Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Министерства обороны Российской Федерации по доверенности фио на постановление судьи Пресненского районного суда адрес от 09 сентября 2021 года, которым Министерство обороны Российской Федерации признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма,
УСТАНОВИЛ:
14 мая 2021 года судебным приставом - исполнителем отделения судебных приставов адрес в отношении Министерства обороны Российской Федерации составлен протокол об административном правонарушении по ч.2.1 ст.17.7 КоАП РФ.
Данный протокол с иными материалами, в соответствии с ч.3 ст.23.1, ч.2 ст.29.5 КоАП РФ, на рассмотрение по подведомственности передан в Пресненский районный суд адрес, судьей которого вынесено приведенное выше постановление.
Не согласившись с таким судебным актом, защитник Министерства обороны Российской Федерации подал жалобу в Московский городской суд, ссылаясь на отсутствие в действиях Министерства обороны Российской Федерации состава вмененного административного правонарушения.
Решением судьи Московского городского суда от 11 апреля 2022 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.
Постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 15 сентября 2023 года указанное решение судьи Московского городского суда отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Московский городской суд.
В судебное заседание законный представитель Министерства обороны Российской Федерации, будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку защитника по доверенности фио, в полном объеме поддержавшего изложенные в жалобе доводы, настаивавшего на их удовлетворении.
Изучив материалы дела, проверив доводы поданной жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, имеются основания для отмены оспариваемого постановления судьи районного суда в силу следующего.
Административная ответственность по части 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена за неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от одного миллиона до сумма прописью либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" определено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
На основании ст. 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьями 5 и 6 того же Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ установлено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы; законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей адрес; в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом; невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В силу положений ч.1 и ч.2 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения; при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Согласно ст. 113 приведенного выше Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ, в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приведенные нормы направлены на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, в том числе, в сфере обеспечения пожарной безопасности.
При этом, исполнительный документ - это документ, являющийся основанием для возбуждения исполнительного производства и совершения судебным приставом-исполнителем действий по принудительному исполнению судебных решений, а так же актов других органов.
Признавая Министерство обороны Российской Федерации виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ, и подвергая административному наказанию в виде административного штрафа, судья районного суда исходила из того, в 12.00 час. 25 января 2021 года по адресу: адрес, дом 19, Министерство обороны Российской Федерации, будучи должником по исполнительному производству N68027\20\51001-ИП, возбужденному 15 мая 2020 года на основании выданного Октябрьским районным судом адрес исполнительного листа серии N018051274 от 07 мая 2020 года по делу N2-5318\19, которым на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность обеспечить консервацию объекта незавершенного строительством здания санитарно-эпидемиологического отряда по адресу: адрес, в районе дома 22, принять необходимые меры, препятствующие несанкционированному доступу внутрь объекта на территории строительной площадки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2011 года N802, полностью очистить территорию земельного участка с кадастровым номером 51:20:0002015:13 по адресу: адрес, в районе дома 22, от строительного и бытового мусора (бой кирпича, строительных материалов, бытовой мусор), в срок до 28 мая 2020 года данные требования имущественного характера не исполнило, в связи с чем 29 июня 2020 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, 20 октября 2020 года постановлением судебного пристава-исполнителя назначен новый срок исполнения требований неимущественного характера - в течение 20 дней с момента получения постановления, полученное должником 27 октября 2020 года, постановлением от 16 ноября 2020 года Министерство обороны Российской Федерации подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, 30 декабря 2020 года должностным лицом отделения судебных приставов адрес Министерство обороны Российской Федерации признано виновным в
совершении правонарушения по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа, 03 декабря 2020 года вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа - до 14 января 2021 года, в который указанные требования неимущественного характера исполнены не были, что выявлено 25 января 2021 года.
Данные обстоятельства судья районного суда сочла установленными представленными в материалы дела доказательствами.
Вместе с тем, подвергая Министерство обороны РФ административному наказанию по ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ, судьей районного суда не учтено следующее.
Исходя из объективной стороны состава правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, административная ответственность по указанной норме наступает за неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.
Таким образом, по делам данной категории подлежат установлению обстоятельства, подтверждающие наличие вынесенного судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства постановления о наложении на лицо, привлекаемое к административной ответственности, как должника административного штрафа за неисполнение исполнительного документа, а также вынесение судебным приставом-исполнителем после вышеназванного процессуального решения нового постановления, которым должнику установлен новый срок исполнения исполнительного документа.
В данном случае материалы дела свидетельствуют о том, что после вынесения 30 декабря 2020 года должностным лицом отделения судебных приставов адрес постановления о привлечении Министерства обороны Российской Федерации к ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ и наложении на него административного штрафа, постановление о предоставлении нового срока исполнения исполнительного документа судебным приставом-исполнителем не выносилось.
Согласно протоколу об административном правонарушении судебного пристава - исполнителя отделения судебных приставов адрес от 14 мая 2021 года в вину Министерству обороны Российской Федерации вменено неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя от 03 декабря 2020 года, то есть вынесенного до постановления о назначении административного штрафа, что свидетельствует об отсутствии в действиях Министерства обороны Российской Федерации объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, в связи с чем привлечение к административной ответственности по указанной норме является недопустимым.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом установленных обстоятельств, оспариваемое постановление судьи Пресненского районного суда адрес от 09 сентября 2021 года нельзя признать законным, оно подлежит отмене, а дело об административном правонарушении - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Пресненского районного суда адрес от 09 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении Министерства обороны Российской Федерации отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.