение в МАДИ.
Краева О.Ф. в судебное заседание явилась, доводы жалобы поддержала.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав Краеву О.Ф, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отмене решения первого заместителя начальника МАДИ от 08 сентября 2022 г, решения судьи Савеловского районного суда адрес по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Порядок пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, являющегося одной из стадий производства по делу об административном правонарушении, установлен гл. 30 КоАП РФ.
В силу пп. 2, 4, 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Часть 1 ст. 25.15 КоАП РФ предусматривает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Содержание вышеперечисленных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрении дела об административном правонарушении или рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п. п. 62, 63, 66 Правил оказания услуг телеграфной связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 222, вручение телеграмм гражданам и организациям (юридическим лицам) по месту их нахождения осуществляется исключительно под расписку с указанием даты и местного времени. Телеграммы, адресованные организациями и (или) должностным лицам, вручаются в пункте назначения лицу, уполномоченному на получение телеграмм для последующего вручения адресату, только при наличии договора между соответствующим юридическим лицом и оператором связи, осуществляющим доставку; при невозможности доставки телеграммы по независящим от оператора связи причинам об этом извещается пункт подачи с указанием причины невручения телеграммы для последующего сообщения отправителю, если отправитель указал при подаче телеграммы свой адрес или телефон.
В силу пункта 345 Требований, утвержденных Приказом Министерства информационных технологий и связи РФ от 11.09.2007 N 108 "Об утверждении требований к оказанию услуг телеграфной связи в части приема, передачи, обработки, хранения и доставки телеграмм" при невозможности доставки телеграммы по независящим от оператора связи причинам по истечении 2-х суток в пункт подачи направляется служебная телеграмма с указанием причины невручения телеграммы согласно Телеграфному коду "Связь".
В порядке ч.ч. 2, 4 ст. 29.7 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Из материалов настоящего дела, решения первого заместителя начальника МАДИ от 08 сентября 2022 г. усматривается, что в нарушение приведенных выше требований КоАП РФ жалоба Краевой О.Ф. на постановление заместителя начальника МАДИ N 0356043010222081602004838 от 16 августа 2022 г. по делу об административном правонарушении рассмотрена в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, без надлежащего извещения последнего о месте и времени рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающих факт надлежащего извещения Краевой О.Ф. о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении первым заместителем начальника.
Следовательно, вывод судьи районного суда о законности и обоснованности решения первого заместителя начальника МАДИ сделан без учета всех обстоятельств, подлежащих выяснению в силу требований ст. 1.6, 24.1, 26.1, 30.6 КоАП РФ, и является преждевременным.
Невыполнение требований КоАП РФ, обеспечивающих создание со стороны вышестоящего должностного лица надлежащих процессуальных условий для справедливого разбирательства дела в разумный срок, повлекло нарушение права Краевой О.Ф. на защиту.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
При таких обстоятельствах, решение первого заместителя начальника МАДИ от 08 сентября 2022 г, решение судьи Савеловского районного суда адрес от 19 января 2023 г. подлежат отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение первому заместителю начальника МАДИ.
При новом рассмотрении дела по жалобе Краевой О.Ф. первому заместителю начальника МАДИ следует учесть вышеизложенное и принять по жалобе обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.
В связи с отменой решения первого заместителя начальника МАДИ от 08 сентября 2022 г, решение судьи районного суда по указанным основаниям, суд не входит в обсуждение иных доводов жалобы Краевой О.Ф, в связи с тем, что они подлежат рассмотрению первым заместителем начальника при новом рассмотрении дела по существу жалобы.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
решение первого заместителя начальника МАДИ от 08 сентября 2022 г, решение судьи Савеловского районного суда адрес от 19 января 2023 г. отменить, материалы дела об административном правонарушении по жалобе Краевой О.Ф. направить на рассмотрение первому заместителю начальника МАДИ на новое рассмотрение.
Судья
Московского городского суда М.Н. Леонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.